ВНУТРЕННИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АКТИВОВ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ КОМПАНИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 

Воронов А.С. (ИНЭП, г.Москва, РФ)

 

Consideration of major internal factors affecting the internet-site efficiency is represented in this paper. Ways of improving internal factors of internet-sites of small and middle-sized business companies are also studied.

 

Начало XXI века в мировой экономике ознаменовано резким повышением значения отрасли знаний. Информатизация охватывает все основные аспекты экономической деятельности большинства компаний различных направлений деятельности и форм собственности. Одним из условий успешной работы  в настоящее время является наличие и эффективная работа интернет-сайта компании. Конечной целью повышения эффективности работы интернет-сайта компании является увеличение оборота и прибыли компании, владеющей сайтом. Достижение данной цели неразрывно связано с работой над такими показателями сайта как посещаемость, качество трафика, и уровень конверсии целевых посетителей.

Необходимо отметить, что важна работа как над внутренними параметрами (повышение уровня конверсии), так и над внешними (привлечение на сайт целевых посетителей и контроль за качеством трафика). Очевидно, что интернет-сайт с высокой целевой посещаемостью, но имеющий низкий уровень конверсии не будет успешно выполнять свою основную коммерческую функцию – посетители будут покидать сайт, так и не обратившись к услугам или коммерческому предложению компании. То же самое верно в отношении сайта, обладающего высоким уровнем конверсии и имеющего низкую посещаемость или обеспеченного различными способами потоком нецелевых посетителей. В последнем случае сайту некого будет конвертировать из посетителей в клиентов.

Конверсию, то есть долю посетителей сайта, выполняющих на сайте целевые, необходимые владельцу сайта действия определяют две основных группы факторов:

·        качество посетителей сайта и общая подготовленность его аудитории

·        внутренние факторы сайта: содержимое его страниц, набор сервисов, удобство навигации, внешнее впечатление от дизайна сайта

Подготовленность и качество попадающей на сайт аудитории определяются способом привлечения посетителей, его настройками и параметрами. Эти способы могут быть названы внешними факторами конверсии. Параметры сайта, влияющие на поведение посетителя после перехода на сайт, называются внутренними факторами конверсии. Рассмотрим внутренние факторы, влияющие на конверсию интернет-сайта и способы повышения конверсии с использованием внутренних факторов:

Информация,  контент  - качественное (уникальное, полное, тематически выдержанное) наполнение сайта способствует повышению эффективности его работы:

·        удовлетворение информационных потребностей посетителей

·        создание сайту имиджа авторитетного и компетентного источника

·        распространение информации сайта и ссылок на сайт

·        улучшение позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем (информационное наполнение один из важных факторов ранжирования в поисковых системах)

Стоимость работ по написанию текстов для сайта составляет от 300 р. за одну учетную страницу (1800 символов с учетом пробелов), так же для решения этой задачи во многих случаях могут быть задействованы внутренние ресурсы компании, что дает возможность, во-первых, снизить расходы на эти работы, а во-вторых, повысить их качество.

Точная количественная оценка влияния информационного наполнения сайта на уровень конверсии затруднена так как информационное наполнение сайта оказывает влияние на многие аспекты эффективности работы актива интернет-сайта. Для оценки полноты информационного наполнения сайта требуется либо экспертная оценка либо проведение опросов пользователей или проведение дополнительных выборочных исследований удовлетворенности аудитории информационным наполнением.

Сервисы – сервисами сайта называются функциональные модули, предоставляющие пользователям дополнительные возможности и информационные услуги. Примерами сервисов сайта могут служить модули каталога товаров или услуг, дополнительная возможность параметрического поиска или сравнения товаров в каталоге, функциональность обсуждения или публикации пользовательских отзывов о товарах и услугах.

