Прогнозирование спроса на перерабатывающих предприятиях АПК РСО-Алания

 

Дзагоев В.Р.  (ГГАУ, г. Владикавказ, РФ)

 

The methods of forecasting of demand at the reproducing enterprises of agriculture have been presented in this paper.

 

В качестве основного ориентира при прогнозировании уровня потребления продуктов питания и перспектив развития отраслей, вырабатывающих эти продукты, приняты научно обосно­ванные нормы.

Перерабатывающие предприятия АПК Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) по многим продуктам определяют лишь суммарный размер потребле­ния без подразделения на конкретные изделия, которые должна вырабатывать промышленность, а по некоторым видам продукции прогнозы спроса совсем отсутствуют. Часто спрос определяется на основе определенных норм потребления. Например, потребление сахара определяется с учетом общей нормы, со­ответствующей потребностям организма и включающей не только сахар как самостоятельный товар, но также сахар в кондитерских изделиях, мороженом, безалкогольных напитках и пр. Между тем для определения перспектив развития отраслей перерабатывающей промыш­ленности надо оценить перспективную потребность отдельно в сахаре-песке, рафинаде, конфетах, печенье и т. д.

Аналогичная ситуация складывается и с рыночным спросом на овощи и фрукты. Известны  научно обоснованные нормы потребления овощей и фруктов, но сколько в том числе потребу­ется свежих, а сколько консервированных и замороженных — это можно определить лишь с учетом тенденций спроса и экономи­ческих соображений (соотношение затрат на сохранение и транс­портировку свежих овощей и фруктов и на разные способы пере­работки).

Кроме того, по некоторым видам продуктов (водка, вино, пиво и др.) нормы потреб­ления вовсе не установлены, так как ученые считают потребление таких напитков спорным и не видят оснований включать их в ре­комендуемые рационы. Тем не менее, реальный спрос на эти на­питки существует, административно ограничивать их потребле­ние нет оснований, и, естественно, что спрос этот должен быть уч­тен при прогнозировании и планировании развития предприятий.

Имеются, конечно, и другие причины, по которым установление научно обос­нованных норм не может рассматриваться как прямое и оконча­тельное решение вопроса о перспективных размерах потреб­ления.

Рассмотренные и другие обстоятельства актуализируют проблему организации прогнозирования спроса на перерабатывающих предприятиях АПК РСО-Алания. При этом, прогнозирование необходимо не только для выполнения расчетов по отдельным видам, разновидностям и сортам продуктов.  Определение перспективных размеров потребления по конкретным видам или группам пищевых продуктов, во многих случаях необходима, так как именно этим может определяться величина и направление капитальных вложений, развитие перерабатывающего машиностроения, организация сырьевой базы перерабатывающей промышленности и т.п. Кроме того, в условиях значительного уровня бедности населения, величина средств, которыми может распоряжаться каждый потребитель, остается ограниченной. Потребитель может тратить доходы по своему усмотрению, и нет, разумеется, никакой автоматической гарантии, что он рас­пределит свои траты именно так, как следует из рационального бюджета и научно обоснованных норм потребления. Приходится считаться с большим разнообразием вкусов и пред­почтений. Нередко, в силу различных причин, люди готовы сократить расходы на питание.

Разумеется, и государство и предприятия перерабатывающей промышленности не на­блюдают пассивно за этими процессами, а стараются воздействовать на них. Для этого применяются разно­образные меры информирования, воздействия, рекламы, а также меры материального стимулирования путем соответствующей корректи­ровки цен. Но для того чтобы воздействовать на спрос, надо прежде всего знать, как он складывается и в ка­ком направлении развивается.

Вопросам изучения закономерностей и прогнозирования спроса посвящена обширная литература. Строятся различные экономико-математические модели, обычно включающие уравнения регрессии, с помощью которых спрос вы­ражается в виде функции других экономических процессов, при­нимаемых за независимые переменные. На основе этого выводятся коэффициенты эластичности, показывающие насколько меняется величина потребления или спроса при увеличении (или умень­шении) доходов или цен на 1%.

Применительно к перерабатывающим предприятиям АПК РСО-Алания автором выявлено, что показатели эластичности потребления совершенно не одинаковы для различных видов товаров. При росте доходов обычно увеличивается потребление сравнительно дорогих и высококачественных товаров, тогда как потребление более обыч­ных и дешевых товаров может даже уменьшаться. На основе ряда наблюдений и расчетов, по данным статистики, получены такие показатели роста потребления при увеличении дохода на 1 %: в среднем для всех продовольственных товаров - 0,8% (а для непродовольственных - 1,2%), для мяса - 0,7%, для молока 0,4%, сахара - 0,5%, фруктов 0,9%, овощей  - 0,5%. Для хлебопродуктов показатель определен в минус 0,2%, т.е. при росте дохода на 1% потребление хлебопродуктов умень­шается на 0,2%.

