СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИИ

 

Гуриева Л. К., Кабисов М.Е. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)

 

The results of studying of the modern lines of additional vocational training in regions of Russia are stated in the given paper

 

Новая роль образования в современном российском обществе определяется как на уровне общих идей, а так и политических стратегий и экономических инвестиций. В программных документах Правительства РФ поставлена задача качественно нового инновационного способа развития российского образования в целях придания ему динамичности, рыночной ориентации и международной конкурентоспособности[1]. Решение этой задачи затрагивает все  аспекты  улучшения интеллектуального потенциала России и ее регионов. Однако разработка стратегии реформирования и инновационной модернизации системы дополнительного профессионального образования российских регионов, несмотря на ее ведущую роль в приращении человеческого капитала регионов, пока рассматривается скорее на постановочном, нежели конструктивном уровне. В этой связи чрезвычайно актуальными являются  исследования современных тенденций и проблем  развития дополнительного профессионального образования  (ДПО).

 Профессиональное дополнительное образование специалистов в России имеет свою историю, в которой четко выделяются  досоветский, советский и  современный этапы развития. Последний связан с  началом осуществления рыночных реформ в Российской Федерации в 1992 году и характеризуется  многократным ростом потребности в подготовке, переподготовке кадров для работы в рыночных условиях хозяйствования. Именно система дополнительного профессионального образования в 1992–2000 гг. сыграла решающую роль в кадровом обеспечении переходной к рыночным условиям  экономике и  в сжатые сроки оказала действенную помощь гражданам России в овладении рыночными механизмами, организации собственного дела и пр. Гибкость, мобильность образовательных структур этой системы, отказ от единообразия программ обучения, максимальный учет потребностей заказчиков – предприятий и  частных лиц – позволили адаптировать последних к изменяющейся среде, достаточно быстро развиваться в условиях институциональных изменений и рыночной трансформации российской экономики.        

Вместе с тем именно в 1990-е годы произошли весьма негативные изменения в сфере образования России: сложилось хроническое недофинансирование высшего образования, произошло резкое сокращение научно-исследовательской деятельности вузовского сектора науки и как следствие упала  эффективность использования  человеческого капитала высшей школы, в структуре российского образования резко сузились  сектора естественно-научного и инженерно-технического образования. На фоне бурного роста негосударственного сектора образования, особенно дополнительного высшего профессионального образования, к началу 2000-х гг. в целом в регионах России сложилась весьма неэффективная система управления ДПО, результатами деятельности которой явились снижение качества подготовки специалистов, неэффективное использование финансовых ресурсов и как следствие, неудовлетворенность отдельных индивидов и работодателей, а также общества в целом услугами системы дополнительного высшего образования [2].

Результатом реализации такой политики стало резкое падение индексов уровня образованности граждан России. Так коэффициент интеллектуализации населения, регулярно рассчитываемый  ЮНЕСКО, в нашей стране имеет следующий  вид: 50-е годы – 3-е место, 60-е – 2-е место, 70-е – 24-е место, 80-е  годы – 45-е, 1990-е годы 60-е место, а в 2006 г. – 64 место в мире.    Россия тратит на высшее образование чуть более 1% от ВВП, при том, что Канада тратит на высшее образование  2,5% ВВП, США  – 2,9%, Южная Корея – 3,1 % ВВП[3]. В целом за период 1990–2005 гг. объем совокупного финансирования образовательной отрасли мира вырос более, чем в 40 раз [4].

В последние годы ситуация в России постепенно начала меняться и доля расходов на разные виды образования в ВВП  ежегодно растет[5], а  принятие национального проекта «Образование» положило начало системного развития всей образовательной отрасли России.

Так, в 2008 г. расходы федерального бюджета по разделу «Образование» установлены в размере 307,2 млрд. руб., а консолидированный бюджет образования в Российской Федерации составит не менее  1 411,0 млрд. руб.[6]  При этом основная часть бюджета образовательной отрасли России (96%) направлена на мероприятия целевых программ и реализацию приоритетного национального проекта «Образование», в том числе поддержку инновационных программ вузов по подготовке и переподготовке специалистов.

В 2008 г. на цели «обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения и обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации» и «создание условий для развития непрерывного образования»  из средств федерального бюджета планируется израсходовать 205,8 млрд. руб. или 67% общего объема финансирования[7]

  В настоящее время в 87 субъектах Российской Федерации функционирует более 1459 учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В их числе 19 академий повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов, 14 межотраслевых институтов повышения квалификации  при вузах, 53 межотраслевых региональных центров повышения квалификации и  профессиональной переподготовки специалистов, 103 института усовершенствования учителей и врачей, 140 отраслевых институтов повышения квалификации, 80 курсов (школ) повышения квалификации министерств и ведомств, более 300 факультетов повышения квалификации руководителей и специалистов  при вузах, 160 курсов и 92 отделения при образовательных учреждениях среднего профессионального образования, 27 учебных центров переподготовки военнослужащих, 56 учебных центров занятости[8].

  По официальным данным Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ в 2005/2006 учебном году в системе дополнительного профессионального образования прошли обучения 1,416  тыс. человек, в том числе 1,322 тыс. человек повысили квалификацию, 93,9 тыс. человек прошли профессиональную переподготовку. В 2006/2007 учебном году в системе дополнительного профессионального образования прошли обучения 2,5  тыс. человек, в том числе 2,334 тыс. человек повысили квалификацию, 1,455 тыс. человек прошли профессиональную переподготовку.  Как следует из рисунка 6, 92,05% из них повысили квалификацию  по программам в объеме 72–100 часов  (49,67%), 101 час и выше (42,39%). Прошли стажировку 1,4% (около 35000 тыс. человек), и, наконец, прошли профессиональную переподготовку 6,56%. Причем из них по программам свыше 500 часов  обучились 4,67% и 0,89% освоили  программы свыше 1000 часов с получением диплома о дополнительной квалификации.

