понятие, функции и методы управленческого аудита в организации

 

Нифаева О.В., Орлова М.К., Савкина М.Н., Темелкова Г.Т.

(БГТУ, г. Брянск, РФ)

 

The concept of managerial audit is given. External and internal factors of managerial audit development are considered. The functions, methods and information support of managerial audit are analysed. The necessity of managerial audit service establishing is substantiated.

 

В настоящее время для повышения эффективности деятельности организации, обеспечения прозрачности управленческих процессов, оптимизации затрат в отечественной и зарубежной деловой практике актуальным становится внедрение системы управленческого аудита. Как научная и практическая деятельность управленческий аудит возник за рубежом, в первую очередь, в США и Великобритании, на стыке аудита, анализа и менеджмента. Одним из наиболее полных толкований термина «управленческий аудит» является следующее определение: управленческий аудит – это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработке политики компании [4].

Сегодня в России управленческий аудит также выделяется как один из основных видов внутреннего аудита наряду с аудитом финансовой отчетности, налоговым и ценовым аудитом, аудитом хозяйственной деятельности, аудитом на соответствие требованиям, специальным аудитом [5]. Управленческий аудит выполняет ряд функций: оценка соответствия совершенных операций правовым актам и регламентам экономического субъекта; проведение проверок звеньев управления; подтверждение достоверности данных учета и отчетности; подготовка экономического субъекта к внешним аудиторским проверкам; экспертная оценка различных сторон функционирования организации; подготовка обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. При этом рекомендации должны отвечать следующим требованиям: четкая аргументация и ориентация на принятие конкретных мер, исключение возможности опротестования или неоднозначной трактовки, адресность, то есть направление рекомендаций лицам, ответственным за принятие управленческих решений [3].

С. Суворова и А. Ковалева выделяют ряд факторов, влияющих на развитие управленческого аудита [4]. К внутренним факторам относятся система управления и специфика отрасли, организационная структура управления фирмой, обеспеченность теми или иными ресурсами. Внешними являются такие факторы, как глобализация, монополизация рынков транснациональными корпорациями, конкуренция, диверсификация бизнеса, становление и развитие менеджмента.

Информационное обеспечение управленческого аудита – это упорядоченная совокупность информационных ресурсов, предназначенных для уменьшения неопределенности при разработке и реализации управленческих решений. Оно включает данные финансового, производственного, налогового и собственно управленческого учета. В организации системы управленческого аудита на предприятии заинтересованы как внутренние, так и внешние пользователи учетной информации, прежде всего, акционеры, учредители, менеджеры, персонал [2].

В условиях падения национального производства и перехода отечественной системы бухгалтерского учета на Международные стандарты финансовой отчетности особую важность приобретает формирование учетной информации управленческого аудита для существующих и потенциальных инвесторов, особенно заинтересованных в независимом контроле деятельности организации.

Функции управленческого аудита должны быть возложены на специальное структурное подразделение – службу управленческого аудита. Создание собственного подразделения, а не привлечение внешних аудиторов объясняется необходимостью сохранения конфиденциальности информации. Однако в условиях финансового кризиса, а также с учетом масштабов деятельности организации и с целью оптимизации трудовых затрат исполнение функций управленческого аудита может быть возложено на отдельного сотрудника без организации специальной службы.

Поскольку конечная цель управленческого аудита – снижение возникающих по различным причинам финансовых потерь, то создание собственной службы принесет выгоду и может быть оправдано только, если затраты на организацию соответствующей службы не превысят результат от ее функционирования. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности организации дополнительного структурного подразделения, в частности в акционерных обществах, если уже существует ревизионная комиссия [1].

Действительно, управленческий и в целом внутренний аудит и ревизия имеют сходные функции: составление заключения, подтверждающего достоверность данных финансовой отчетности; контроль выполнения требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность акционерного общества; установление полноты и своевременности отражения хозяйственных операций. В то же время в отличие от ревизии, приоритетными целями которой является выявление фактов злоупотреблений и правонарушений, а также установление виновных лиц, главный результат проведения управленческого аудита состоит в подготовке и доведении до руководства перечня рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия. Таким образом, создание службы управленческого аудита, принципиально отличного от ревизионной деятельности, значительно укрепляет контрольную функцию в организации.

Одним из наиболее трудоемких этапов процесса управленческого аудита является определение критериев эффективности деятельности службы управленческого аудита и организации в целом, которые являются своего рода стандартами качества системы менеджмента и позволяют проводить сравнительный анализ и оценивать эффективность программ, видов деятельности, хозяйственных операций [3]. Одним из основных критериев оценки эффективности деятельности самой службы управленческого аудита является доля снижения убытка или повышения прибыли в результате обнаружения ошибок внутренними аудиторами или выполнения их стратегических рекомендаций.

На практике проведение управленческого аудита предполагает использование количественных, качественных и эвристических методов управленческого учета и комплексного экономического анализа. Одним самых эффективных методов управленческого аудита является бюджетирование, предполагающее анализ величины и причин отклонений фактически достигнутых показателей от нормативных.

В основе технологий и аналитических процедур стратегического управленческого аудита должны лежать концепции стратегического менеджмента, требующие применения ситуационного подхода в управлении предприятием и ориентации на долгосрочную перспективу. Поэтому все чаще учеными и менеджерами используется понятие стратегического управленческого аудита, как интерактивного процесса разработки и корректировки в случае необходимости стратегических ориентиров организации. В результате управленческий аудит становится связующим звеном между процессом сбора учетной информации и процессом принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях.

Литература

1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года (с изм. и доп.) // Российская газета. – 1995. – № 248.

2. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Финансовая газета. – 1998. – № 1.

3. Волошин, Д. Методологические основы внутреннего аудита эффективности системы управленческого учета на предприятии/ Д. Волошин // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 1. – С. 49-57.

4. Суворова, С. Управленческий аудит в системе управления хозяйственной деятельности организации/ С. Суворова, А. Ковалева // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 3. – С. 39-46.

5. Шеремет, А. Д. Аудит: учебник/ А. Д. Шеремет, В. П. Суйц. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 448 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz