АНАЛИЗ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Волошина С.В. (РГЭУ «РИНХ», г. Ростов-на-Дону, РФ)

One of the most priority elements of management of commercial organization is the internal control, which is submitted by system of the balanced parameters and analysis of the segment reporting. The given elements allow to estimate not only efficiency of activity of services of management and marketing, but also to give the successful analysis, to systematize the basic key initiatives of business, to formulate on this basis strategy of development on separate segments and in the whole organization.

 

Важным  направлением использования сегментарной отчетности служит анализ ее показателей.  Аудиторская проверка позволяет получить мнение о достоверности представленной в отчетности информации. Сегментарный анализ представляет собой сочетание классического экономического анализа, основным содержанием которого является последовательное разложение, расчленение исследуемого объекта и влияющих на него факторов, и маржинального подхода, предполагающего разделение затрат на переменные и постоянные и выведением маржинального дохода[1]. Данный вид анализа может осуществляться при составлении отчетности по сегментам, т.е. отчетности, которая составляется по тем предметам  деятельности, информация о затратах и доходах которых интересует менеджеров. В качестве таких сегментов принято выделять структурные единицы, виды продукции, производственные линии, клиенты, сбытовые территории. Высокий уровень аналитичности достигается при этом в том случает, когда информация  о затратах, продажах и доходах постепенно конкретизируется к более детальным сегментам хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Как отмечает А.А. Соколов[2], пользователю для принятия оптимального решения  по выработке стратегии в отношении коммерческой организации необходимо на базе сегментарной отчетности провести аналитические расчеты и анализ количественных и качественных показателей. Оценка эффективности деятельности организации и перспективы развития допускает различные подходы. Менеджерам организации следует в первую очередь проанализировать отчет, в котором сегментами являются виды реализуемой продукции, которые являются первичными отчетными сегментами на рассматриваемой организации ОАО «Винзавод Георгиевский». Затем, в разрезе каждого региона следует проанализировать реализуемые виды продукции. По мнению А.А. Соколова анализ сегментарной отчетности должен проводиться поэтапно:

1.     Пользователь информации по сегментам определяет цели и задачи проводимого анализа.

2.     Выбирается система показателей, которые будут использоваться в исследовании.

3.     Пользователь принимает решение о выборе способов исследования, технических приемов и средств.

4.     Подготовка источников информации для проведения анализа.

При составлении сегментированной отчетности показывается величина маржинального дохода (суммы покрытия), приносимого каждым сегментом, т.е. его вклад в формирование прибыли сегмента более высокого уровня или организации в целом. Выделяют два подхода к составлению и анализу сегментированной отчетности. В первом варианте используется простой одноступенчатый расчет маржинального дохода, когда для каждого сегмента  такой подход определяется как разность между объемом продаж и его переменными затратами. Представим отчет ОАО «Винзавод Георгиевский» по операционным сегментам таблица 1.

 

Таблица 1 - Сегментированный отчет при одноступенчатом расчете маржинального дохода

Показатели

Виды продукции как сегменты организации (тыс. руб.)

Вина

Водка

Коньяк

Итого по компании

десертные

натуральные

столовые

тыс. руб.

Выручка от продаж

3716,6

359595,2

278134,1

2110,3

1002,1

644558,3

Переменные затраты

235,7

3457,6

3421,9

1132

653

8900,2

Маржинальный доход

3480,9

356137,6

274712,2

978,3

349,1

635658,1

Постоянные затраты

-

-

-

-

-

7689,1

Операционная прибыль

-

-

-

-

-

627969

 

Анализ сегментированного отчета показывает, что маржинальный доход, который получает винзавод от продажи вина значительно выше, чем от продажи водочной и коньячной продукции.

Сегментированная отчетность уже при простом расчете маржинального дохода представляет определенную информационную базу для анализа. Но, для получения прибыли необходимо возместить постоянные затраты, для менеджеров предприятия очень важно знать, в какой степени причастен к формированию и покрытию затрат каждый из выделенных сегментов. Поэтому, в ряде случаев необходимо дополнительно проводить анализ сегментированной отчетности при использовании двухступенчатого расчета маржинального дохода. При данном методе принято выделять специальные (прямые) и общие (косвенные) постоянные затраты.

Прямые затраты могут быть прямо отнесены на конкретные сегменты, а общие – рассматриваются как затраты, возникающие на более высоком уровне сегментирования или на уровне компании в целом, и на сегменты не относится.

Представим отчет организации с использованием второго метода расчета маржинального дохода по операционным сегментам (видам продукции) в табл.2.

