ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА НА ЮГЕ РОССИИ

 

Созиева З.И. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)

 

The results of studying of the tourist-recreation clusters of south Russian regions   are stated in the given paper

 

Туристско-рекреационные кластеры как интегрированные группы предпри­ятий, организаций и учреждений в сфере туристского бизнеса с конца ХХ века представляют собой глобальное явление. Они присущи в первую очередь развитым странам, но также наличествуют в развиваю­щихся странах и странах с переходной экономикой. В настоящее время в России идет процесс формирования ряда региональных и локальных туристических кластеров. Этот процесс ускорился в связи с приняти­ем в 2006 г. поправок к Федеральному закону «Об особых эконо­мических зонах в Российской Федерации» и с выделением особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Они образу­ются в целях создания привлекательного инвестиционного и пред­принимательского климата в стране, эффективного использова­ния туристско-рекреационных ресурсов и повышения конкуренто­способности туристского и санаторно-курортного российского продукта. Предоставление статуса особой экономической зоны, предусматривающего режим наибольшего экономического благо­приятствования развитию туризма и рекреации, осуществляется на конкурсной основе. В конкурсе приняли участие Краснодар­ский и Ставропольский края, Республика Бурятия, Иркутская и Калининградская области, Алтайский край и Республика Алтай и другие субъекты Российской Федерации.

По оценкам экспертов, реализация одного такого проекта даст до 14–15 тыс. новых рабочих мест и до 1 млрд руб. дополнитель­ных налоговых поступлений в бюджет, позволит привлечь инвес­тиции объемом в несколько миллиардов евро[1]. «По существу, складывающаяся в рамках туристско-рекреационной особой эко­номической зоны система взаимосвязанных фирм, организаций и учреждений в сфере путешествий и отдыха населения, –  пишут Пол Нунс, Марк Спелман – может рас­сматриваться как региональный туристский кластер»[2].

Наша точка зрения отлична и состоит в том, что в России зрелых туристко-рекреационных кластеров пока нет, поэтому следует говорить о предпосылках, условиях и механизмах формирования таких кластеров. Прежде всего такие кластеры будут формироваться на базе особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Вместе с тем процесс образования туристских кластеров идет как на региональном, так и на локальном уровне. Так, несмотря на сложную геополитическую ситуацию в целом ряде субъектов Южного федерального округа (ЮФО), регионы Северного Кавказа и Краснодарского края исторически занимают лидирующие позиции по динамике развития туристско-рекреационного комплекса в России. Последние годы регионы ЮФО стабильно посещают около 7 млн туристов – рекреантов, а также свыше 1,5 млн. экскурсантов.

Создание полноценного туристского рекреационного кластера планируется и в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-А). Оценивая возможности создания такого кластера, отметим, что  на территории республики выделяются десять перспективных инвестиционных площадок для планомерного освоения и развития: Мамисонский, Нарско-Заккский, Куртатинский, Восточно-Дигорский, Казбекский, Западно-Дигорский, Центрально-Дигорский, Цейский, Владикавказский, Кора-Урсдонский. Реализация проектов создания и развития горно-рекреационных комплексов в Мамисонском и Дигорском ущельях предусмотрена за счет средств Федеральной целевой программы «Юг России (2008–2012 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 10, средств республиканского бюджета и внебюджетных средств. В ближайшей перспективе предусматривается освоение Коринской лечебно-оздоровительной местности для организации круглогодичного санаторно-курортного лечения на базе уникальных природных лечебных ресурсов, развитие горно-рекреационного комплекса «Цей», развитие туристско-рекреационного потенциала района горы Казбек, строительство всесезонного парка спорта, отдыха и развлечений на инвестиционной площадке, находящейся в окрестностях г. Владикавказа.

Однако эти факторы представляют собой необходимые, но недостаточные предпосылки для формирования  туристско-рекреационного кластера РСО-А. Главный фактор – наличие продуманной, тщательно выверенной стратегии формирования сетевых взаимодействий кластера, создание адекватного механизма управления социально-экономическим развитием региона, включая его организационно-управленческие и финансово-экономические составляющие, а также эффективную политику органов государственной власти. Только при наличии продуманной государственной политики региона может существенно улучшиться инвестиционный климат в туристско-рекреационном комплексе, что будет способствовать росту количества объектов туристско-рекреационного комплекса РСО-А, увеличению туристских потоков, количества рабочих мест в туристской и лечебно-оздоровительном секторе региона  и пр.

В целом, дальнейшее развитие туристских кластеров разных типов в Рос­сии нуждается в государственной поддержке. Разработка и прове­дение соответствующей государственной стратегии формирования и продвижения на рынке туристических кластеров. Проведенное нами исследование позволяет заключить, что существенную роль в развитии национального туризма играют Pablic Relations (PR) – Паблик рилейшнз[3]. Подобные усилия можно условно разделить на два основных направления:

1. деятельность правительств стран и регионов по привлечению туристов на свою территорию;

2. деятельность туристических фирм по привлечению клиентов как для въездного, так и выездного туризма.

