НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Ермолаев Д.В. (МГОУ, г. Губкин, РФ)

 

The article analyses necessity of a legal regulation of re-structuring the enterprises in conditions of anti-recessionary management, and proposes specific and practical recommendations aimed at enhancing the effectiveness improve the legal regulation of the mining industry Russian.

 

Вопреки ожиданиям, реструктуризация на промышленных предприятиях в большинстве российских регионов проводится не слишком успешно. Отчасти такая «пробуксовка» объясняется значительными финансовыми, экономическими, юридическими проблемами, требующими своего скорейшего решения. Многое также зависит от особенностей развития региона, от места и роли предприятия в его развитии, от взаимоотношений между собственником предприятия с региональной администрацией и инвестиционной привлекательности предприятия.

Практическая значимость проблемы реструктуризации градообразующих предприятий в условиях антикризисного управления обусловлена несколькими причинами. Среди них: переход России к рыночной экономической системе, существенное повышение финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово-экономических кризисов, постигших национальную экономику за последние десять лет.

Несмотря на популярность и распространенное употребление термина «реструктуризация предприятий» в средствах массовой информации и деловых кругах, строгий правовой смысл этой категории остается во многом неясным. На настоящий момент законодательное (легальное) определение «реструктуризации предприятий» фактически отсутствует.

Так, в п.1 ст. 2 Федерального Закона «О реструктуризации кредитных организаций» от 08.07.1998 г. (в редакции от 21.03.2002 г.) № 144-ФЗ под реструктуризацией понимается «комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Совершенно справедливо данное определение вызывает неудовлетворение значительного числа специалистов, в виду его неполноты и односторонности, так как оно затрагивает исключительно финансовый аспект реструктуризации, игнорируя другие. В других нормативно-правовых актов понятие реструктуризации не приводится совсем.

Так что же такое реструктуризация предприятий? Представляется, что в данном понятии (и соответствующем ему экономико-правовом явлении общественной жизни) можно выделить, по крайней мере, 3 главных аспекта:

1.                     финансовый (преобразование структуры активов и пассивов компании);

2.                     структурный (преобразование внутренней структуры и системы внешних взаимосвязей компании);

3.                     правовой (юридические процедуры и технологии реструктуризации предприятия).

В этой связи, реструктуризацию предприятий горнорудной отрасли можно обозначить как совокупность правовых процедур, направленных на преобразование организационной или владельческой структуры компании и (или) оптимизацию структуры ее активов и пассивов.

Нормативно-правовая база реструктуризации предприятий горнорудной отрасли крайне неоднородна и мозаична, в ней нет четко видимой логической системы. В качестве наиболее значимых нормативно-правовых актов можно выделить следующие:

·                        ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» от 08.07.1998 г. № 144 – ФЗ;

·                        Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 г. (в ред. от 29.09.2003 г.) №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», которое утверждает Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам;

·                        Постановление Правительства РФ от 08.06.2001 г. (в ред. от 29.09.2003 г.) №458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов»;

·                        Постановление Правительства РФ от 01.10.2001 г. (в ред. от 29.09.2003 г.) №699 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.»;

·                        Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 г. №435 «О порядке и условиях проведения в 2003 году реструктуризации и списания задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по привлеченным Российской Федерацией целевым иностранным кредитам (заимствованиям) и кредитам (ссудам) в иностранной валюте, предоставленным за счет средств федерального бюджета»;

·                        Постановление Правительства РФ от 23.10.2002 г. №768 «Об изменении срока подачи заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности некоторых юридических лиц».

В то же время, за исключением закона, регулирующего особенности реструктуризации в банковской сфере, в российском законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, системно регулирующий общие вопросы реструктуризации градообразующих предприятий, что неизбежно порождает ряд существенных практических проблем.

Как известно, в деловой практике основными позитивными задачами реструктуризации предприятия являются привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов, поиск партнеров в бизнесе, расширение и укрупнение производства, оптимизация налогообложения, внедрение новых технологий, диверсификация и демонополизация производства, дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия, или напротив, интеграция активов отдельных компаний для реализации совместных крупных проектов.

Тем не менее, вне поля зрения, как предпринимателей, так и юристов компаний нередко остаются «подводные камни» и неявное содержание некоторых форм реструктуризации. Среди таких скрытых проблем реструктуризации наиболее острые и болезненные следующие:

1.                     возможность использования реструктуризации в целях незаконного вывода активов компании - должника, в том числе в процессе преднамеренного или фиктивного банкротства должника (п. 3, 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ);

2.                     использование силового (принудительного) варианта реструктуризации для недружественного поглощения компании конкурентами.

В таких тонкостях реструктуризации нередко не вполне разбираются не только профессиональные юристы, но и даже специалисты по «классическому» корпоративному праву, в связи, с чем качественные юридические услуги в данной сфере, особенно связанные с реструктуризацией в качестве оптимизации владельческой структуры бизнеса и защитой от недружественной (силовой) реструктуризации, приобретают особую значимость и ценность.

Итак, на основании вышеизложенного представляется необходимым высказать несколько предложений по совершенствованию правового регулирования реструктуризации предприятий горнорудной отрасли.

1. Необходимо общее легальное определение реструктуризации предприятий. Представляется, что оптимальным вариантом было бы включение такого определения в текст Гражданского Кодекса РФ, возможно, в виде отдельной дополнительной статьи главы параграфа 1 главы 4 ГК РФ «Юридические лица».

2. Учитывая значимость для современного состояния горнорудной отрасли и многогранность данного явления, целесообразным представляется принятие самостоятельного федерального закона «О реструктуризации юридических лиц», основная задача которого – четко прописать процедуры и правовые возможности реструктуризации, а также установить правовые барьеры против возможного использования реструктуризации для незаконного вывода активов и недружественного поглощения компаний.

Сайт управляется системой uCoz