 

Таблица 2 - Сегментированный отчет при двухступенчатом расчете маржинального дохода

Показатели

Виды продукции как сегменты организации (тыс. руб.)

Вина

Водка

Коньяк

Итого по компании

десертные

натуральные

столовые

тыс. руб.

Выручка от продаж

3716,6

359595,2

278134,1

2110,3

1002,1

644558,3

Переменные затраты

235,7

3457,6

3421,9

1132

653

8900,2

Маржинальный доход 1

3480,9

356137

274712,2

978,3

349,1

635658,1

Специальные (прямые) постоянные затраты

1200

2400

1670

432

110

5812

Маржинальный доход 2

2280,9

353737

273042,2

546,3

239,1

629845,5

Общие постоянные  затраты

-

-

-

-

-

1877,1

Операционная прибыль (прибыль от продаж)

-

-

-

-

-

627969

 

Сегментированный отчет при двухступенчатом расчете маржинального дохода, представленный в таблице 2, содержит детализированную информацию о величине маржинальной прибыли, а также сумме постоянных затрат по каждому виду реализуемой продукции. Мы видим, что величина постоянных затрат по продукции вина также превышает эти показатели по продукции водка и коньяк. Этот более развернутый анализ показывает какие виды продукции более рентабельны, оправдывает ли полученная прибыль величину понесенных затрат по каждому операционному сегменту. Одноступенчатый  анализ не позволяет учитывать все постоянные затраты по каждому сегменту и может привести к неточным выводам. Следует также сказать о том, что на предприятии помимо анализа построения и анализа сегментированной отчетности, нужно также проводить активную маркетинговую и снабженческо-сбытовую политику. Благодаря проведенному более подробному анализу менеджеры предприятия имеют хорошую базу для разработки системы мероприятий по значительному сокращению затрат на сбыт продукции. В зависимости от стоящих перед работниками служб управления  и маркетинга задач и наличия соответствующей информации возможны, конечно, и иные способы и порядок составления и проведения сегментарного анализа. Например, можно проводить анализ не только по операционным сегментам, но и взять во внимание основные выделенные географические сегменты (регионы сбыта продукции). В разрезе каждого региона можно отразить, насколько каждый вид производимой продукции пользуется спросом в каждом конкретном географическом сегменте. Таким образом, сегментарный анализ является эффективным универсальным инструментом, позволяющим решать многообразные задачи управления.

Необходимо дополнить, что сегментарный анализ может проводиться также с использованием системы сбалансированных показателей, как одно из современных подходов к стратегическому управлению организацией, разработанной учеными Гарвардской школы бизнеса Робертом С. Капланом и Дэвидом П. Нортоном в 1990 г[3]. Она основана на причинно-следственных связях между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами достижения запланированных результатов. Данная система включает в себя следующие составляющие: 1.Финансовая; 2. Клиентская; 3.Внутренние бизнес-процессы; 4. Обучение и развитие персонала.

Все эти показатели системы универсальны и пригодны для любого вида деятельности, которые представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Универсальные показатели системы сбалансированных показателей

Составляющая системы

Показатели

Финансовая

Рентабельность инвестиции и добавленная стоимость

Клиентская

Удовлетворение потребностей клиента, сохранение клиентской базы и доли рынка

Внутренние бизнес-процессы

Качество, сроки исполнения заказа, стоимость, разработка новых продуктов

Обучение  и развитие персонала

Удовлетворенность персонала и наличие информационных систем

Эта система позволяет предприятию разрабатывать стратегию развития ориентированную на потребителя товаров и услуг высочайшего качества по соответствующим ценам, анализировать показатели роста дохода, снижения себестоимости и повышения производительности, оптимального использования основных средств и сокращения рисков, и этими показателями оценивается деятельность всех менеджеров. При проведении анализа сегментарной отчетности по географическим сегментам, т.е. по основным покупателям производимой предприятием продукции, использование системы сбалансированных показателей позволяет оценить платежеспособность и финансовую состоятельность каждого сегмента. Примерная стратегия организации представлена в таблице 4.

 

Таблица 4 - Стратегия компании в отношении прибыльных и неприбыльных клиентов

Клиенты

Прибыльные

Неприбыльные

Целевой сегмент

Нецелевой сегмент

Сохранить

Контролировать

Трансформировать

Прекратить сотрудничество

 

Эта система позволяет комплексно в стратегической перспективе анализировать и оценивать эффективности бизнеса коммерческой организации.



[1] Комплексный экономический анализ предприятия/Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. – СПб.: Питер, 2009. –с. 211,220

[2] Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с.218

[3] Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2008. – с.88

Сайт управляется системой uCoz