Совершенствование управления качеством молока в СПК «Русь» Козельского района Калужской области

 

Волкова Н.В. (КФ РГАУ-МСХА, г. Калуга, РФ)

 

In the article quality management of milk is investigated, the basic ways of improvement of quality of milk are determined, the basic components of competitiveness are described.

 

Категория «качество» издавна привлекала внимание мыслителей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые характеристику этой категории дал Аристотель, определивший ее как видовое отличие сущности. Галилей, Локк и другие философы различали качества объективные, присущие природным вещам, и субъективные, существующие только в человеческом восприятии. Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, непосредственную характеристику бытия объекта. (1, стр.41)

Управление качеством – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него.

Управлять качеством, по мнению Н.К. Розовой, - значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса). (4, стр.95).

Анализ поведения покупателей показывает, что для них в процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и использование максимален по сравнению с другими аналогичными товарами. Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде. Но определить, соответствует ли товар хозяйства этому условию, можно лишь в процессе сравнения с другими представленными на рынке товарами. Для этих целей и проводят анализ конкуренции на рынке, который осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации о деятельности конкурирующих фирм.

Большинство сельскохозяйственных предприятий Козельского района имеет молочное направление с углубленной специализацией. Наличие конкурентов на рынке сбыта молочной продукции подталкивает СПК «Русь» управлять издержками производства, качеством продукции, объемами ее производства. Однако отсутствие маркетинговой службы на предприятии, недостаток необходимых знаний у специалистов предприятия тормозит развитие конкурентоспособности хозяйства.

СПК «Русь»  занимает 7 ранг среди конкурентов (всего восемь). Это говорит о низкой конкурентоспособности данного предприятия, а в частности молока. Так как качество выступает главным фактором конкурентоспособности товара, то необходим более детальный его анализ.

 

Таблица 1- Качество молока в СПК «Русь» по сравнению с эталоном

Показатели качества молока

Баллы

                 

         Ранг

Произведение

эталон

факт

эталон

факт

Консистенция

10

10

10

100

100

Вкус и запах

10

9

10

100

90

Цвет

10

10

10

100

100

Кислотность, Т

10

8

10

100

80

Плотность, кг/м

10

9

10

100

90

Итого

-

-

50

500

460

 

                          Вэт.=500/50=10;  Вфакт.=460/50=9,2

Из проведенных расчетов видно, что качества молока в СПК «Русь» ниже качества эталонного молока на 8 %. Поэтому молочный завод принимает все молоко от СПК «Русь» второго сорта по цене 4,8 руб. за 1 кг.

Бесперебойное полноценное кормление, правильное, с наибольшей отдачей использование кормов – важный фактор повышения продуктивности коров, а, следовательно, увеличения производства молока. Приближение структуры рациона к научнообоснованным нормам кормления при условии соблюдения технологической дисциплины позволит более рационально использовать корма, то есть при том же уровне кормления увеличить объемы производства молока.

Хозяйство в результате увеличения использования кормов может получить дополнительный выход молока 445 ц., что в фактических ценах реализации составляет 213 тыс.руб.

Для повышения конкурентоспособности молока необходимо повысить его качество следующими методами:

1) снизить кислотность молока до уровня 16 Т;  

2) не допускать использование кормов, обладающих резкими запахами перед дойкой и во время получения молока,

3) хранить молоко в проветриваемых помещениях. 

Для повышения жирности молока, а, следовательно, и выручки хозяйства,  необходимо после отключения аппарата доения подоить каждую корову руками в течение нескольких минут. От одной коровы в день можно получить около 100 грамм молока с  жирностью 4,5% в среднем. В пересчете на базисную жирность это составит 11*4,5/3,4=14,6 литров. В год от стада коров получиться 215 дней* 14,6=3139 литров. Выручка дополнительная составит 3139*5,58=175,52 тыс. руб.

Так как в СПК «Русь» сдельно – премиальная система оплаты труда, то за каждый дополнительно надоенный литр доярка получит 0,38 руб. Следовательно зарплата дояркам дополнительно составит 0,38 * 3139 = 1192,82 руб. При этом прибыль составит 175,52-1,192=174,328 руб.

Уровень товарности в СПК «Русь» составляет 81 %. Это обусловлено тем, что часть молока используется на внутрихозяйственные нужды: выпойку телят и на оплату труда работников. В 2008 году на выпойку телят было израсходовано 329 ц. С целью увеличения уровня товарности молока необходимо часть молока, используемого на выпойку телят заменить на заменитель цельного молока.

ЗМЦ готовят с целью частичной или полной замены цельного молока при выращивании молодняка. ЗМЦ должен имеет высокую переваримость и содержать достаточное количество протеина с наличием в его составе всех незаменимых аминокислот.

При стандартной рецептуре кормления 1 кг заменителя разводится на 10 литров воды. Кроме того, как показывает опыт работы с ЗМЦ «Кальволак» регулярное применение данного препарата позволяет существенно уменьшить падеж молодняка в раннем возрасте, снизить риск получения молока от больной коровы. При достаточно низкой цене «Кальволак» является сбалансированным высококачественным препаратом.

В первые дни после рождения теленок должен обязательно получить молозиво, в котором содержится повышенное, по сравнению с молоком, количество белка, жира, минеральных веществ, витаминов. Молозиво и молоко матери теленок должен получать до тех пор, пока не достигнет массы 40 кг.

В хозяйстве масса одного родившегося теленка составляет 25 кг, для достижения им 40 кг ему необходимо спаивать по 6 литров молока 26 дней. То есть на одного теленка будет израсходовано 156 литров, а на весь приплод 156*74=11544 л. Всего в хозяйстве на выпойку телят было израсходовано 270 ц., а высвободившееся молоко 27000-11544=15456 л., которое можно реализовать. Таким образом, 15456 литров молока можно заменить ЗМЦ. Следовательно, необходимо следующее количество заменителя 15456/10=1545,6 кг. Зная стоимость ЗМЦ нужно учесть затраты на его покупку, которые составят 1545,6*4,4=6800,64 руб.

В результате выручка от  реализации данного молока составит 154,56*558,8=86,368 тыс.руб. А прибыль: 86368-6800,64 = 79567 руб.

Сопоставляя фактические и перспективные показатели, следует отметить, что конкурентоспособность молока в СПК «Русь»  при реализации вышеизложенных мероприятий возрастает. Ранг нашего анализируемого предприятия стал 6, вместо 7. Главным фактором конкурентоспособности является  продуктивность коров, которая возрастает в результате повышения эффективности использования кормов, увеличения жирности молока, снижения ее кислотности.

Таким образом, если до реализации разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности оно занимало 7 место среди рассматриваемых 8 предприятий, то в результате их осуществления оно может переместиться на 6 место и тем самым заинтересовать  потенциальных инвесторов.

Литература

  1. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. для студентов вузов. -М.: КолосС, 2004 г.-245с.
  2. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. -  М.: ИНФРА – М, 2004. – 207с.
  3. Маркетинг [Текст] / Лифиц. И.М. // Методика оценки качества молочных продуктов. 2006.  № 2 с.86 – 94
  4. Розова Н.К. Управление качеством –СПб: Питер, 2002.-224с.
  5. Управление качеством / Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев и др., Под ред. Е.И. Семеновой. – М.: КолосС, 2003.-184с.
Сайт управляется системой uCoz