Особенности интеллектуализации

экономики региона в условиях глобализации

 

Дзобелова В.Б.  (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)

 

We consider the role of knowledge and information in the economics of the region

 

В условиях повышения роли знаний и информации существенно меняется характер социально-экономического развития региона. Подобное изменение идет по целому ряду направлений.

Одно из основных отличительных требований, которое выдвигает процесс интеллектуализации региона, — наличие полной и качественной информации по основным аспектам деятельности органов власти, населения и хозяйствующих субъектов. Так, результат деятельности предприятий региона обусловлен не только  производством и реализацией продукции или услуг, получением прибыли; он в определяющей мере зависит, прежде всего, от возможности работников получить, проанализировать и правильно интерпретировать информацию о состоянии рынка и его динамике, возможностях партнеров, реальной оценке потенциала конкурентоспособности предприятий. Причем, количественные и качественные характеристики информации (объем, достоверность, оперативность и другие), необходимые для принятия решений, становятся важнейшим ресурсным и стратегическим фактором и определяют успех или неуспех деятельности предприятий региона.

Следует также учитывать, что на смену общему требованию выпуска определенного количества продукции в соответствии с потребностью рынка (что характерно в целом для рыночной экономики), приходит более жесткое требование — выявить конкретные группы потребителей (как правило, локальные), определить их потребности (в том числе к параметрам продукции) и целенаправленно удовлетворить этот индивидуальный спрос. Любое наращивание объемов производства целесообразно только в условиях гарантированного сбыта продукции, что связано либо с расширением целевой аудитории потребителей, либо с ростом доходов и возрастанием потребительского спроса индивидуальных клиентов.

В условиях интеллектуализации экономики региона  предприятия  не только выполняют функцию фактора производства, производителя основных материальных благ. Наряду с этим они принимают форму социального фактора развития личности на основе высоконаучного производства, и в этой связи  приобретают характер всеобщего интеллектуального фактора развития общества. Предприятия выступают как «информационно открытые» социально-экономические институты, поскольку они являются формой всестороннего выражения и развития личности человека, его способностей и высших потребностей в труде, социальном статусе и самовыражении. Экономические и социальные потребности людей в рамках предприятий определяют их стремление к свободному выбору способа реализации трудового потенциала и форм хозяйственной деятельности, выбор которых ограничивается лишь их эффективностью и конкуренцией. Деятельность работника все теснее связывается с состязательностью и творчеством, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе, получить возможность принимать самостоятельные решения.

Кроме того, в современной региональной экономике широкий доступ к необходимой деловой информации делает поведение потребителей гибким и выборочным. Даже  региональный потребитель имеет широкую возможность провести сравнительный анализ потребительских качеств товара, привлекательных сторон сервиса и т.п., сделать соответствующие выводы о выгодности приобретения того или иного товара. Причем,  очень часто на принятие решения покупателем, влияют едва заметные нюансы, связанные с продукцией или поведением предприятия, что значительно увеличивает информационные потоки, которые должны быть учтены сотрудниками предприятия.  Данное обстоятельство вынуждает производителей стремиться к получению знаний о ситуации на рынке, адекватно и гибко реагировать на изменение потребительского спроса. Это, в свою очередь, требует, во-первых,  заблаговременности действий по выявлению изменений в состоянии потребительского спроса (наличие мониторинга рынка); во-вторых, наличие разработок (НИОКР, инноваций, проектов) и возможностей их быстрого применения в производстве; в-третьих, наличие ресурсов (финансов) для осуществления изменений на предприятии.

Интеллектуализация экономики региона проявляет себя в ряде следующих изменений.

1. Превращение информации в важнейший производственный фактор и ресурс деятельности предприятий региона. Первостепенной проблемой развития предприятий в конкурентной экономике является постоянное исследование рынка и выявление на этой основе потребительского спроса, скорейшая разработка и освоение новой продукции, информирование покупателей об ее преимуществах.

2. Превращение информации и знаний  в непосредственно производительную силу. Особенность системы управления регионом и предприятиями состоит в принципиально новой способности воспринимать информацию и претворять его в реальную управляющую силу. Тем самым завершается превращение информации (в форме знания) в непосредственную производительную силу, проявляемую на уровне системы управления регионов или предприятия. При этом информационные технические средства, информационные технологии и информационные функции, обеспечивающие целеполагающую деятельность сотрудников, представляют собой один из главных каналов, по которым информация непосредственно включается в производственный процесс.

