СОЧЕТАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

 

Дербичева А.А., Данилова Л.Н.

(РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Калуга, РФ)

 

In the article management of regional agriculture is investigated. The strategic and operative purposes and problems are described on the basis of the target approach. The basic directions of charges of the double budget are determined.

 

В современных быстроменяющихся социально-политических и экономических условиях перед организацией, действующей в условиях рынка, стоит задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, реализации своего потенциала. В значительной степени  это связано с функционированием структур управления, адекватных сложности управляемой системы, а также необходимых при этом стратегий, концепций и программ развития.

Стратегическое управление явилось результатом эволюционного развития систем управления. Сменявшие друг друга системы ориентировались на растущий уровень неизвестности, меньшую предсказуемость будущего. Изменялись условия ведения хозяйства, и перед предприятиями вставала задача иначе решать вопросы достижения целей, изменился подход к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.

Основной идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению сельскохозяйственным производством, является перенос центра внимания высшего руководства управления АПК на внешнюю среду, в сторону вопросов программ и проектов.

Основным звеном в системе обеспечения стратегии развития агропромышленного комплекса, на наш взгляд, должны стать органы управления на региональном уровне (область, республика), а первоочередной мерой по их совершенствованию - разграничение выполнения функций по обеспечению оперативных и стратегических задач.

Оперативными задачами (по обеспечению бесперебойного и эффективного годового хозяйственного цикла) должны заниматься функциональные подразделения, имеющие в распоряжении определенные финансовые ресурсы (оперативный бюджет) и строящие свою деятельность на основе оперативных планов.

Цель оперативного управления - получение эффекта на основе принятия управленческого решения в реально складывающейся или сложившейся производственной ситуации.

Выполнение стратегических задач (обеспечение экономического развития) поручается специальным подразделениям, выделяемым по программно-целевому принципу, для чего они должны располагать необходимыми финансовыми ресурсами (стратегическим бюджетом) и строить свою деятельность в соответствии с программами (проектами) развития. Преимущество программно-целевого подхода заключается в том, что он обеспечивает целевую направленность поддержки государственного аграрного сектора. Как прямые платежи и субсидии, так и косвенные рычаги приводятся в рамках конкретной программы.

Изучение состояния экономики позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Для стратегического управления представляют интерес не значения показателей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности для ведения хозяйства это дает. Например, снижение ставки рефинансирования дает возможность сельскохозяйственным производителям внедрить новые технологии производства продукции, провести реконструкцию производственных помещений, строительство хранилищ и т.д. за счет кредитных средств.

Цель стратегического управления – создание потенциала для рентабельного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования предприятий АПК региона в перспективе.

Подразделения стратегического управления должны ориентироваться на ту или иную стратегию развития регионального АПК, заложенную в такие официальные документы, как концепции и целевые программы.

В перспективе объем располагаемых ресурсов в сельском хозяйстве будет крайне ограниченным. Поэтому инвестиции в основной капитал и финансирования формирования оборотных средств необходимо сконцентрировать в точках развития сельского хозяйства, где процесс производства будет осуществляться на интенсивной основе. В качестве точек развития могут выступать: машинно-технологические станции; племенные животноводческие и семеноводческие хозяйства; репродукторные свиноводческие и птицеводческие предприятия; опытно-производственные и учебные хозяйства; базовые хозяйства по первоначальному освоению и дальнейшему распространению нововведений и т.п.

В стратегическом отношении в качестве точек развития можно также рассматривать предприятия перерабатывающей промышленности.

Развитие перерабатывающих предприятий в АПК предполагает более тесное взаимодействие их с сельскохозяйственными предприятиями, формирующими сырьевую зону последних. Там, где складываются для этого условия, там возможны перераспределения акций перерабатывающих предприятий в пользу сельскохозяйственных, создания потребительских кооперативов и агропромышленных интегрированных формирований (холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.). Однако более приемлемыми и распространенными формами кооперации и интеграции могут быть стратегические альянсы (союзы). Формирование точек развития в АПК на базе перерабатывающих предприятий должно предполагать объединение их с сельскохозяйственными, торговыми и иными предприятиями в целостную систему с общими задачами и общей стратегией развития.

Реконструкция системы управления АПК на основе разграничения функций и освоение методов стратегического планирования требуют соответствующего распределения бюджетных средств. Направление расходов текущего бюджета: обеспечение непрерывного получения прибыли от использования действующих мощностей предприятия; капиталовложения в увеличение мощностей; капиталовложения для увеличения прибыли с помощью снижения себестоимости.

Направления расходов стратегического бюджета, в соответствии со стратегической программой (проектом) - стабилизация предприятия в условиях изменчивой внешней среды: капиталовложения на обеспечение стабильности производства продукции животноводства и растениеводства; капиталовложения энерго- и ресурсосберегающих технологий; капиталовложения в повышение социально-бытовых условий работников. Таким образом, средства региональных аграрных бюджетов распределяются по двум основным направлениям: а) непосредственно в производственную систему (предприятия АПК); б) на поддержку соответствующего состояния локальной внешней среды (сельской местности).

Стратегический бюджет поддержке предприятий АПК будет предназначаться для формирования точек развития: кредитования; приобретения основных средств производства; финансирования региональных программ, а оперативный бюджет – для кредитования пополнения оборотных средств, дотаций на продукцию и компенсаций затрат, пополнения фонда страхования.

Дотации целесообразно осуществлять в форме надбавок к ценам (прежде всего на продукцию животноводства), дифференцированных по территории регионов в зависимости от особенностей природных и экономических условий ведения сельского хозяйства.

Средства стратегического бюджета, предназначаемого для поддержки развития сельской местности, направляются на создание новых рабочих мест, развитие кооперации хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, а средства оперативного бюджета концентрируются главным образом на финансовом обеспечении процесса годового хозяйственного оборота в крестьянских подворьях.

Таким образом, сочетание стратегических целей и оперативных задач по управлению агропромышленным комплексом является базой создания целостной системы управления.   

 

 

Сайт управляется системой uCoz