РОЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Широченко Н.В., Смородинова Н.И. (СибГАУ, г.Красноярск, РФ)

 

In article  is examined the organization of rating system of a gain score of students.

 

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, развитие и внедрение в жизнь передовых технологий ставит перед высшей школой новые задачи в подготовке образованных специалистов, которые хотят и  умеют приспосабливаться к  изменяющимся условиям рынка. В этой связи все большее значение приобретает задача формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам образовательной программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые знания. Организация самостоятельной работы в процессе обучения, формирование умений учебного труда является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. В вузе студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием методов ее контроля.

Существуют следующие виды контроля:  входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Для учета результатов текущего контроля наиболее целесообразно использовать балльно-рейтинговую систему, позволяющую студенту проектировать собственный результат, самостоятельно и осознанно выбирать образовательные траектории внутри дисциплин и модулей, определять собственную степень успешности. Данная система широко применяется во многих вузах, в том числе и в СибГАУ.

Главные задачи рейтинговой системы заключаются в следующем:

- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

- активизация самостоятельной работы студентов, стимулировании их профессионального роста и в воспитании творческой активности и инициативы;

- непрерывном контроле знаний студентов в процессе обучения;

- повышение состязательности в учебе путем замены усредненных категорий студентов  точной оценкой того места, которое конкретный студент занимает среди своих сокурсников;

- уменьшение роли случайности при сдаче экзаменов (накопительная система получения оценки, объективная и полная оценка знаний и умений студентов).

Рейтинговая система введена как дополнение к существующей четырехбалльной системе оценки знаний студентов. Форма проведения аттестации и контролирующих материалов выбирается преподавателем и утверждается на заседании кафедры. Семестр разбивается на три контрольных этапа, общих для университета, по завершении которых студент проходит промежуточный контроль. Полученные студентом баллы за все этапы суммируются и составляют его рейтинг по данной дисциплине.

На дисциплину или курсовой проект (работу) в семестре выделяется 100 баллов. В итоговой оценке существует следующее распределение баллов:

текущий контроль в течение семестра – 75 баллов (по 25 баллов на каждый этап);

итоговый контроль в период сессии – 25 баллов.

В конце семестра преподаватель переводит набранные баллы в оценки по дисциплине на основании результатов рейтинга и итогового контроля знаний студентов по указанной выше системе.

Если аттестация по дисциплине предполагает оценку «зачет» и студент на промежуточных аттестациях набирает больше 51 балла, то студент получает «зачет» автоматически.

Преподаватель может принять решение о выставлении студенту оценки «отлично» по результатам текущего контроля, если его рейтинг превышает 75 баллов.

За дополнительную работу студента по дисциплине преподаватель может начислить до 10 «премиальных» баллов.

Преподаватель доводит до сведения студентов рейтинг-план по дисциплине на первом занятии. Он представляет собой учебно-методическую карту дисциплины, в которой сделано распределение баллов по видам занятий (лабораторные работы, практические занятия и т.д.) с учетом их сложности и важности. Система формирования баллов учитывает любые особенности работы, сформулированные преподавателем.

После каждой аттестации деканат обобщает данные по успеваемости, результаты сообщаются студентам и размещаются на сайте факультета.

Размещение данных успеваемости на сайте является очень действенным фактором, т.к. здесь и родители студентов активно включаются в процесс контроля за успеваемостью.

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.

В основе балльно- рейтинговой системы заложены комплексные критерии оценки достижений студентов, которые учитывают следующие факторы:

-посещаемость лекционных и практических занятий;

- уровень освоения студентами учебного теоретического и практического материала;

-качество ответа на поставленные вопросы на семинарских и практических занятиях, обоснованность и четкость изложения ответа;

-активность студента и качество его работы, умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач, оформление материла  в соответствии с требованиями.

В качестве примера оценки конкретных видов работ можно привести следующие критерии:

Критерии оценки

Вид работы

Кол-во

баллов

Посещение лекций и практических занятий (конспектирование)

1

Письменная работа на текущих занятиях

2-5

Контрольная работа

2-5

Полный развернутый ответ на вопрос на семинаре

2-5

Дополнение к ответу на семинаре

1-3

Выполнение практического задания у доски на семинаре

2-5

Выполнение практического домашнего задания

1-4

Участие в конференции, олимпиаде

2-10

Конспект материала и его сдача в индивидуальном порядке

3-5

Нарушение дисциплины на занятии

-1 до -5

Опоздание на занятие

-1

Пропуск занятия без уважительной причины

-2

 

Результаты этой оценки используют преподаватели, сотрудники деканатов, заведующие кафедрами, студенты, родители, сотрудники учебно-методического управления, которые анализируют индивидуальные и групповые результаты.

Балльно-рейтинговая система контроля знаний предусматривает также решение следующих задач:

- обеспечение целостного и полного усвоения студентами содержания образовательных программ высшего профессионального образования;

- широкое использование современных педагогических контрольно-оценочных технологий;

- поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения студентов на уровне преподавателя, кафедры, факультета и университета.

Сайт управляется системой uCoz