РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Полякова И.А. (РГЭУ «РИНХ», г. Ростов-на-Дону, РФ)

 

The author of the article considers an institute as the mechanism of marketing behaviour of legal entity and natural person at the level of economics and Russian regions as well.The basic functions of the institute, supplying of the process of reconstruction,the quality of economy growth and management activity are reflected in the article.

 

Институциональные преобразования в социально-экономической сфере российского общества вызывают объективную необходимость  развития новых институтов, отражающих рыночную систему хозяйствования.

Следует подчеркнуть, что создание рыночных институтов не тождественно процессу формирования рынков, однако, их успешное функционирование, как основных механизмов экономической координации, является целью инженерии институтов. В современной экономической литературе по институционализму и экономике организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки являются механизмами по передаче прав собственности, а институты – правилами и нормами, определяющие механизм поведения людей.

На уровне институциональной среды, исследователи современного институционализма рассматривают теории прав собственности, теории государства, взаимосвязь экономических и политических рынков. Их работы показывают, что вопрос о соотношении разных форм собственности носит дискуссионный характер, хотя большинство ученых считают, что необходимо их сочетание. Однако, следует учитывать, что политическая система и действия правительства оказывают серьезное влияние на экономику и могут как способствовать, так и препятствовать ее росту. Так, доля ВВП, перераспределяемая правительством, и постоянно изменяющиеся правила регулирования экономики являются, по заключению Д. Норта, «ключевыми факторами повышения экономической эффективности»[1].

Согласно выводам ученых, многообразие контрактов и объективных условий влечет необходимость использования разных организационных форм ведения экономической деятельности, а также различных организационных структур управления на уровне индивида, экономики в целом и на уровне регионов.

Понимая, что осуществление экономического реформирования определяется степенью государственного регулирования и ролью государства при выборе институтов, мы подчеркиваем, что при проведении институциональных преобразований следует учитывать национальные особенности страны. Исследователь Ю. Ольсевич пишет, что институциональные реформы должны, в первую очередь, исходить из специфических социально-психологических и материальных условий страны, и учета общечеловеческих мотиваций и запаса знаний недостаточно[2]. Таким образом, институциональные изменения должны поддерживаться и в определенной мере проводиться государством, ибо они обеспечивают процесс перестройки, модернизации и повышение качества роста экономики.

Конкретные формы и масштабы государственного регулирования экономики (ГРЭ) в различных странах определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в конкретный исторический период их развития[3]. В своих исследованиях Норт Д. делает важный вывод: «экономика любой страны, независимо от особенностей исторического, экономического, культурного и политического развития, а также от экономических теорий, которым отдается предпочтение, имеет смешанный характер и основывается на сочетании институтов рыночного и нерыночного типов»[4].

Базовыми функциями институтов являются: распределительная, которая выполняет роль снятия конфликтов при распределении ограниченных ресурсов; координационная, обеспечивающая согласованную деятельность экономических субъектов по использованию ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей общества.

Рыночные институты распределяют ресурсы путем обмена и координируют производство путем подачи «ценовых сигналов». Нерыночные институты реализуют те же функции путем принудительного распределения ресурсов и подачи «директивных» сигналов.

Обзор литературы по данной проблеме позволил выявить ряд, на наш взгляд, основных моментов институционального устройства в экономике смешанного типа: государственное регулирование; правовое регулирование действий экономических субъектов всех организационно-правовых форм собственности и функционирование общественного производства параллельно с рыночным и нерыночным секторами экономики.

Характерной особенностью нынешней экономической ситуации России является последовательное развитие принципа регионализма, т.е. подхода к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения экономических интересов регионов, приведшего к приобретению регионами экономической самостоятельности.

Поэтому исследование региональной составляющей институциональных преобразований требует учета специфики, мониторинга тенденций развития и разработки предложений по обоснованию перспектив и их дальнейших направлений.

На основании изложенного,  считаем целесообразным сделать ряд выводов:

1.          Формальные институты позволяют осуществлять правовую защиту базовой основы рыночной экономики – «права» собственности. Это, в свою очередь, обеспечивает более высокие темпы роста экономики.

2.          Институциональное устройство во многом определяет структурные изменения в экономике и в занятости населения.

3.          Анализ институтов целесообразно осуществлять по регионам и формам собственности, сопоставляя его результаты с данными социологических опросов, построенных на выборочной основе. Это позволит получить мнение о действенности институтов в сочетании с формами занятости, уровнем доходов и уровнем производительности труда.

 

 



[1] Норт Д. Институциональные изменения :рамки анализа //Вопросы экономики//1997. -№ 3. -с. 15.

[2] Ольсевич А. Институционализм – новая панацея для России? //  Вопросы экономики // 1999. № 6. С. 28.

[3] Литвинцева Г.П. Продуктивность экономики и институты на современном этапе развития России. «Наука», Новосибирск. 2003. С.33

[4] Там же

Сайт управляется системой uCoz