К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Емельянова Т.В. (РГЭУ «РИНХ», г. Ростов-на-Дону, РФ)

 

As object of management municipal formation presents itself complex system, uniting heterogeneous objects (the elements) and processes (production, social, economic, ecological and etc), and central to their efficient activity is corresponding to information on the current condition.

 

Как объект управления муниципальное образование представляет  собой сложную систему, объединяющую разнородные объекты (элементы) и процессы (производственные, социальные, экономические, экологические и т.д.), и основой для их эффективной деятельности является соответствующая информация о текущем состоянии.

Подчеркнём, что основой информационно-статистического  обеспечения задач управления муниципальными образованиями являются интегрированные информационные ресурсы, характеризующие социально-демографические, экономические, инфраструктурные и иные особенности муниципального образования.

Основными источниками ин­формации местных администраций являются: сами органы местного самоуправления; органы государ­ственной статистики в рамках Федеральной программы статработ; различные ведомства, предприятия и организации, расположенные на самих локальных территориях.

Следует отметить, что федеральные и региональные информационные ресурсы, на сегодняшний день, не могут в полном объеме удовлетворить информационные потребности муниципальных образований. В этой связи полномочия органов местного самоуправления по организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а соответственно и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий,  не в полной мере обеспечены качественной информацией.

Проведенный анализ официальных статистических данных показывает, что неполное владение информацией о реальной ситуации как на региональном уровне, так и на уровне муниципальных образований отрицательно сказывается на качестве экономических разработок. Так, на сегодняшний день, отсутствует статистическая информация по городам и районам о состоянии малого предпринимательства и данные по предпринимателям без образования юридического лица, индексы потребительских цен и цен производителей промышленной продукции; численность экономически активного населения; численность безработных по методологии МОТ; численность занятых в частном секторе экономики; занятых в домашнем хозяйстве и т.д. На основе статистических сборников, на настоящий момент, нет возможности произвести оценку динамики производства той или иной продукции в отдельных муниципальных образованиях, т.к.  информация формируется органами государственной статистики только по крупным и средним предприятиям. Например, в пищевой промышленности наряду с крупными предприятиями действует большое количество малых предприятий, которые во многих муниципальных образованиях производят значительные объемы продукции, превышающие по некоторым оценкам объемы производства крупных и средних предприятий в несколько раз.

Особо подчеркнём, что переход на выборочные методы обследования, который на настоящий момент методологически не прописан на уровне муниципалитетов, не позволяет получать качественную информацию, и представляется, что только сплошное наблюдение вместе с единой системой  статистических показателей позволяет обеспечить достоверность и качество информационных ресурсов на муниципальном уровне.  

На сегодняшний день применение выборочных методов обследования в рамках реализации Федеральной программы статистических работ, как показывает статистическая практика,  не позволяет получить такой территориальный срез статистических данных, который бы соответствовал информационным потребностям муниципальных органов управления и с высокой степенью достоверности позволял бы фиксировать экономическую и социальную ситуацию на уровне отдельных поселений, как городских, так и сельских.

Проводимые исследования позволяют, как нам думается, говорить о том, что разработка стратегии и программ развития региона и его муниципальных образований должны включать детальное аналитическое исследование динамики и тенденций изменения основных показателей экономического и социального развития этих территориальных образований, в числе которых: общая характеристика экономико-географического положения муниципальных образований; макроэкономические показатели и динамика их изменения (объем промышленного производства, объем производства сельскохозяйственной продукции, объем инвестиций, объем розничного оборота, объем платных услуг, реальные денежные доходы населения), а также оценка тенденций развития. Одним из основополагающих  является учёт местных условий локальных территорий как это делалось земской статистикой.

Кроме того, мы считаем целесообразным разрабатывать информацию для оценки имеющихся внутренних резервов территорий: свободные земельные ресурсы, пригодные для развития сельского хозяйства; наличие подготовленных площадок, пригодных для промышленного развития; наличие природных ресурсов, которые могут представлять интерес для промышленного освоения; наличие недоиспользованных производственных мощностей на промышленных предприятиях; наличие трудовых ресурсов и их качество и др.[1]

Исходя из вышесказанного, полагаем, что только на основе достоверной статистической информации, позволяющей обеспечить объективный анализ проблем, имеющихся резервов и учета интересов регионального и муниципального сообществ, может быть разработана научно обоснованная стратегия развития региона и муниципальных образований, а также механизмы её реализации, призванные определить возможные направления развития, и инструменты статистического анализа, измерения и оценивания деятельности муниципальных органов управления.

Обобщая вышесказанное и исходя из основных направлений развития системы государственной статистики на 2007-2011г.г., подчеркнем, что в процессе административной реформы перед российской статистикой поставлен ряд новых задач, в частности, по ведению мониторинга достижения программных целей, что не свойственно статистическим службам большинства стран. Этот процесс сводится, по нашему убеждению, к следующим действиям:

-     получение развитой системы показателей на региональном уровне, тогда как во многих странах на региональном уровне формируются лишь ключевые показатели;

-     создание принципиально нового направления статистики – основ муниципальной статистики, позволяющей отслеживать и оценивать ход реформы местного самоуправления в соответствии с Российским законодательством;

-     расширение аналитических возможностей региональной статистики и обеспечение её гармонизации с муниципальной в едином правовом и методологическом пространстве.

Проведенные исследования по муниципальным образованиям Ростовской области, с нашей точки зрения, показывают необходимость развития качественных информационных ресурсов муниципалитетов, которые с одной стороны играют самостоятельную и важную роль в управлении образованиями этого уровня территориальной агрегации, а с другой – обогащают, качественно дополняют и расширяют региональные информационные ресурсы.

 

 



[1] Новоселов А.С., Маршалова Л.С. Проблемы информационного обеспечения управления региональной и муниципальной  экономикой. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Информационно-статистическое обеспечение региональных систем управления. НГУЭУ, Новосибирск, 2006.

Сайт управляется системой uCoz