ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

Дзагоев С.Ф. (СОГУ, г.Владикавказ, РФ)

 

All subjects of the Russian Federation produce and realise the regional social and economic policy in uniform economic and legal space of Russia. However within the competence regions solve all questions in the field of development of branches of economy and social sphere with allowance for local features, potential and conditions.

 

Все субъекты Российской Федерации вырабатывают и реализуют свою региональную социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации. Это отвечает общепринятым принципам федеративного государства, сформулированным и в Конституции России. В том числе, федеральные и региональные органы власти в РФ при разработке и реализации социально-экономической политики руководствуются принципами экономического и бюджетного федерализма.

Вопросы социально-экономической политики в Республике Северная Осетия-Алания (РСО – Алании) регулируются нормативно-правовыми актами РФ и РСО – Алании. Правовое обеспечение направлений социально-экономического развития осуществляется посредством соответствующих нормативно-правовых актов республиканского уровня, в числе которых за последние годы можно отметить:

-        Постановление Правительства РСО-Алания от 9 ноября 2007 г. № 288 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года»;

-        Постановление Правительства РСО-Алания от 3 ноября 2006 года № 250 «О Программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2007-2010 годы»;

-       Постановление Правительства РСО-Алания от 19.09.2003 г. № 264 «О концепции социально-экономического развития РСО-Алания на 2004-2006 годы»;

-       Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 ноября 2001 г. N 315 «О Программе социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)»;

-       Постановление Правительства РСО-Алания от 11. 12 2002 г. № 297 «О Республиканской целевой программе поддержки и развития легкой промышленности РСО-Алания на 2003-2005 годы»;

-       Постановление Правительства РСО-Алания от 30 08 2002 г. № 180 «О конкурсном отборе инвестиционных проектов РСО-Алания, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на поддержку предприятий»;

-       Постановление Правительства РСО-Алания от 11. 12. 2002 г. «О Республиканской целевой программе поддержки, возрождения, сохранения и дальнейшего развития народных художественных промыслов РСО-Алания на 2003-2005 гг.»;

-       Постановление Правительства РСО-Алания от 27.09.2002 г. № 218 «О Программе «Качество» в РСО-Алания на период 2002-2005 гг.»;

-       а также и ряд других нормативно-правовых актов республиканского уровня, в которых определяются основные направления и прогнозы социально-экономического развития республики, направления развития отдельных отраслей экономики и сфер жизни населения.

Основным документом, определяющим развитие Республики Северная Осетия-Алания в данный период, является «Программа экономического и социального развития РСО-Алания на 2007-2010 годы».[1]

Программа детализирует установки, намеченные в аналогичной федеральной программе, с учетом имеющегося в республике ресурсно-производственного потенциала, а также основных тенденций развития. Основными целями Программы является реализация поставленной Президентом Российской Федерации задачи по удвоению валового внутреннего продукта к 2010 году и повышение уровня и качества жизни населения.

Кроме этого, в республике по состоянию на начало 2009 года утверждены и действуют более 30 республиканских целевых программ. В каждой из них прослеживается взаимосвязь с федеральными целями и соответствующими программными документами федерального уровня.

Проведенный нами анализ правовой базы социально-экономической политики региона показал также, что особое внимание Правительство РСО-Алания уделяет реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения населения жильем, а также развития агропромышленного комплекса.

При разработке программ социально-экономической политики на предстоящий период определяются цели и приоритеты, которые впоследствии часто корректируются. Следует отметить также определенное несовпадение целей и задач социально-экономической политики, представленной в различных программах. Так, в «Программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2007-2010 годы» приоритетными признаны следующие направления:

а) создание новых рабочих мест в трудоизбыточных районах и населенных пунктах;

б) производство товаров народного потребления и продуктов питания;

в) производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

г) производство стройматериалов из местного сырья;

д) строительство объектов социально-культурного назначения;

е) коммунально-бытовое обслуживание населения;

ж) использование рекреационных ресурсов;

з) разработка и внедрение высокоэффективных научно-технических достижений.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года» выделены другие приоритеты развития республики:

— приоритеты первой очереди: инфраструктурное и промышленное направления;

— приоритеты второй очереди: социальное и спортивно-туристическое направления. [2]

Последующая расшифровка указанных приоритетов в документе показала определенные, а по некоторым направлениям значительные расхождения в понимании авторами стратегических целей и задач развития республики.