Одновременно происходят изменения в разновидностях и сор­тах потребляемых продуктов. Например, при общем уменьшении потребления хлебопродуктов увеличивается потребление хлеба и булок высших сортов. По этой причине показатели эластичности потребления, применительно к количеству потребляемых товаров обычно ниже, чем показатели эластичности расходов на приобре­тение товаров этого вида или этой группы. Например, по мясу показатель эластичности потребляемого количества — 0,7%, а рас­ходов на покупку мяса —0,8%, для кондитерских изделий — по количеству 0,6, по величине расходов на покупку —0,9.

Прогнозирование спроса на продукцию перерабатывающих предприятий АПК должно основываться на данных о размерах потребления в семьях с разным уровнем дохода. Например, по данным обсле­дования семей РСО-Алания, структура расходов на покупку товаров складывается (в %) сле­дующим образом (см. табл.)

 

Таблица- Структура расходов (в %) на по­купку товаров при доходах на одного члена семьи в месяц, тыс. руб.

Группы товаров

До 3

3- 4

4 -5

5 - 6

более 6

Продовольственные

в % к общим затратам на продовольственные товары

хлеб и хлебопродукты

мясо и мясопродукты

Непродовольственные

 

61,3

16,5

19,6

38,7

 

57,1

12,5

21,7

42,9

 

53,5

9,6

22,1

46,5

 

51,7

7,9

22,5

48,3

 

49,3

6,5

23,0

50,7

 

Соответственно этому меняются и размеры потребления про­дуктов в семьях с разным уровнем доходов.

Не только сложившиеся размеры потребления, но и показа­тели эластичности потребления существенно меняются в зависи­мости от исходного уровня доходов семьи. Поскольку потребности в продуктах питания в конечном счете ограничены, эти показатели тем меньше, чем выше уровень доходов и достигнутый уже уро­вень потребления; в группах с наиболее высокими доходами пока­затели эластичности потребления могут снизиться до нуля или даже приобрести отрицательное значение (как в приведенном вы­ше примере по хлебопродуктам).

Уровень потребления и показатели эластичности потребления в семьях с высоким уровнем доходов могут служить важным ориентиром на будущее, так как по мере роста среднего уровня доходов структура потребления, характерная для этой части се­мей, будет распространяться на более широкий круг. Изменения в соотношении количества семей с разным уровнем доходов явля­ются одним из важнейших факторов, определяющих размеры по­требления разных продуктов в перспективе.

К сожалению, изыскания эти пока проходят преимущественно в плоскости построения теоретических математических моделей и пробных иллюстративных расчетов. Гораздо меньше удается сделать в изучении реальных тенденций спроса из-за недостатка необходимой исходной информации. Сведения о размерах потреб­ления в семьях с разным уровнем доходов удается получить лишь в результате выборочных обследований, охватывающих слишком малый круг и не во всех социальных группах. На основе таких данных нельзя сделать достоверные и надежные выводы для всего населения РСО-Алания, для отдельных его районов.

В связи с этим было сделано несколько попыток установить связь размеров потребления отдельных продуктов с суммарным уровнем доходов всего населения РСО-Алания или с другими имеющи­мися статистическими показателями. Для этого используются показателями общего объема розничного товарооборота в целом по республике, строятся уравнения ре­грессии и выводятся коэффициенты эластичности, показывающие, насколько увеличивается (или уменьшается) реализация мяса, рыбы, молока, хлеба и т. д. при росте розничного товарооборота на определенную величину.

К числу важных факторов, влияющих на средние размеры потребления, относится соот­ношение между численностью городского и сельского населения. Хотя различия в уровне и структуре потребления между городом и селом постепенно сглаживаются, но все же они вряд ли будут целиком устранены в ближайшем будущем. Если же говорить не об общих размерах потребления, а о размерах продажи в расчете на душу населения через торговую сеть, то тут различия между городом и селом еще больше, так как часть потребности сельского населения покрывается продукцией приусадебных хозяйств, нату­ральными выдачами из колхозов и пр.

Нередко в той или иной связи приводятся данные о размерах потребления в экономически наиболее развитых зарубежных стра­нах или в странах, где уровень потребления данного продукта наиболее высок. Конечно, информация о размерах потребления за рубежом представляет определенный интерес, но возможности практического использования такой информации для прогнозиро­вания потребления в РСО-Алания весьма ограничены.

В общей форме последовательность исследований при прогно­зировании потребления и спроса должна быть примерно такая:

разработка рациональных потребительских бюджетов с известной дифференциацией их по группам населения с разным уровнем доходов;

исследование на основе практически доступной инфор­мации наблюдающихся тенденций изменения спроса и потреб­ления;

экстраполяция наблюдающихся тенденций на будущее с учетом, в тех случаях, когда это надо, поправочных факторов, и установление на этой основе перспективной связи между уровнем  доходов и размерами потребления разных видов товаров;

сопоставление наблюдаемых тенденций в развитии спроса и потребления;

выявление демографических сдвигов (распределение населения по полу, возрасту, составу семей) и ожидаемого распределения населения по группам с разным уровнем дохода;

установление перспективных размеров потребления в среднем на душу населения, общих размеров потребления и необходимых размеров производ­ства.

Сайт управляется системой uCoz