ВЛИЯНИЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ НА СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ

 

Ефименко В.В. (МЭСИ, г.Москва, РФ)

 

The result of  definition  influence presentation information about goodwill in the financial statement to the value of  company

 

Способы формирования финансовых показателей оказывают влияние на их величину, а, следовательно, должны учитываться пользователями финансовой отчетности. Важную роль различия в финансовых показателях могут оказывать на величину итоговой стоимости компании. Определение реальной стоимости компании важно на всех этапах существования финансовых отношений, но особенно на этапе финансового кризиса. Деловая репутация является одним из объектов, правила отражения информации о которых в международном и российском учете различны.

При рассмотрении различий в отражении информации о деловой репутации необходимо заметить, что жизненный цикл ее существования в компании условно можно подразделить на следующие этапы:

1.  Признание деловой репутации в качестве активов (убытков) компании

2.  Отражение информации о величине изменения стоимости деловой репутации

На первом этапе данного жизненного цикла существуют значительные различия в методиках определения первоначальной стоимости деловой репутации в момент ее признания. Согласно российским требованиям стоимость деловой репутации определяется как разница между покупной ценой уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки. Такой подход к определению стоимости деловой репутации при рассмотрении через призму международных стандартов является несколько ограниченным с точки зрения адекватности применения принципа приоритета экономического содержания над формой. Так как в российских стандартах рассмотрена только возможность прямого приобретения компании, в то время как в IFRS 3 предусматривает возможность обратных приобретений. Возможность исключительно прямого приобретения компаний, определяется смыслом сделки купли-продажи,  указанным в п.1 ст. 454 ГК РФ:  по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Однако данное ограничение в применении принципов формирования финансовых показателей не оказывает влияния на стоимость отдельной компании, так как сделки с обратным приобретением отражаются только в консолидированной финансовой отчетности.

В соответствии с международными стандартами составления финансовых показателей деловая репутация первоначально оценивается по сумме, на которую стоимость объединения предприятий превышает долю организации покупателя в чистой справедливой стоимости идентифицируемых и признаваемых активов, обязательств и условных обязательств. Для точной математической формализации влияния различий,  возникающих в результате определения первоначальной стоимости деловой репутации, необходимо рассмотрение всех основных понятий использующихся при ее расчете. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ покупной ценой является определенная денежная сумма, уплаченная покупателем продавцу в соответствии с договором купли-продажи. Согласно IFRS 3 стоимость объединения компаний может быть отличной от «покупной цены» компании, в контексте российского законодательства.

В соответствии с российскими стандартами при расчете первоначальной стоимости деловой репутации используется балансовая стоимость активов и обязательств. Поскольку при составлении финансовых показателей в соответствии с российскими принципами учета не всегда происходит отражение информации с применением концепции справедливой стоимости, то необходимо отметить возможность существования различий при определении первоначальной стоимости деловой репутации по этой причине. 

Итоговая величина различий при определении первоначальной стоимости деловой репутации может быть определена с применением следующей формулы:

∆ РПСgw = (ПЦ-БС) – (СО-ССАО),

где ∆ РПСgw – различие в первоначальной стоимости деловой репутации; ПЦ – покупная цена, уплаченная по договору купли-продажи; БС – сумма балансовой стоимости всех активов и обязательств на дату покупки; СО – стоимость объединения компаний; ССАО -  чистая справедливая стоимость идентифицируемых и признаваемых активов, обязательств и условных обязательств.

Рассматривая следующий этап жизненного цикла отражения финансовой информации о деловой репутации необходимо заметить, что здесь, как и при определении первоначальной стоимости деловой репутации существуют принципиальные различия в составлении финансовых показателей. Согласно ПБУ 14/2007 стоимость деловой репутации подлежит равномерному включению в расходы организации путем начисления амортизации линейным способом. Международные стандарты устанавливают принципиально другой подход: переоценку деловой репутации. Столь существенные различия в отражении информации о величине изменения стоимости деловой репутации не могут не повлиять на стоимость компании. Математическую формализацию итоговых различий при отражении информации о деловой репутации можно осуществить с помощью формулы:

                                                            k

GW = ∆РПСgw + (ПЦ-БС)*k/а - ∑ УОi,

                                                           i=1

где ∆GW – различие в балансовой величине деловой репутации; ∆ РПСgw – различие в первоначальной стоимости деловой репутации; ПЦ – покупная цена, уплаченная по договору купли-продажи; БС – сумма балансовой стоимости всех активов и обязательств на дату покупки; УО – убыток от обесценения деловой репутации; k – количество отчетных периодов с момента признания деловой репутации в составе активов компании; i – порядковый номер отчетного периода; а – срок жизни компании в случае менее 20 лет или 20 лет в остальных случаях.

 

Выявленное различие в финансовых показателях должно приниматься к учету пользователем финансовой информации и профессиональным оценщиком при использовании ее для определения стоимости компании.

 

Литература

1.    ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)(ред. от 30.12.2008)

2.    IFRS 3 «Объединения предприятий»

3.    МСФО 38 «Нематериальные активы»

4.    ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ" (ПБУ 14/2007)»

                                                                                         

Сайт управляется системой uCoz