Так, в частности, в сфере развития инфраструктуры разработчики «Стратегии …» предусматривают лишь ликвидацию дефицита электроэнергии за счет каскада Зарамагских ГЭС и системы мини-ГЭС на малых реках, дорожное строительство и обеспечение бесперебойной связи на территории республики. Такое узкое понимание инфраструктурного развития вряд ли обеспечит потребности республиканской экономики и социальной сферы. Говоря об инфраструктурном потенциале, авторы рассматривают республику только с позиций связующей территории между регионами ЮФО, Россией и Закавказьем, Европой и Центральной и Южной Азией, Ближним Востоком, определяя Северную Осетию как «стратегический транспортный коридор», «южные ворота» России с развитыми транспортно-логистическими функциями.

Однако, соглашаясь с этим, нельзя не отметить, что инфраструктура региона должна обеспечивать его всестороннее конкурентное развитие в общегосударственном и даже межгосударственном пространстве.

В РСО-А слабо развиты те объекты инфраструктуры, которые направлены на конкурентоспособное развитие отраслей промышленности, малого и среднего предпринимательства. В республике одни из самых низких в России число организаций и численность специалистов, выполняющих научные исследования и разработки.[3] На проведение фундаментальных исследований в бюджете РСО-А закладываются незначительные средства.

В РСО-Алания практически отсутствуют консалтинговые, лизинговые, исследовательские, внедренческие и венчурные, инновационные организации и фирмы. А те, что есть либо имитируют профильную деятельность, либо настолько незначительны и малы, что не в состоянии обеспечивать минимальные потребности реального сектора экономики. Это относится и к страховым компаниям, действующим в республике с резко ограниченным кругом страховых услуг для бизнеса, и к банкам и другим кредитным учреждениям, не желающим вкладывать значительные средства в долгосрочное развитие предприятий промышленного комплекса, в малонадежные проекты малого и среднего бизнеса, к тому же страдающего отсутствием залоговой базы.

Далее, определяя в качестве приоритета «промышленное направление развития республики», авторы «Стратегии …» выделяют практически все отрасли промышленности, существующие либо действовавшие ранее в РСО-Алания. Однако, при этом в формулировке миссии республики, которая должна наиболее полно учитывать все «основные предпочтения стратегического развития» об этом ни сказано ни слова.

При формулировке стратегических целей в социальной сфере авторы обошли такие важные вопросы как занятость, здравоохранение и социальное обеспечение населения, жилищную политику.

Для развития следующего приоритетного направления – спортивно-туристического, в Северной Осетии, несомненно, есть все возможности при условии значительных инвестиций. Но, непонятно, почему разработчики «Стратегии …» при этом не учли в этом разделе документа возможности бальнеологической рекреационной деятельности, санаторно-курортного лечения, предпосылки и условия для которого созданы еще в советские годы.

Все вышеуказанные недостатки и замечания при определении приоритетов стратегического развития говорят об отсутствии эффективного механизма разработки региональной социально-экономической политики, в частности той его составляющей, которая обеспечивает выработку среднесрочных и долгосрочных целей и задач.

Отсутствие эффективного механизма целеполагания негативно отражается на всем последующем процессе разработки и осуществления социально-экономической политики региона. Особенно это актуально для принятой «Стратегии …». Анализ этого документа позволяет сделать следующий вывод о причинах этого серьезного недостатка.

Очевидно, сказались недостаточно глубокие проработанность и анализ (а кое-где и вовсе их отсутствие) исходной информации для выработки стратегических приоритетов, отсутствие маркетинговых и научных исследований. К этому следует добавить, что такой важный стратегический документ разрабатывался приглашенными специалистами, не знающими характер и особенности республики, без привлечения республиканских специалистов и научной общественности. И хотя, экспертная группа в составе профессоров и доцентов Северо-Осетинского университета представила свою независимую оценку проекта закона «О Стратегии …», их замечания и дополнения не были учтены. В первую очередь, замечания экспертной группы касались, именно формулировок стратегических приоритетов, целей и задач, а также миссии РСО-Алания.

По нашему мнению разночтения в понимании целей и задач социально-экономической политики должны быть преодолены, что требует четких, однозначно понимаемых и обоснованных формулировок, определенных на стратегическую перспективу.

Социально-экономическая политика обеспечивает взаимоувязку среднесрочных и долгосрочных целей, задач и приоритетов социально-экономического развития республики с учетом сложившейся ситуации в регионе, влияния долговременных тенденций макроэкономических процессов, государственной социально-экономической политики, предпосылок и ограничений, которыми располагает Северная Осетия.

 



[1] Постановление Правительства РСО-Алания от 3 ноября 2006 года № 250 «О Программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2007-2010 годы»

[2] Постановление Правительства РСО-Алания от 9 ноября 2007 г. № 288 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года»

[3] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. Статистический сборник. – Москва, 2007

Сайт управляется системой uCoz