Рассматривая первое направление –  туризм, как сектор национальной экономики, – все страны мира можно условно разделить на 3 группы:

· «нейтральные» страны, для которых туризм не является значительной статьей доходов, поэтому они пока мало заинтересованы в дополнительном привлечении туристов;

·  «благополучные» страны – для них туризм является значительной статьей доходов, и туристы активно посещают их;

· «неблагополучные» страны – туризм для них является стратегически важной статьей доходов, но поток туристов снижается из-за сформировавшегося по каким-либо причинам отрицательного имиджа.

Наибольший интерес применительно к регионам Юга России, включая РСО-Алания, представляют страны третьей группы.  Среди них такие популярные у российских туристов страны, как Турция, Египет, Кипр и Израиль. Они предлагают достаточно комфортный отдых, однако различные события, происходящие в этих странах, регулярно отпугивают туристов. Понятно, что в проведении масштабных PR-акций вместо прямолинейных рекламных компаний заинтересованы, прежде всего, эти,  так называемые,  проблемные страны. Оценивая возможности использования рассмотренного выше опыта public relations в туристическом комплексе РСО-Алания, представляется целесообразным рассмотрение  тех направлений и  основных методов PR-деятельности, которые могли бы быть полезны в практике развития туристического комплекса региона органами регионального управления в самой ближайшей перспективе.

Оценивая возможности использования рассмотренного выше опыта public relations в туристическом комплексе РСО-Алания, представляется целесообразным рассмотрение  тех направлений и  основных методов PR-деятельности, которые могли бы быть полезны в практике развития туристического комплекса региона органами регионального управления в самой ближайшей перспективе. К последним, по нашему мнению, относятся:

1. Работа со средствами массовой информации. Большинством стран  применяются как статьи в газетах и журналах, так и работа с радио и телевидением.

Примером успешной акции может являться деятельность PR-агентства «Capitoline MS&L» по заказу Турецкого управления по туризму в 1995 г. Проведенный этим агентством анализ подтвердил информацию о том, что под влиянием различных кинофильмов, а также отсутствием необходимой информации, у потенциальных европейских туристов сформировался негативный образ «опасной» Турции и «нецивилизованных» турков. Основной упор агентство сделало на работу с журналистами и средствами массовой информации. Во-первых, в 15-ти странах Западной Европы был запущен документальный фильм о Турции и ряд видеороликов на телевидении. Во-вторых, в этих странах были проведены сотни образовательно-развлекательных радиотуров для различных типов аудитории. В-третьих, было создано Бюро новостей турецкого туризма. Этот орган, в распоряжение которого была предоставлена объемная база данных и фотобанк из 60000 слайдов, выдавал информацию по принципу «горячая линия» основным потребителям и журналистами, пишущим о туризме. Кроме того, бюро регулярно распространяло специальный пресс-пакет и пресс-релизы, организовывало материалы в национальных средствах массовой информации. Благодаря активной работе бюро новостей в этой  турецкой PR-кампании  было задействовано более 750 журналистов. Бюро добилось впечатляющего объема и качества публикаций в прессе. Количество позитивных откликов о Турции только в Европе увеличилось на 137%, а количество туристических заметок о преимуществах отдыха в Турции в международных тематических изданиях почти утроилось[4].

2. Выпуск качественных информационных материалов. Опросы менеджеров турагентств показывают, что больше всего работу по продвижению турпродукта того или иного  малоизвестного в мировом турбизнесе регионе тормозит отсутствие достоверной информации о нем. Современные туристы достаточно требовательны и хотят как можно больше знать о том месте, куда едут. Поступление информационных буклетов, карт и т.п. «из первых рук», то есть непосредственно от государственного департамента по туризму региона облегчает работу туристического оператора и увеличивает приток туристов в данный регион.

3. Организация рекламных поездок. Как известно, лучшая реклама – довольные клиенты.  Если человек хорошо отдохнул в той или иной стране, то его друзья, скорее всего тоже отправятся в эту страну, а затем и их друзья и так далее. В рамках рекламных поездок в мировой практике организуются поездки двух типов:

– для клиентов. Это дешевая или почти бесплатная поездка на курорт высокого уровня с определенным набором экскурсий. Чтобы получить ее клиент обычно должен поучаствовать в лотерее, или ответить на вопросы о стране и т.п. Цель такой акции – создать хорошее впечатление о стране у клиента, которое он затем передаст своим друзьям и знакомым.

– для сотрудников туристических агентств. Это также почти бесплатная поездка на несколько курортов с посещением различных районов и отелей. Цель такой акции – также создать хорошее впечатление о регионе, ознакомить потенциальных агентов с возможностями отдыха и наладить деловые связи.

 

 



[1] Ковалев Ю.П. Кластерный подход к изучению туристической сферы России // Теория социально-экономической географии: синтез современных знаний.– Смоленск, 2006.– С.107.

[2] Нунс П., Спелман М. Туризм – бомба замедленного действия // Harvard Business Review. -2008.– №5.

[3] Автор придерживается следующего определения «Паблик рилейшнз – организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы, территории) и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но, прежде всего через СМИ. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными структурами и гражданами в интересах всего общества» (Современный словарь иностранных слов. М.: МГУ, 1995).

[4] Негрустева С. Поговорим о Турции// Генеральный директор. -2005.- № 4.

Сайт управляется системой uCoz