особенности формирования системы внутреннего аудита в сельскохозяйственных организациях

 

Хулхачиева Г.Д. (РГЭУ «РИНХ», г.Ростов-на-Дону, РФ)

 

Features of formation of system of internal audit in the agricultural organizations.

 

Служба внутреннего аудита, изучив все аспекты эффективности  деятельности системы внутреннего контроля, предлагает различные пути ее совершенствования, которые руководство может принять во внимание и превратить в жизнь, либо отклонить. Необходимо обеспечить независимость службы внутреннего аудита от руководства организации для достижения успешной работы системы внутреннего контроля.

Для эффективного функционирования сельскохозяйственной организации нужна полная независимость внутреннего аудита от исполнительных органов. Только в этом случае будет обеспечена успешность работы аудиторов.

Вследствие большого числа объектов, нуждающихся в проверке, во многих организациях сельского хозяйства Республики Калмыкия ведутся предварительные работы по организации службы внутреннего аудита.

Однако данную службу целесообразно создавать в крупных, организационно сложных сельскохозяйственных  организациях, с большим объемом производства,  которая позволит:

·     Сбор информации, необходимой для принятия управленческих решений;

·     Постоянное наблюдение за состоянием структурных подразделений;

·     Координация работы структурных подразделений по центрам ответственности (растениеводство, животноводство, вспомогательных служб)

В мелких организациях, личных подсобных хозяйствах, руководители считают нерациональным создание службы внутреннего аудита, поскольку затраты на создание службы внутреннего аудита могут превысить экономическую выгоду от ее организации

На практике многие руководители сельскохозяйственных организаций, понимая всю важность объективности внутреннего аудита, не могут обеспечить ее реализацию.

При исследовании организационных аспектов внутреннего аудита в сельскохозяйственных организациях нужно определить субъекты и объекты внутреннего контроля. Сельскохозяйственным организациям присуще существование большое количество субъектов, находящихся в зависимости между собой по подчинению и внутренним связям: председатель кооператива, директор представляют собой основные субъекты внутреннего аудита, которые обеспечивают регулярность, последовательность работы службы внутреннего аудита; бухгалтерская служба,  обеспечивающие соблюдение требований законодательства, рациональное использование производственных ресурсов, экономическая служба, главный агроном, главный зоотехник, специалист по персоналу, работники организации, юридическая служба, ревизионная комиссия. Во внутренних регламентах сельскохозяйственных организаций ответственность за поведение внутреннего контроля обычно не отражается: например, не проводится проверка соответствия документации по оприходованию продукции растениеводства, животноводства с документами на оплату, реализацию на сторону.

В обязанности внутреннего аудита входит проверка работы субъектов внутреннего контроля в отношении выполнения ими возложенных на них контрольных функций.

Можно определить основные объекты внутреннего аудита сельскохозяйственной организации, получающее проявление деятельности со стороны субъекта (таблица 3): положение комплекса бухгалтерского учета и внутреннего контроля, формирование расчетов по заработной плате, оприходование и отпуск материалов (топливо, кормов, семян), готовой продукции, процесс снабжения, правильность учета доходов от продажи продукции, рациональное использование инвестиций на развитие растениеводства, животноводства, анализ их эффективности.

На ряду с объектами внутреннего аудита отметим объекты внутреннего контроля сельскохозяйственной организации: ресурсы производства, с трудом поддающие воспроизводству (почва, водные ресурсы),  ресурсы возможные к восстановлению (трудовые, финансовые, материальные), обширное воспроизводство (производство, распределение, обмен, потребление). Для удобства поведения проверки по центрам ответственности разумнее упорядочить объекты контроля по однородным участкам, отражающих отрасли производства (растениеводство, животноводство, вспомогательное производство, ремонтное производство) и  внутренним подразделениям.

Контроль за деятельностью по центрам ответственности, дает возможность оценивать работу специалистов, руководителей подразделений, совершенствовать работу конкретного подразделения, зная его слабые стороны.

Следовательно, за непридерживание совокупности производственных методов и процессов в выращивании культур, вскармливанию животных, стрижки овец, ставшее причиной несоблюдения договорных соглашений,  взысканиям, нерациональному использованию средств, должны отвечать определенные лица, принесшие урон организации.

Совершенствование внутреннего аудита заключается во внедрении перспективных мероприятий, процедур, целесообразности некоторых аспектов деятельности внутреннего аудита, определении недостатков на базе системном постоянном анализе на соответствие внутренней и внешней среде организации. Применение направляющего, программно-целевого, риск-ориентированного внутреннего аудита способствует развитию внутреннего аудита.

Изучив труды многих авторов, можно разработать основные пути совершенствования внутреннего аудита в сельском хозяйств, путем прибавления информационно-аналитической базы, внедрения приемов экономического анализа в проведение аудита, улучшения нормативно-правового обеспечения, повышения профессионализма сотрудников и т.д. Определим основные перспективы развития внутреннего аудита в сельскохозяйственной организации (табл.1).

 

Таблица 1 – Основные перспективы развития внутреннего аудита в организациях сельского хозяйства

 Направления развития внутреннего аудита

Объекты, задачи, особенности совершенствования внутреннего аудита

1. Организация службы внутреннего аудита, внутренней документации

1.1. Установление оптимального состава, структуры внутреннего аудита в соответствии с размером сельскохозяйственной организации.

1.2. Подбор квалифицированного персонала службы.

1.3. Разработка внутренних регламентов, инструкций.

1.4. Разработка специализированного программного обеспечения внутреннего аудита, учитывающей особенности сельскохозяйственного производства.

1.5. Совершенствование нормативно-правового регулирования

2. Развитие методики и технологии аудита

 

2.1. Развитие технологии проверки заготовления, производства, сбыта, рациональности использования ресурсов сельскохозяйственной организации

2.2. Снабжение внутренних аудиторов необходимыми средствами для успешности работ.

