ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ

 

Козлов Д.М., Цыганков М.В. (БГТУ, г.Брянск, РФ)

 

This article is devoted to coordination system of territory marketing and venture marketing. The aim of article is to provide reference directions and principal stages of shaping and development of above-named system.

 

В условиях мирового экономического кризиса предприятия ищут возможные пути минимизации издержек, в том числе и в области маркетинга. Сокращение издержек возможно как путем изыскания внутренних резервов организации, так и за счет оптимизации взаимодействия с внешней средой.

Снижение расходов осуществляется путем рационализации отношений с такими субъектами экономической деятельности как поставщики, покупатели, дистрибьюторы, органы государственной власти. В данной статье рассмотрены основные направления оптимизации взаимовыгодного взаимодействия предприятий и организаций с муниципальными и государственными образованиями в рамках маркетинговой политики.

Развитие рыночной экономики параллельно развитию демократического общества. Одним из основных элементов деятельности предприятия в рыночной экономике является маркетинг.  В свою очередь маркетинг территорий  в последнее время является одним из приоритетных направлений развития определенной территории, в частности аспекты формирования положительного имиджа территории и повышения инвестиционной привлекательности региона в рамках маркетинга территорий.

Можно выделить следующие основные этапы формирования системы взаимодействия маркетинга предприятия и маркетинга территории:

1.  Осознание широкого спектра возможностей взаимодействия в рамках формирования вышеуказанной системы.

2.  Определение стратегии взаимодействия и области применения данной стратегии.

3.  Проектирование и согласование плана конкретных мероприятий в рамках взаимодействия.

4.  Разработка тактических планов взаимодействия.

5.  Контроль выполнения плана, корректировка плана в случае необходимости.

Таким образом, в первую очередь необходимо осознание руководством предприятий и органов власти всех преимуществ данного взаимодействия. Стоит отметить, что такая система взаимодействия, которая может показаться аналогичной системе социально-этического маркетинга, в отличие от концепции социально-этического маркетинга предполагает абсолютное равенство сторон, тогда как в концепции социально-этического маркетинга приоритет отдается государственным и муниципальным образованиям.

Конкретным примером реализации концепции взаимодействия могут служить отношения предприятий и органов власти в области рекламы и имиджа. Предприятие, участвуя в различных отраслевых выставках, один из стендов может посвящать информации о регионе, который оно представляет. Распространение такой информации в специализированной среде приведет к повышению имиджа и инвестиционной привлекательности региона. В то же время, муниципальное образование в рамках различных конференций и семинаров может представлять информацию о различных предприятиях региона, что приведет к росту спроса на продукцию предприятия.

Совершенствование такой системы способствует росту инвестиционной привлекательности как отдельных предприятий, так и территории, при этом достигается минимизация затрат, связанных с формированием и поддержанием положительного имиджа взаимодействующих сторон, что, в свою очередь, приводит к снижению цен в данном регионе, повышению уровня жизни и привлекательности данной территории не только для потенциальных инвесторов, но и для населения.

Можно выделить следующие основные области взаимодействия бизнеса и органов власти: имидж, инвестиции, инфраструктура, социальная сфера и другие. Многие регионы России ассоциируются в сознании большинства граждан с расположенными на их территории промышленными предприятиями - флагманами: «АвтоВАЗ» - Самарская область, ГАЗ – Нижегородская область, БМЗ – Брянская область. Таким образом, взаимодействие руководства региона с крупнейшими промышленными и торговыми предприятиями – это возможность успешного развития, повышения инвестиционной привлекательности региона.

Общие рамки системы взаимодействия определить сложно, так как каждая такая система дифференциально отлична от другой в силу региональных и иных особенностей. Но можно выделить основные принципы, лежащие в основе такого взаимодействия: принцип равноправия (подразумевает равенство обеих сторон в рамках взаимодействия), принцип открытости (подразумевает участие резидентов и нерезидентов территории в процессе взаимодействия) и принцип взаимности (подразумевает схожесть шагов обеих сторон взаимодействия с целью максимизации положительного эффекта и минимизации издержек).

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что на данный момент определен круг основных принципов взаимодействия предприятий и органов власти, рассмотрены основные этапы формирования системы взаимодействия, показаны основные выгоды данной системы. Будущие разработки в данной области необходимо вести в рамках тактических решений по оптимизации системы взаимодействия маркетинга территории и маркетинга коммерческого предприятия.

 

 

Сайт управляется системой uCoz