МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

 

Михайлина В.В. (СГАУ, г. Ставрополь, РФ)

 

There is a whole group of the methods aimed at increase of a management efficiency by quality of production during its designing and development and, as consequence, on satisfaction of inquiries of consumers.

 

  Достижение целей процесса проектирования и разработки зависит не только от эффективной реализации рассмотренных функций, но и от применения определенных методов и инструментов управления ка­чеством продукции. Неверно выбранный путь достижения цели, использование неадекватных ситуации методов принятия решений могут привести к финансовым потерям, к тому, что важнейшая цель процесса проекти­рования и разработки - создание продукции, удовлетворяющей требо­ваниям потребителей, - не будет достигнута. В связи с этим опреде­ленное внимание должно быть уделено выбору тех методов, которые являются основополагающими при постановке задачи по созданию или совершенствованию продукции, при ее решении, т.е. нахождении и реализации оптимального варианта.

  Выбор методов управления качеством продукции в процессе проектирования и разработки зависит от множества факторов, среди которых: уровень решаемой задачи; наличие необходимой информации; временной фактор; опыт и квалификация лиц, принимающих решения.

  В процессе проектирования и разработки наряду со статистиче­скими, экономико-математическими методами, а также методами мо­делирования и экспериментирования используются эвристические методы, которые характеризуются тем, что разработка альтернативных вариантов решений основывается на логике, суждениях и умозаклю­чениях. При этом используются профессиональные знания, высокий уровень квалификации, творческие способности специалистов. Эври­стические методы требуют общего анализа решаемой проблемы, твор­ческого подхода и интуиции разработчиков. Они применяются на раз­личных этапах разработки решения, таких как:

·        формулировка проблемы;

·        разработка альтернативных вариантов ее решения;

·        выбор оптимального варианта решения.

  Метод проб и ошибок - один из самых древних методов решения задач. Он вполне применим в случае несложных задач, особенно если за их решение берется специалист, владеющий различными методами. Однако этот метод экономически нецелесообразен, так как требует много времени и средств.

  Рассмотрим более подробно наиболее эффективные методы.

  Методы психологической активизации творчества представляют собой достаточно многочисленную группу методов, нацеленных на ак­тивизацию процесса выдвижения новых идей и поиска решений, наи­более известным из которых является «мозговой штурм» («мозговая ата­ка»), эффективный при решении технических задач невысокого уровня сложности. Используется этот метод на начальных этапах выработки решений, которые характеризуются отсутствием или недостаточным объемом информации. Основная цель «мозговой атаки» заключается в стимулировании группы сотрудников организации к быстрому гене­рированию большого числа разнообразных идей. Процедура ее прове­дения включает три этапа.

1. Подготовительный:

  ■    назначение ведущего;

  ■   подбор участников для рабочих групп;

  ■    подбор фактического материала;

  ■   обучение и инструктаж участников;

  ■   обеспечение условий для деятельности участников.

2. Выдвижение идей:

  ■   уточнение задачи;

  ■   генерация идей;

  ■    проработка и развитие наиболее ценных идей;

  ■   запись предложений;

  ■   редактирование списка идей.

3. Оценка и отбор идей:

  ■   уяснение проблемы;

  ■    определение критериев оценки;

  ■    классификация и оценка идей;

  ■   развитие идей на основе анализа.

Еще одним методом, входящим в состав группы методов психоло­гической активизации творчества, является синектика, представля­ющая собой соединение различных, не соответствующих друг другу элементов. Синектика позволяет выйти за рамки конкретного образа мыслей (действия) и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления привычного непривычным и, наоборот, непривычного - привычным. Большое значение придается фор­мулированию задачи. Считается, что преждевременное выполнение этих действий может препятствовать поиску оригинальных решений. Поэтому часто обсуждение начинается не с определения задачи, а с выявления сущности проблемы, основополагающих принципов функ­ционирования объекта или процесса. Это позволяет перейти затем от общего круга проблем к исследованию конкретных условий зада­чи. «Синекторная атака» допускает конструктивную критику. К основ­ным творческим приемам, используемым в сенектике, относятся раз­личные виды аналогий: прямая, личная, символическая, фантастиче­ская.

  При прямой аналогии рассматриваемая проблема или объект сопо­ставляются с похожими проблемами или объектами из другой области (биологии, медицины и т.д.). Например, если решается проблема адап­тации, то легко можно провести параллель с хамелеоном, меняющим окраску. Другими примерами прямой аналогии могут быть сердце и насос, мост и паутина и др.