3. Изменение структуры экономики региона. В современных условиях иерархические структуры управления все больше уступают место сетевым взаимосвязям и кооперациям. Преимущественное развитие получает не вертикальная, а горизонтальная кооперация, что способствует увеличению производственной автономии работников и полностью изменяет систему экономических и трудовых отношений. Например, системы информации позволяют сотрудникам дистанционно взаимодействовать на объекты управления по самым сложным задачам в режиме реального времени, обмениваясь огромными массивами информации. Выделение в составе предприятий региона бизнес-процессов и формирование бизнес-единиц, реализующих конечную для фирм продукцию (центры прибыли), или обслуживающих процесс производства и управления (центры затрат), передача им функций оперативного менеджмента и переход на этой основе от чисто иерархических (вертикальных) к горизонтальным коммуникациям резко сокращает число посредников в среднем звене.

4. Изменение логики и процедур управления деятельностью хозяйствующими субъектами региона. Важная особенность современной системы управления состоит в резком увеличении объема, разнообразия и скорости передачи, обработки и выдачи информации. Появилась возможность управлять объектом в рамках «реального масштаба времени» и получать ответный сигнал о параметрах такого управления.

5. Повышение требований к человеку. Современной экономике необходим человек, обладающий умением концептуально мыслить и работать с нечеткими категориями, способностью фантазировать и генерировать идеи, действовать в противоречивых ситуациях. При этом управлять творчески мыслящей личностью - главным действующим лицом современной экономики прежними методами невозможно и неэффективно. Необходим переход к управлению с позиций сотрудничества.

6. Усиление адаптивной способности предприятий региона, что означает широкое использование имитационного моделирования, переход от стандартизированных к гибким процедурам, позволяющим вести учет деятельности в режиме реального времени, используя результаты анализа для принятия управленческих решений. За счет большей доступности источников финансирования на глобальном рынке, доступа к информации о клиентах, поставщиках, рабочей силе, технологиях и т.д. предприятие региона способно более точно выбирать линию поведения на рынке.

7. Создание коммуникативного пространства предприятий региона для взаимодействия с поставщиками, потребителями и обществом.  В современной экономике возникает необходимость формирования предприятием своего коммуникативного пространства. Информационные возможности позволяют предприятию сокращать трансакционные издержки на маркетинг,  обеспечивать поиск заказчиков и поставщиков, осуществлять заключение контрактов, обработку заказов (заявок), их оформление и согласование, подготовку и рассылку рекламных материалов и т.д.

8. Изменение схем кооперации и интеграции предприятий региона  Повышение роли информации и знаний вызывает переход от вертикальной кооперации и интеграции предприятий региона к глобальной экономической кооперации и интеграции на базе всеобъемлющих сетей (например, научно-производственно-торговых сетей), включающих корпорации, средний и малый бизнес (в качестве субподрядчиков, франчайзеров и т.д.).

9. Повышение значимости информации и знаний в эффективности деятельности экономики региона. Так, развитие каналов связи приводит к ускорению передачи информации между подразделениями, удаленных друг от друга на значительные расстояния, возможность дистанционного управления подразделениями и т.д. Например, на уровне управления экономикой региона  можно обеспечить  координацию рыночного взаимодействия в технологических цепях; повышение качества управленческих решений на основе более полного учета внешней информации; выполнение многовариантных расчетов и имитационных моделей; обеспечение учета информации в режиме реального времени; рост планомерности бизнеса на базе повышения информационной открытости предприятий и т.д.

10 Повышение требований к качеству организации предприятия. В условиях глобализации предприятия региона вынуждены обеспечивать переход от региональных и национальных  нормативных документов к глобальным стандартам качества, самым современным технологиям, эффективным методам управления и организации других сторон своей деятельности с учетом мировых тенденций.

11. Возникновение синергического эффекта. Широкое применение информации и знаний в экономической деятельности на региональном уровне создает потенциальные возможности возникновения синергического эффекта, под которым понимаются такие преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа факторов. При этом эффект совме­стных действий выше простой суммы влияния индивидуальных факторов. Современные системы управления на основе знаний увеличивают эффективность деятельности предприятий, позволяя находить и обрабатывать большое количество разноплановой информации, соединять данные из разных источников, работать одновременно с одной и той же информацией многим участникам и т.д. Это позволяет резко ускорить оборот и эффективность использования средств, повысить производительность и эффективность работы предприятий, обеспечивает потенциал для создания конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов региона.

Сайт управляется системой uCoz