РОЛЬ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ АУДИТЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ

Емельянова И.Н. (РГЭУ, г.Ростов–на–Дону, РФ)

 

The system of balanced Scorecard (BSc) is an important tool for carrying out the strategic audit. The information necessary for the key factors` strategy control is formed with the help of BSc. It is impossible to Sind such information in accounting or other information system of enterprise without the above – mentioned one.

 

Несмотря на текущий контроль посредством управления и менеджмента, периодически требуется проводить аудит, то есть глубокий анализ каждой составляющей бизнеса.

Задача аудита реализации стратегии состоит в том, чтобы обеспечить собственников бизнеса и руководство компании информацией о том, как текущее положение бизнеса соотноситься с выполнением стратегических целей компании и при необходимости внести коррективы.

Стратегический аудит следует проводить в несколько этапов.

Первоначально аудитору необходимо определить и проанализировать ключевые бизнес-процессы, которые оказывают определяющее влияние на достижение целей организации.

На втором этапе по каждому бизнес-процессу выявляются реальные и вероятные риски, формируется взвешенное суждение о том, в какой степени эти риски или угрозы для бизнеса смогут повлиять на достижение целей компании, если они материализуются.

После этого принимается решение о характере реагирования на риски и при необходимости под каждый риск назначается ответственный, затем разрабатывается соответствующая процедура внутреннего контроля, направленная на его минимизацию.

Стратегический аудит состоит из двух основных частей: внутреннего и внешнего аудита. Внешний аудит, или аудит маркетинговой среды, исследует макросреду и среду задач компании.

При проведении стратегического аудита для получения финансовой информации о деятельности клиента может быть использована система сбалансированных показателей (ССП).

Данная система представляет собой сочетание объективных, легко поддающихся количественному учету результатов и субъективных в некоторой степени произвольных параметров будущего роста.

Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого системой оценок перспектив. И выступает новой схемой, которая включает в отчетность показатели стратегического развития компании.

ССП позволяет аудиторам избегать разрыва в информации между стратегическими целями бизнеса и оперативным управлением. И обеспечивает полное понимание того, как отдельные подразделения, службы и даже работники влияют на достижение поставленных перед компанией целей.

Преимуществом использования ССП при проведении стратегического аудита состоит в том, что аудиторы, использующие эту систему, в результате получают «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления.

В рамках ССП аудитор рассматривает стратегическое развитие предприятия в разрезе следящих четырех направлениях:

1.                   финансовый аспект;

2.                   взаимоотношения с потребителями;

3.                   внутренние процессы организации;

4.                   инновации и развитие персонала.

Анализируя первое направление, аудитор должен обратить внимание на то, как оценивают предприятие акционеры и насколько интересно инвесторам вкладывать деньги в данное предприятие.

При работе над вторым направлением аудитору необходимо оценить взаимоотношения с потребителями продукции аудируемого предприятия, то есть, чем предприятие может заинтересовать клиентов, чтобы привлечь их и добиться требуемых финансовых результатов.

Третье направление требует от аудитора оценки внутренних процессов, где необходимо ответить на вопрос - какие бизнес процессы играют наиболее важную роль при реализации предприятием своего конкурентного преимущества.

При анализе четвертого направления аудитору необходимо ответить на такие вопросы как: за счет, каких знаний, умений, опыта, технологий и прочих нематериальных активов предприятие сможет реализовать конкурентные преимущества.

Эти четыре проекции ССП взаимосвязаны и дают аудитору возможность выстроить план действий аудитора по проведению стратегического аудита.

Сбалансированный комплекс показателей - является краткой и в тоже время достаточно полной картиной достижений и итогов продвижения к целям, т.е. общая характеристика происходящего в организации. Итоговые показатели организации смешиваются с текущими, так как без информации об уровне данных показателей нельзя понять, как именно получены итоговые.

Российскими консультантами предлагается следующая схема ССП, изображенная на рисунке 1[1].

Основной задачей системы сбалансированных показателей является трансформация миссии компании в конкретные задачи и показатели. Эти показатели представляют баланс между внешними отчетными данными для акционеров и клиентов и внутренними характеристиками наиболее важных бизнес-процессов.

Рисунок 1- Система сбалансированных показателей: контур управления (стратегия – тактика - оперативное управление)

 

Применение аудиторскими фирмами при проведении стратегического аудита ССП позволит:

- рассмотреть бизнес как единое целое;

- мера объективной оценки бизнеса и способ проверки прогнозных сценариев развития организации;

- помогает перевести сложные и расплывчатые понятия  в более точную форму, что помогает аудиторам прийти к единому мнению.

Таким образом, система ССП является удобным инструментом для проведения стратегического аудита, так как с её помощью формируется информация необходимая для контроля стратегии ключевых показателей, которые невозможно отыскать в бухгалтерском учете или другой информационной системе предприятия.

 

 

 



Р.И. Акмаева – Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.стр.143[1]

Сайт управляется системой uCoz