МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕССНО-СТОИМОСТНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ

 

Идрисова З.Н., Халикова Р.В. (УГАТУ, г.Уфа, РФ)

 

The basic development cycles of methodology of the process value approach to the analysis of banks’ activity are described in the given article. Modern approaches and tools of increasing efficiency of bank management are used.

 

Вхождение России в ВТО предполагает особые требования к организации внутреннего менеджмента коммерческих банков. Это требует совершенствования методологических основ их организации на основе современных теорий, стратегий и инструментария управления.

Нами осуществлена попытка разработки методологии процессно-стоимостного подхода к управлению деятельностью банка в направлении обеспечения роста его рыночной стоимости.

Предлагаемая методология базируется на следующих аспектах: концептуальном, методическом, информационном и организационном.

Концептуальный аспект составляют системный подход к исследованию банковского бизнеса, теоретическая база исследования, а также учет стратегических ориентиров развития банка.

Методический аспект представлен такими инструментами как бюджетирование, сбалансированная система показателей и оценка стоимости бизнеса.

Внедрение системы бюджетирования позволит перегруппировать доходные и расходные статьи в рамках каждого бизнес-процесса с формированием совокупного положительного денежного потока. Описание бизнес-процессов и взаимосвязей между ними представлено на рис.1.

 

Рисунок 1 – Бизнес-процессы коммерческого банка

 

Роль стратегического ориентира, с одной стороны, и фильтра принимаемых управленческих решений, с другой, выполняет разработанная нами сбалансированная система показателей (ССП) (Таблица 1).

ССП предполагает взаимосвязь четырех важнейших стратегических элементов, по которым контролируются достижения стратегических целей и задач банка:

1)    финансовый элемент;

2)    потребительский элемент (клиенты);

3)    внутренние бизнес-процессы;

4)    обучение и рост.

Конечной мерой эффективности управления является стоимость бизнеса, оцениваемая нами с применением синтетических моделей (модели Ольсона и модели Блэка-Шоулза), а также показателя экономической добавленной стоимости (EVA).

Информационный аспект предполагает систематизацию и структурирование имеющихся данных с помощью информационных технологий.

Информационная модель (Рисунок 2) построена в соответствии с методологией IDEF1X с использованием пакета All Fusion Modeler Erwin 4.0.

 

Рисунок 2 – Информационная модель

 

Представленная модель позволяет описать выделенные сущности и связи между ними.

Организационный аспект реализуется в рамках определенного механизма управления на базе бизнес-процессов, с использованием информационных технологий и предполагает разработку функциональной модели, мнемосхем и контура управления.

Функциональная модель (Рисунок 3) построена в соответствии с методологией IDEF0 с использованием пакета All Fusion Process Modeler BPwin 4.0.

 

Рисунок 3 – Функциональная модель

 

Управляющее воздействие в данной модели оказывает законодательство РФ о банках, внутреннние стандарты и стратегия развития коммерческого банка.

Входной информацией является бухгалтерская отчетность коммерческого банка, статистическая отчетность о макроэкономическом состоянии, а также динамика отраслевого развития. На выходе мы получаем стоимость бизнеса.

Таким образом, предлагаемая нами методология позволяет увязать между собой современные подходы и инструменты применительно к их использованию для совершенствования внутреннего банковского менеджмента, отработать процедуру управления на базе использования информационных технологий, осуществить корректировку управленческих решений в направлении максимизации денежных потоков, а, следовательно, стоимости бизнеса конкретного банка.


Таблица 1 – Сбалансированная система показателей

Измерение

Причинно-следственная связь

Задачи

Измерители

Цели

Инициативы

Perspective

Cause&Effect Linkage

Objectives

Measures

Targets

Initiatives

Финансы

Рост стоимости бизнеса

Денежный поток

20% рост

Программа роста и развития

Операционные издержки

12% снижение

Мониторинг изменения курса акций

Риски

Сокращение на 50%  в год

Клиенты

Скорость обслуживания

 

Обеспечивать рост привлекательности продуктов и услуг

 

Время обслуживания 1-го клиента

Сократить

Программа управления качеством обслуживания

Процент постоянных покупателей

60%

Программа повышения лояльности клиентов

Рентабельность клиентов

2,4

Внутренние процессы

Расширение качества продуктового ряда

 

Адаптивная ценовая политика

Доходные активы

10% рост

Маркетинг продуктового ряда

Предоставлять качественный, узнаваемый и инновационный продукт

Уровень накладных расходов

Сократить

Соотнесение доходности и рисков каждого бизнес-процесса

Корпоративная программа развития производственных процессов

Обучение и рост

Стратегическое развитие персонала

Процент развитых стратегических возможностей (навыков)

1 год – 50%

3 год – 75%

5 год – 90%

Стратегический план развития навыков и персонала

 

Сайт управляется системой uCoz