О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Долженко Л.М., Тарасова И.Н. (СибГТУ, г.Красноярск, РФ)

 

About the measures of increasing tax returns to the budgetary system of Russian Federation.

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Одной из серьезнейших проблем Российской экономики является недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджет всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов невозможно осуществить структурную перестройку российской экономики, повысить инвестиционную активность, решить назревающие социальные проблемы в обществе.

Проведен анализ работы Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю. Рассмотрены методы работы по исполнению налогового законодательства. Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Красноярскому

исполнением налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами на обслуживаемой территории. К территории обслуживания относится г.Канск, Канский, Тасеевский, Абанский и Дзержинский районы. В организационной структуре налоговой инспекции действует 18 отделов, общая штатная численность инспекции 236 человека. Динамика основных технико-экономических показателей инспекции представлена в таблице 1.

Важным показателем, характеризующим работу Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю, является поступление в бюджет налогов (сборов), пеней, штрафов. За 2007 г. они составили 1,55 млрд.руб., что на 4,3 % больше предыдущего года. Поступления в федеральный бюджет составили 739,5 млн.руб., в бюджет субъекта РФ – 530,3млн.руб, местный бюджет – 278,7млн.руб.. Состав и структура платежей представлены в таблицах 2-4.

Главным фактором, влияющим на увеличение поступления налоговых платежей,  является зачет в счет погашения недоимки по тем или иным налогам сумм НДС, признанных налоговым органам к возмещению по ставке 0 % (ст. 78 НК РФ). В соответствии с НК РФ с 01.01.2007 г. стало возможным проведение зачета по решению налогового органа без заявления налогоплательщика.  Фактором, повлиявшим на снижение поступлений налоговых платежей, в территориальный бюджет, является нежелание физических лиц в добровольном порядке уплачивать транспортный налог. Увеличение сумм поступлений в местный бюджет связано с введением новых кадастровых номеров и увеличением ставки земельного налога.

 

Таблица 1 - Динамика технико-экономических показателей работы Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Темп изменения, %

06/05

07/06

1. Поступление налогов в бюджет, тыс.руб.

1177948

1484350

1548447

126

104,3

- федеральный бюджет

563782

656254

739495

116,4

112,7

- бюджет субъекта РФ

368756

554084

530273

150,3

95,7

- местный бюджет

245410

274012

278679

103,2

101,7

2. Количество действующих налогоплательщиков, всего:

7997

9004

10238

112,6

113,7

- юридические лица

3532

3880

4273

109,9

110,1

- предприниматели

4465

5124

5965

114,8

116,4

3. Количество выездных налоговых проверок всего:

208

223

202

107,2

90,6

- юридические лица

161

143

149

80,8

104,2

- предприниматели

47

80

53

170,2

66,3

4. Количество выездных налоговых проверок выявивших нарушения

187

196

184

104,8

93,9

- юридические лица

143

127

137

88,8

107,9

- предприниматели

44

69

47

156,8

68,1

5. Доначислено по выездным налоговым проверкам, тыс.руб.

 

 

 

 

 

- юридические лица

142147,4

148854,6

143531,7

104,7

96,4

- предприниматели

22927

24204

23113

105,6

95,5

 

Увеличилось количество налогоплательщиков поставленных на учет в налоговом органе. В 2007 году количество налогоплательщиков составило 10238 лиц. Прирост по сравнению с 2006 годом составил 13,7%.

 За 2007 г. проведено 202 выездных налоговых проверок, из них выявлено нарушений по результатам 184 проверок. Результативность проверок составила 90,6%. Общая сумма дополнительно начисленных платежей равна 166млн. руб.. Наибольший удельный вес занимают доначисления по юридическим лицам – 86,1 %. В качестве самого эффективного способа борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов налоговые органы применяют так называемые налоговые расследования, в которые фактически превратились камеральные и выездные проверки. По их результатам налоговой инспектор должен обнаружить схему, используемую организацией с целью оптимизации своих налогов. Методы и направления работы по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов представлены  в таблице 5.

 

Таблица 2- Структура налоговых поступлений в Федеральный бюджет

Наименование

показателя

2006 г.

2007 г.

Изме-нение %

тыс.руб

уд. вес,%

тыс.руб

уд. вес,%

Всего поступлений в ФБ

656254

100

739495

100

112,7

  налог на добавленную   стоимость

225095

34,3

286185

38,7

127,1

  акцизы

107625

16,4

117580

15,9

109,3

единый социальный   налог ФБ

177523

27

187092

25,3

105,4

  налог на прибыль организаций ФБ

92531

14,1

110998

15

119,9

налог на добычу     полезных ископаемых

4437

0,7

4511

0,6

101,7

  водный налог

49043

7,5

33129

4,5

67,6

 

Таблица 3 - Структура налоговых поступлений в территориальный бюджет

Наименование

показателя

2006 г.

2007 г.

Изме-нение,

%

тыс.руб

уд. вес, %

тыс.руб

уд. вес, %

Всего поступлений в ТБ

554084

100

530273

100

95,7

  налог на прибыль 

151819

27,4

134159

25,3

88,4

  налог на доходы  физических лиц

238810

43,1

238093

44,9

99,7

  налог на игорный бизнес

50976

9,2

46134

8,7

90,5

  налог на имущество организаций

73139

13,2

80601

15,2

110,2

  транспортный налог

39340

7,1

31286

5,9

79,5

 

Таблица 4 - Структура налоговых поступлений в местный бюджет

Наименование

показателя

2006 г.

2007 г.

Изме-нение%

тыс.руб.

уд. вес, %

тыс.руб.

уд. вес, %

Всего поступлений в МБ

274012

100

278679

100

101,7

  земельный налог

124025

45,3

128606

46,2

103,7

  налог на имущество физических лиц

149987

54,7

150073

53,8

100,1

 

Таблица 5 - Методы и направления работы по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов

Методы выявления

фактов уклонения от уплаты налогов

Направления работы

проверка документов при государственной регистрации

- проверка совпадений адреса государственной регистрации многих организаций;

- проверка на достоверность нотариальных действий при заверении заявлений на государственную регистрацию;

- проверка подлинности платежных документов при государственной регистрации юридического лица

проверка личности

руководителя организации

- запрос о руководителе организации в органы внутренних дел;

- проверка подлинности составляемых документов;

- почерковедческая экспертиза;

- совместная деятельность с органами МВД (паспортный стол) по месту регистрации по проверке подлинности паспортов, для подтверждения (опровержения) фактов выдачи (утери, замены) ими паспортов

проверка юридического лица по адресу

местонахождения

- осмотр помещения по адресу (местонахождению) юридического лица, с целью установления, действительно ли организация находится по месту ее регистрации указанному в учредительных документах

проверка источника

денежных средств

организации

- запросы в банк о наличии расчетных счетов у организации;

- запрос в банк о предоставлении выписки о движении денежных средств

 

проверка формы

расчетов с поставщиками

- проверка формы расчетов: векселя, взаимозачеты, бартер, уступка права требования;

- выявление нарушений использования контрольно-кассовой техники

 

 

выездная налоговая проверка организации, встречные проверки (поставщики, заказчики)

- проверка представления в налоговый орган отчетности;

- проверка отражения выручки;

- проверка правильности расчетов с бюджетом по всем налогам

 

 

Осуществления перечисленных выше мероприятий   при взаимодействии с правоохранительными и другими органами; улучшение материально-технического оснащения налоговых органов позволит увеличить собираемость налогов и сборов в государственный бюджет Российской Федерации.

Сайт управляется системой uCoz