  По данным федерального Агентства по образованию, среди прошедших переподготовку и повысивших квалификацию  450,2 тыс. руководителей, 650 тыс. специалистов, 87 тыс. государственных служащих, 6,6 тыс. уволенных с военной службы, 35 тыс.  незанятых лиц по направлениям службы занятости. Из общего числа повысивших квалификацию и прошедших профессиональную переподготовку по актуальным проблемам рыночной экономики и социальным проблемам обучено  355 тыс. человек. По приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии – 204,5 тыс. человек. По сравнению с 2003/2004 учебным годом количество прошедших обучение в системе ДПО увеличилось в  2,1 раза.

  В сфере ДПО в минувшем  учебном году работало около 200 тысяч преподавателей, из которых 35,52% – штатные преподаватели, 12,82% – совместители и 51,52% – преподаватели, работающие на условиях почасовой оплаты. Малая, по сравнению с вузами, доля штатных преподавателей в сфере ДПО связана со спецификой слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и приходящих на повышение квалификации с целью получения дополнительных знаний, которые, по общему мнению экспертов, далеко не каждый преподаватель вуза может им дать. 

Сопоставительные исследования функционирования дополнительного профессионального образования в различных субъектах Российской Федерации позволяют выявить две диалектически противоречивые тенденции в его развитии: с одной стороны,  значение частных, специфически национальных факторов в региональном образовании постепенно снижается, и на первый план выходят  факторы и тенденции, общие для большинства развитых стран: налицо усилившееся под давлением Министерства образования и науки Российской Федерации внедрение в систему высшего образования регионов принципов Болонского  процесса, ведущих его к европейской унификации и потере национальных научно- образовательных традиций  страны[9].  С другой стороны, одной из главных тенденций изменения в сфере высшего профессионального образования России можно назвать усилившуюся  регионализацию всех видов и форм дополнительного высшего образования, что ведет к углублению территориальной дифференциации качества образования и  региональной специализации структуры образования в  типологически разных регионах России. 

Обзор существующих теоретических положений по формированию национальных систем непрерывного образования, методов изучения причин и фактор регионализации дополнительного образования позволяют выделить следующие факторы регионализации дополнительного высшего профессионального образования России в условиях углубления глобализации и вхождения России в ВТО: становление территориально-локализованных рынков образовательных услуг в рамках единого нормативно-правового пространства и формирование неоднородного филиального пространства крупнейших российских вузов, рост влияния на сферу высшего профессионального образования комплекса регионально-отраслевых факторов[10], дальнейшее усиление взаимозависимости между образовательной деятельностью и региональной организацией экономики в целом[11].

Регионализация сферы дополнительного профессионального образования в России проявляется, по нашему мнению, в трех взаимосвязанных тенденциях (рис.1):

Рисунок 1- Основные тенденции регионализации сферы дополнительного  профессионального образования в России

 

– приоритетной ориентации региональных образовательных комплексов на удовлетворение конкретных региональных потребностей на услуги высшего профессионального образования, переподготовку и повышение квалификации специалистов;

– в интеграции сети учебных заведений высшего профессионального образования как институционально: создание региональных систем  университетского типа (в последние годы именно университетские центры заняли ведущее место в региональной структурной перестройке профессионального образовании), так и предметно-содержательно: как правило, на региональном образовательном пространстве реализуются схожие по содержанию и уровню подготовки образовательные программы, что объясняется ограниченным числом профессорско-преподавательского состава региона;

в снижении роли федерального уровня государственного управления дополнительным образованием и усилении влияния различных региональных структур государственно-общественного регулирования дополнительного образования. В этой связи можно говорить о региональных моделях управления дополнительного образования в типологически разных регионах России. При этом наиболее эффективная региональная модель непрерывного образования, по общему признанию экспертного сообщества, сложилась в Республике Татарстан.



[1] Приоритетные направления развития образовательной системы Рос­сийской Федерации на период до 2010 года. Одобренные на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г., протокол № 47, раздел 1.

[2] Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. -2005. -№ 3. -С.43

[3] Итого лондонской конференции министров образования Европейских стран// Вопросы образования. -2007. -№ 4. -С.5.

[4] Суэтин А. 2006 год: мир сегодня и завтра (обзор основных положений доклада «Состояние планеты –2006»//Вопросы экономики. 2-006.- № 4. -С.35.

[5] Так, финансирование только высшего образования из средств федерального бюджета выросло в 2004 –2006 гг. почти в два раза: с 71,8 млрд рублей в 2004 году до 161,7 млрд в 2006 г.(  Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008–2016. // Эксперт. 2007. № 32.)

[6] Пресс-релиз заседания Правительства Российской Федерации 10 апреля 2008 года/Официальный сайт Правительства РФ. Для сравнения

[7] Там же

[8] VIII Всероссийская конференция по дополнительному образованию. Роль ДПО в повышении качества кадрового состава системы образования / Под ред. В.Л.Панкова. -М., 2007.

 

[9] Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005;  Анализ рисков и потенциальных возможностей российского образования в условиях присоединения к Всемирной торговой организации. / Под ред. М.В.Ларионовой. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

[10] Чумадин А., Ершов В. Подготовка кадров для аэрокосмической промышленности: проблема стандарта //Высшее образование в России.  2006. №7; Жиганов А., Карпов С., Цепаева И. Подготовка специалиста-атомщика на интегративной основе //Высшее образование в России.  -2007. -№9.

[11] Шестак Н. Технологии обучения в системе непрерывного профессионального образования //Высшее образование в России.  -2006. -№12.

Сайт управляется системой uCoz