Для сайтов различной направленности некоторый портфель сервисов считается необходимым минимумом. Например, интернет-магазин может вызвать негативную реакцию пользователей при отсутствии модулей каталога и корзины для оформления заказа. Отсутствие сервисов, которые ожидаются пользователем от сайта, может вызвать негативную реакцию, напротив - удобные основные и дополнительные сервисы на сайте повышают доверие пользователей и их удовлетворенность от использования сайта.

Стоимость работ по расширению набора доступных на сайте сервисов состоит из расходов на проектирование и техническую реализацию сервисов. Стоимость часа работы специалистов необходимого уровня находится в диапазоне 1000-2000р., необходимые временные затраты составляют при этом от 3 до 20 часов [1].

Оценка влияния наличия сервисов на конверсию так же затруднена, но может быть проведена посредством анализа действий пользователей на сайте: по возрастанию доли посетителей, реализующих целевые сценарии, по возрастанию среди целевых сценариев доли тех, которые реализованы с использованием новых сервисов.

Юзабилити - общее удобство использования сайта: доступность необходимых пользователям функций и данных, интуитивная понятность интерфейса. Примерами юзабилити аспектов могут служить расположение контактных данных или компоновка навигационных элементов. Распространенной ошибкой является труднодоступность контактных данных на многих сайтах, зачастую они расположены только на одной странице, ссылка на которую так же может быть расположена вовсе не на виду. Ссылка на страницу с контактной информацией должна быть хорошо заметна, а часть контактной информации, такую как телефоны и адрес во многих случаях имеет смысл продублировать на всех страницах сайта. Похожая ситуация с компоновкой и составом навигационных блоков – отсутствие на внутренних страницах возможности вернуться на более высоких уровень или отсутствующая в реализации навигационных блоков индикация о текущем положении в структуре сайта могут вызвать проблемы при реализации целевых сценариев у посетителей сайта.

Стоимость профессиональных юзабилити исследований и аудита начинается от 100 000 р. и имеет область применения связанную с большими, нагруженными системами, обрабатывающими большое количество пользовательских контактов. Проведение глубоких исследований и сложного анализа называют продвинутыми аспектами юзабилити.

Для сайтов малого бизнеса вполне достаточно здравого смысла при принятии дизайнерских и компоновочных решений, а так же избегания распространенных ошибок и последовательного подхода, направленного на снижение сложности и количества шагов при реализации целевых сценариев. Эти требования так же называют базовыми аспектами юзабилити.

Для оценки влияния юзабилити сайта на конверсию и измерения  результатов действий, направленных на повышение юзабилити, производят наблюдения за уровнем конверсии и составом и количеством действий, которые выполняют посетители сайта при реализации целевых сценариев. По результатам таких наблюдений выявляются узкие места и излишне сложные или лишние действия, встречающиеся при реализации целевых сценариев, намечаются и реализуются мероприятия по их устранению.

Дизайн, визуальное впечатление. По дизайну и оформлению внешних интерфейсов сайта его посетители составляют первое впечатление о сайте, значение этого впечатления не стоит недооценивать. Красиво, последовательно и аккуратно оформленный сайт располагает к себе посетителя и повышает доверие к компании владельцу, что положительно сказывается на уровне конверсии сайта. Влияние дизайна сложно оценить количественно так как смена дизайна приводит к изменению многих факторов, влияющих на эффективность актива интернет-сайта.

Подводя итог, можно сказать, что с учетом особенностей ведения бизнеса в интернете компаниями малого и среднего бизнеса, основное внимание при разработке и развитии сайта нужно уделить внутренним факторам в следующем порядке (по убыванию важности):

1.     базовые аспекты юзабилити

2.     информационное наполнение

3.     дизайн и визуальное наполнение

4.     сервисы и функциональные решения сайта

5.     продвинутые аспекты юзабилити

Литература

1.    Условия реализации оффшорных и аутсорсинговых проектов http://www.avim.ru/page.php?id=122

2.  Ценность юзабилити и суть юзабилити-оптимизации http://www.usabilitylab.ru/usability/

Сайт управляется системой uCoz