2.3. Осуществление поэтапной проверки объектов аудита.

2.4. Подготовка совокупности взаимосвязанных деталей проверки отдельных объектов контроля.

2.5. Подготовка и применение показателей эффективности внутреннего аудита в сельскохозяйственной организации

3. Создание технологии целесообразности расходования материальных, финансовых, производственных ресурсов

3.1. организация рационального использования ресурсов

3.2. обеспечение эффективного управления производственными ресурсами.

3.3. Разработка схем и процедур выявления нарушений, злоупотреблений в оприходовании кормов, приплода, зерна и заниженных потерь продукции

4. Повышение эффективности управления сельскохозяйственной организации

4.1. Внедрение аналитических процедур в методику внутреннего аудита

4.2. Развитие управленческого учета

4.3. повышение эффективности работы с помощью мотивации, материальной заинтересованности персонала.

 

Увеличение производства, реализации продукции сельского хозяйства обусловлено состоянием внутреннего аудита в организации, положением самой организации на рынке.

Анализ произошедших изменений в сельском хозяйстве Республики Калмыкия позволил определить, что в процессе разрушения крупных организаций сферы сельского хозяйства Республики Калмыкия произошел структурный сдвиг в сельском хозяйстве в сторону мелкотоварного производства.

 Личные подсобные хозяйства, легко приспосабливающиеся к изменчивой рыночной обстановке, обладающие незначительными материальными и финансовыми  средствами, техническим оборудованием,  позволяют добиться финансовой устойчивости сельского хозяйства только совместно с крупным товарным производством.

По данным Территориального органа Федеральной службы Статистики по Республике Калмыкия рентабельность сельскохозяйственного производства составила 19% в 2005 году, увеличилось количество убыточных предприятий на 9 единиц   в 2005 году по сравнению с 2001 годом, прибыльных уменьшилось до 82 единиц.

 

Таблица 2 - Финансовые результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Калмыкия *

Показатели

Годы

2005г. в % к

2001г.

2001

2002

2003

2004

2005

Финансовый результат (убыток            (-), / прибыль (+)), млн. рублей

+154,8

+142,7

+ 144,2

+260,0

+171,2

110,6

Рентабельность сельхозпроизводства, %

+ 32,1

+16,5

+ 24,8

+32,8

+19,0

*

Кредиторская задолженность-всего, млн. рублей

788,7

819,1

856,1

861,5

846,2

107,3

Дебиторская задолженность-всего, млн. рублей

186,1

250,6

258,1

287,9

217,0

116,6

Количество прибыльных предприятий, ед.

101

107

93

97

82

81,2

Количество убыточных предприятий, ед.

25

35

38

30

34

136,0

* По данным Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Калмыкия

 

Ограниченный размер бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, недостатки финансово-кредитной системы усложняет состояние  сельскохозяйственной сферы Республики Калмыкия.

Накопившиеся вопросы (снижение производственного потенциала, уменьшение производственной  эффективности, приобретение кормов со стороны, снижение их заготовки и др.) требуют разрешения, проведения необходимых мероприятий по и использованию внутренних резервов организации, действенного государственного регулирования за целесообразностью, рациональностью использования средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства.

По данным Росфиннадзора в организациях, имеющим службу внутреннего аудита, сокращается количество финансовых нарушений.  

 

Таблица 3 – Результаты контрольно-ревизионной работы ТУ Росфиннадзора в Республике Калмыкия за 2003–2005 гг.*

 

Показатели

Годы

2005 г. в % к 2003г.

2003

2004

2005

Выявлено нарушений в сельхозорганизациях на сумму, тыс. рублей, в том числе:

4850,2

2535,0

5395,2

111,2

- нецелевое использование средств

1958,4

2122,1

658,0

33,5

- неправомерное расходование средств

2891,8

412,9

4737,2

163,8

Результаты реализации материалов (восстановлено в доход федерального бюджета), тыс. рублей

1495,8

1498,4

1607,6

107,5

* По данным Территориального управления Росфиннадзора в Республике Калмыкия

 

По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод о том, что объем выявленных финансовых нарушений в сельскохозяйственных организациях в 2005 г. составил 111,2% от уровня 2003 г. или 5395,2 тыс. рублей. В структуре финансовых нарушений существенно сократилась доля нецелевого использования средств: если в 2003 г. она составляла 40,4%, то в 2005 г. – 12,2%. В то же время, в анализируемом периоде в 1,6 раза увеличился объем неправомерных расходов, то есть расходов, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации.

По результатам аудиторской работы выявляются множество нарушений (ошибки в документации, незаконности, неполноты отражения фактов хозяйственной деятельности, нарушения в ведении бухгалтерского учета), оказывающих влияние на финансовые результаты.

С помощью предложенного алгоритма можно проанализировать влияния нарушений на достоверность показателей финансовой отчетности, определить особенности возникновения нарушений.

 

Рисунок 1 – Алгоритм оценки влияния финансовых нарушений на обеспечение достоверности показателей бухгалтерской финансовой отчетности

 

Базой для обоснования и подтверждения выявленных ошибок является документация бухгалтерского и управленческого учета.

Принятие на учет документов не соответствующие требованиям качества, оформленные неверно, несоответствующие законодательным нормам, действительности, наиболее распространено в ходе внутреннего аудита сельскохозяйственной организации. Соответственно следует разработать единую методику обнаружения последствий применения несоответствующей бухгалтерской документации сельскохозяйственной организации, определение существенности выявленных нарушений. Для совершенствования механизма выявления нарушений следует классифицировать документы по степени законности, достоверности, формальности отражения в учете хозяйственных операций.

 

Сайт управляется системой uCoz