О РАБОТЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ «ФИРМ - ОДНОДНЕВОК»

 

Тарасова И.Н. (СибГТУ, г.Красноярск, РФ)

 

About the work of tax agencies on showing-up «one-day» firms.

 

Основной задачей налоговой инспекции является увеличение поступления налогов в бюджетную систему РФ. Уклонение от уплаты налогов является одним из самых распространенных  и массовых  правонарушений в Российской Федерации. Оно сопряжено с построением хорошо проработанных, высокоинтеллектуальных и законспирированных налоговых схем. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Повышена  роль налоговых органов в правоотношениях с организациями.

Методики ФНС России по выявлению схем уклонения от уплаты налогов постоянно совершенствуются. В первую очередь налоговые органы стремятся выявить фиктивных контрагентов. Для этого проводится встречная проверка контрагентов. Выясняется факт  регистрации  и постановки на налоговый учет субподрядчика или поставщика. Проверяется представление  в налоговый орган отчетности и  отражение в документации выручки от генподрядчика.  Проверяется   лицензия на проведение строительно-монтажных работ и наличие  счета в банке. В настоящее время может проводиться почерковедческая экспертиза с целью подтверждения фиктивности исследуемых документов. Налоговые проверки могут осуществляться и на основании жалоб работающих или уволенных сотрудников организации, в которых упоминаются факты выплаты "серой" заработной платы или нарушения трудового законодательства. Во время налоговой проверки налоговые инспекторы проводят опросы работающих сотрудников с целью выявления реального положения дел в орга­низации. Налоговыми органами осуществляется опрос сотрудников заказчика или генподрядчика с целью выяснения следующих вопросов: какой материал и где покупался; кто фактически выполнял работу; кто привозил груз, предоставлял технику; адреса, телефоны, данные о материалах и  их цены; маршрут следования и номера машин местонахождение складов и т.д.

Особое внимание налоговые органы обращают на так называемые альтернативные формы расчетов: векселя, взаимозачеты, бартер, уступка права требования. Особенно подозрительна для налоговых инспекторов ситуация, при которой организация покупает у какой-либо организации вексель (либо по договору займа получает деньги) и одновременно заключает с ней договор подряда или поставки, причем на ту же сумму, по которой приобретается вексель. Налоговых инспекторов в данном случае интересует, не провела ли организация зачет задолженностей, избежав тем самым использования контрольно-кассовой техники. Имеются факты сделок  по приобретению векселя с целью прикрыть другую сделку по оплате подрядных работ.

Борьба налоговых органов с "фирмами-однодневками" начинается на стадии их государственной регистрации (рисунок 1). При проверке документов сотрудник отдела государственной регистрации ИФНС России должен вынести решение об отказе в государственной регистрации организации при выявлении:

- совпадений адреса государственной регистрации многих организаций и наличии у регистрирующего органа заявления (письма) собственника такого адреса регистрации о недопущении регистрации юридического лица без его письменного согласия;

- недостоверности нотариальных действий при заверении заявлений на государственную регистрацию;

- недостоверности платежных документов при государственной регистрации юридического лица.

Одновременно с принятием решения об отказе в государственной реги­страции сотрудник налогового органа, ответственный за проведение контроль­ных мероприятий, готовит документы для возбуждения дела об административном правонарушении.

Следующий этап - проверка личности руководителя организации. Если при вводе сведений, содержащихся в  заявлении о государственной регистрации, в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц обнаруживается, что руководитель вновь регистрируемой организации является таковым в ряде уже созданных юридических лиц, документы передаются для проведения последующих контрольных мероприятий и возможной дисквалификации этого руководителя.

Если же, несмотря на предыдущие этапы контроля, организацию, имею­щую признаки "фирмы-однодневки", все же пришлось зарегистрировать, то она попадает в специальную базу данных "Однодневка". За организациями, включенными в данный список, устанавливается специальный контроль. Так, отдел государственной регистрации и учета налогоплательщиков налогового органа проводит осмотр (обследование) помещения по адресу (местонахождению) юридического лица, приведенного в учредительных документах, чтобы установить, действительно ли организация находится по вышеуказанному адресу.

Так как "фирма-однодневка" только инструмент, то задача налоговых инспекторов состоит в том, чтобы пройти по всей цепочке контрагентов и установить реальный источник денежных средств. Как правило, это действующая организация, которая уплачивает налоги, но использует "фирмы-однодневки", чтобы не платить НДС (или незаконно возмещать его из бюджета) и налог на прибыль.

Для выявления бенефициаров разработаны методики по установлению маршрута движения денежных средств через "фирмы-однодневки", по которым выявляются организации, перечисляющие или получающие денежные средства от организаций, имеющих признаки "фирм-однодневок". Организации, связанные с "фирмами-однодневками", попадают в план проверок налогоплательщиков.

 

 

 

 


 запрос в банки о предоставлении информации об операциях по расчетному

 счету организаций, сдающих нулевую отчетность

 

 


 отбор организаций, перечисливших или получивших от "фирмы-однодневки"

 за период существования ее расчетного счета сумму от 10 млн руб. и более

 

 


 запрос в банк о предоставлении выписки по счетам организаций, -

 крупных контрагентов "фирмы-однодневки".

 

Рисунок.1 - Этапы работы налоговых органов по выявлению "фирм-однодневок"

 

То же осуществляется и в части взаимоотношений каждой последующей организации, выявляемой налоговым органом по цепочке контрагентов, пока не будет определена организации - владелец средств, прошедших через расчетный счет "фирмы-однодневки". Такая организация устанавливается по следующим признакам: она имеет собственное имущество, собственные денежные средства, нанимает персонал, ведет реальную хозяйственную деятельность, имеет значительные обороты, регулярно сдает налоговую отчетность, хотя и уплачивает налоги в минимальном размере, снижая свои налоговые обязательства путем увеличения расходов через фиктивные договоры. При проверке анализируются также налоги, которые исчисляет данная организация. Особое внимание уделяется НДС (какие суммы начислены в бюджет, а какие - возмещены), выручке (форма N 2 бухгалтерской отчет­ности), финансовому результату деятельности (прибыль, незначительная при­быль, убыток), заявленным льготам, убыткам предыдущего налогового перио­да, уменьшающим базу текущего периода.

В отношении контрагентов "фирмы-однодневки" недостающие сведения запрашиваются по встречной проверке. Результаты исследования, на основании которого налоговый орган делает вывод о наличии схемы ухода от налогообложения, оформляются в виде блок-схемы (по каждой цепочке отдельно); схема передается налоговым инспекторам, которые будут проводить выездную проверку. В этой блок-схеме по каждому перечислению денежных средств между участвующими в схеме организациями указывается основание платежа (например, возврат займа, взнос в уставный капитал, оплата товаров, услуг) и приво­дятся следующие признаки этих организаций:

- "организатор схемы" (присваивается источнику денежных средств);

- "звено цепочки" (присваивается вспомогательным организациям - посредникам в цепочке движения денег от источника к "фирме-однодневке");

- "фирма-однодневка".

Организация, которую на основании совокупности признаков налоговые инспекторы сочтут "организатором схемы", будет включена в план выездных налоговых проверок.

Налоговые органы обращают особое внимание на "фирмы-однодневки" ввиду того, что они играют ведущую роль в схемах уклонения от уплаты налогов. Отличительными особенностями подобных схем, как правило, являются наличие цепочки гражданско-правовых сделок между легальной организацией и "фирмой-однодневкой" и оформление документов по таким сделкам чисто формального характера. При этом отсутствует реальное движение товара или оказания услуги. Выделяются основные виды таких схем:

1) с использованием фиктивных посреднических отношений. Смысл данной схемы заключается в том, чтобы у легально действующих организаций на­логовая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюдже­том "вешались" бы на баланс реально не существующих организаций. Гражданско-правовые отношения оформляются агентским договором, договором комиссии или договором простого товарищества;

2) с искусственным занижением налога на прибыль и НДС. Это делается посредством отнесения легально действующим налогоплательщиком в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходов, "осуществлен­ных" в отношении "фирмы-однодневки". Аналогичная ситуация возникает и с уплатой НДС;

3) с отчуждением долей (вкладов) организации третьим лицам. Это делается прежде всего по результатам проведенных налоговым органом контроль­ных мероприятий, когда сумма начисленных налогов значительна. При таких налоговых обязательствах владельцу организации намного выгоднее "продать" ее посредством изменения состава учредителей и смены руководителя;

4) необоснованное возмещение НДС. В основе этой схемы лежит прави­ло: обязанность перечисления продавцом полученной суммы НДС в бюджет не является одним из условий для возврата экспортеру этой суммы. Этим активно пользуются индивидуальные предприниматели, устраивающие длинные цепочки подставных посреднических "фирм-однодневок", получающих НДС в составе цены товара.

Такие мероприятия, как: проверка документов; ежеквартальный мониторинг отчетности по НДС; повышение качества проведения встречных проверок; систематизация сведений об индивидуальных предпринимателях, участвующих в схемах по незаконному возмещению (вычету) сумм НДС; проведение встречных проверок поставщиков по всем нестандартным ситуациям позволяют выявить нарушения по уплате налогов и увеличить  налоговые поступления в бюджет.

Сайт управляется системой uCoz