  При личной аналогии участники «синекторной атаки» пытаются вжиться в проблему или объект, слиться с ними воедино, посмотреть на них изнутри для того, чтобы глубже понять условия и механизм их действия, например что будет чувствовать участник рабочей группы, если он выполняет функции ножниц, настольной лампы и т.д., т.е. функции модернизируемого или разрабатываемого объекта. «Вхожде­ние в роль» того или иного объекта может быть достигнуто определен­ной тренировкой, развитием навыков перевоплощения.

  При символической аналогии подбирается сжатая смысловая фор­мулировка в виде краткого определения, отражающего самую суть рас­сматриваемой проблемы. Например, пламя - видимая теплота, проч­ность - принудительная целостность и т.д.

  При фантастической аналогии разработчик вводит в решаемую задачу каких-либо фантастических существ или предметы (напри­мер, волшебную палочку или лампу Алладина), которые могли бы выполнить то, что требуется по условиям задачи. Таким образом, с помощью аналогий разработчики пытаются, решая сложную, неорди­нарную задачу, увидеть в неизвестном уже известное, что позволяет использовать знакомые методы. Если решается обычная задача, то аналогия позволяет избежать шаблонного мышления, посмотреть на проблему с новой, неожиданной стороны и найти оригинальное ре­шение.

В группе методов систематизированного поиска решений особое место занимает функционально-стоимостной анализ (ФСА). ФСА пред­ставляет собой системное сочетание правил, приемов и процедур, ориентированных на достижение оптимального соотношения полезности, т.е. потребительских свойств объекта, и затрат на его созда­ние, производство и применение, вплоть до утилизации. ФСА - это технология анализа затрат на выполнение изделием его функций. Данный метод применяется как для уже производимой продукции и осуществляемых процессов с целью снижения связанных с ними за­трат, так и для вновь разрабатываемых изделий. При проведении ФСА определяют функции элементов исследуемого объекта и проводят оценку затрат на их реализацию с целью снижения.

Ставятся и решаются одновременно две задачи: обеспечение ка­чества выполнения объектом своих функций и достижение минималь­ных затрат на их реализацию и обслуживание. Важность и целесооб­разность подобного подхода обусловливаются тем обстоятельством, что потребителя в конечном счете интересуют не предметы и вещи, а дей­ствия, которые он может производить с их помощью, т.е. их функции, и то, во сколько ему обойдутся приобретение и использование объек­тов, обладающих этими функциями.

Следующий метод, входящий в состав рассматриваемой группы, - анализ видов и последствий отказов (Failure Mode and Effects Analysis - FMEA). Он предполагает осуществление системы мер, направленных на обнаружение и оценку потенциальных отказов продукции или про­цесса, определение действий, которые могут устранить или уменьшить вероятность возникновения потенциальных отказов, разработку пла­на проведения корректирующих мероприятий. Как правило, этот ме­тод применяется на этапах разработки продукции или процессов ее изготовления, но может использоваться и по отношению к выпуска­емой продукции и функционирующему процессу. Реализация метода FMEA предполагает следующую последовательность действий:

1) анализ проблемы: знакомство членов рабочей группы с издели­ем, а также с его описанием или чертежом;

2) проведение «мозговой атаки» с целью выявления возможных от­казов в работе;

3) составление списка возможных последствий каждого отказа;

4) присвоение каждому последствию рейтинга (от 0 до 10), соответ­ствующего степени его значимости;

5)  оценка рейтинга вероятности возникновения для каждого по­следствия;

6) присвоение каждому отказу и его последствиям рейтинга обна­ружения;

7) определение показателя риска для каждого последствия (этот показатель определяется как произведение рейтингов тяжести послед­ствия, вероятности возникновения и обнаружения);

8) выбор тех отказов, над которыми предстоит работать в первую очередь (как правило, выбираются отказы, имеющие наибольшее зна­чение показателей рисков последствий);

9)  принятие мер для устранения или сокращения отказов с высо­ким показателем риска;

10) расчет нового значения показателя риска после реализации раз­работанных мер;

11) обоснование выводов об эффективности предпринятых мер и необходимости исследования других видов отказов.

Особое место в группе методов систематизированного поиска ре­шений занимает метод развертывания функции качества (Quality Function Deployment - QFD). Данный метод представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и пара­метрам процессов их производства. Основная цель его применения - гарантировать, что запросы потребителя будут включены в каждый аспект процессов, от проектирования и разработки продукции (услу­ги) до ее изготовления (оказания).

Каждая рассмотренная группа методов обладает своими достоин­ствами и ограничениями, используется для достижения определенных целей. Однако, в конечном счете, все методы нацелены на повышение эффективности управления качеством продукции в процессе ее проектирования и разработки и, как следствие, на удовлетворение и предвосхищение зап­росов потребителей.

 

 

Сайт управляется системой uCoz