МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКА В ИНВЕСТИЦИОННОМ МАРКЕТИНГЕ

 

Слабинский С.В. (УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург, РФ)

 

In this article basic concepts of risk in investment marketing are looked into. And the role of marketing in investment activity is studied. Also the characteristic of quantitative methods of risk estimation and application this methods in the estimation of the efficiency an investment project are given.

 

В условиях нестабильности, изменчивости основных финансово-экономических показателей возрастает роль учета фактора риска при оценке эффективности инвестиционного проекта. Неопределенность в реализации инвестиционного проекта обусловлена неполнотой и погрешностями исходных данных, в частности о величине затрат и результатов, а также возникновением в ходе строительства, непредвиденных ситуаций, последствий, резким изменением конъюнктуры рынка и т. д.

Инвестиционный риск – опасность  возможной потери предпринимательских ресурсов, недополучения доходов (или получения убытков), по сравнению с вариантом, рассчитанным на оптимальное использование ресурсов, появления дополнительных расходов в результате реализации инвестиционного проекта.

Анализ риска должен обеспечивать решение трёх взаимосвязных задач:

- вычисление инвестиционных критериев, непосредственно включающих фактор риска, для обоснования принимаемых задач,

- поиск наиболее критических характеристик рассматриваемого проекта для эффективного управления его осуществлением,

- поиск способов управления рисками с целью снижения возможных потерь в случае неудачи проекта на любой стадии.

Одной из областей изучения инвестиционной деятельности является маркетинговая деятельность. Инвестиционный маркетинг –  это анализ инвестиционной конъюнктуры, направленный на выявление, согласование инвестиционных возможностей и потребностей предприятия в разработке и реализации инвестиционных проектов и программ с целью получения прибыли (дохода) или другой выгоды. Инвестиционный маркетинг для многих предприятий –  новое явление, не получившее пока должного развития. Здесь целесообразно использовать отечественный и зарубежный опыт в этой области, а также положения общей теории маркетинга. Инвестиционный маркетинг предполагает глубокий анализ производственной деятельности предприятия, возможностей его расширения или модернизации, конкуренции со стороны потенциальных соперников, поиск перспективных инвестиционных проектов.

Инвестиционный маркетинг рассматривается в двух аспектах. Первый аспект связан с осуществлением традиционной маркетинговой деятельности по изучению потребительского спроса, сегментации рынка, выбору целевого сегмента, разработкой товарной политики, методов стимулирования сбыта.

Другой аспект связан с деятельностью на инвестиционном рынке, участниками которого являются предприятия, кредитные учреждения, страховые организации, внебюджетные фонды. Взаимодействие этих сторон основано на согласовании возможностей и потребностей в инвестиционных разработках. Причем, потребности инвесторов находятся в зависимости от степени удовлетворения спроса на товары и услуги, производство которых планируется в случае реализации проекта.

Маркетинг на рынке инвестиций формирует основные характеристики инвестиционных проектов. Главное при этом – обеспечить высокую степень привлекательности проекта. Здесь очень важно соблюдение принципа многовариантности и оптимальности маркетинговых решений, что достигается разработкой множества вариантов и выбором оптимального на основе основных критериев эффективности инвестиционных проектов с учетом их приоритетности.

Кроме того, поскольку инвестиционный период является длительным, учет риска здесь является особенно важным. Прогнозирование спроса с учетом изменений рыночной конъюнктуры является одним из сложных моментов в силу высокой изменчивости последней. Такую работу невозможно проделать без применения математических показателей, методов и моделей в экономическом анализе. Применение экономико-математических методов позволяет качественно и количественно оценить экономические явления, связанные с этим проектом, дать количественную оценку риску и принять наиболее оптимальное решение, обходясь без проведения дорогостоящих экспериментов. Наиболее распространёнными областями математики при  оценки инвестиционных рисков являются теория математических игр, теория вероятностей, математическая статистика, теория статистических решений и математическое программирование.

Для учёта факторов неопределённости и риска в инвестиционном маркетинге могут использоваться следующие методы:

1. Анализ чувствительности проводится с целью учета и прогноза влияния изменения входных параметров (инвестиционные затраты, приток денежных средств, барьерная ставка, уровень реинвестиций) инвестиционного проекта на результирующие показатели.

Для анализа чувствительности главное – это оценить степень влияния изменения каждого (или их комбинации) из входных параметров, чтобы предусмотреть наихудшее развитие ситуации в бизнес-плане. Рассматривается обычно пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический прогнозы и рассчитываются результаты инвестиционного проекта.

В анализе чувствительности речь идет не о том, чтобы уменьшить риск инвестирования, а о том, чтобы показать последствия неправильной оценки некоторых величин. Анализ чувствительности сам по себе не изменяет факторы риска.

2. Методы проверки устойчивости проекта. Первый метод – это имитационная модель оценки рисков. Он предусматривает разработку сценариев развития инвестиционного проекта в базовом и наиболее опасном вариантах. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать механизм реализации проекта, каковы будут при этом доходы и потери.

Второй метод – это расчёт точки безубыточности. Он заключается в определении минимально допустимого или критического уровня производства или объёма услуг, при котором проект остаётся безубыточным.

3. Корректировка параметров проекта. Этот метод заключается в замене проектных значений параметров инвестиционного проекта на ожидаемые. Существует несколько вариантов корректировок:

- возможные задержки в реализации инвестиционного проекта,

- учёт возможного среднего увеличения стоимости инвестиций,

- учёт запаздывания платежей согласно контракту,

- при отсутствии страхования включение в состав затрат ожидаемых потерь от рисков.

4. Методы формализованного описания неопределённости (ожидаемая ценность). Эти методы наиболее точные, но в то же время наиболее сложные в технических расчетах. Для проведения этих расчётов необходимо усреднение величин, а при усреднении часть информации об инвестиционном проекте теряется.

- Анализ сценариев развития – наименее трудоёмкий метод описания неопределённости. Он может быть использован и для сравнения проектов по степени риска. Позволяет оценить одновременное влияние нескольких параметров на конечные результаты проекта через вероятность наступления каждого сценария.

- Метод предпочтительного состояния или построение «дерева решений». Этот метод используется для анализа рисков проекта, имеющего значительное число вариантов развития. Для построения «дерева решений» необходимо владеть большим количеством информации.

5. Метод расчёта поправки на риск нормы дисконта. Так как реализация реального инвестиционного проекта всегда связана с определённой долей риска, то инвестор требует дополнительную плату (рисковую премию). Рисковая премия увеличивается пропорционально уровню риска. Таким образом, норма дисконта («цена» капитала) увеличивается по сравнению с безрисковыми вложениями. Премия за риск представляет собой дополнительный доход.

Эффективность применения данных методов в инвестиционном маркетинге обусловлена тем, что они могут быть легко реализованы обычным пользователем ПК в среде MS Excel, а универсальность математических алгоритмов позволяет применять их для широкого спектра ситуаций неопределённости. Экономический эффект от внедрения этих методов выражается в снижении размера резервных фондов и страховых отчислений, необходимость которых обусловлена наличием рисков и неопределённостью условий реализации проекта.

Сайт управляется системой uCoz