Конкурентные преимущества РЕГИОНА: кластерный подход (на примере Тамбовской области)

 

Чайникова Л.Н. (ТГТУ, г. Тамбов, РФ)

 

In work the basic directions state regional cluster politicians of Russia are allocated. Competitive advantages of the Tambov region are noted and designated кластеры which promote an innovative development of the region.

 

На современном этапе развития экономики возможность успешно конкурировать на рынке определяется наличием или отсутствием у региона конкурентных преимуществ по сравнению с другими регионами. «При этом каждый регион выступает как форма определенной пространственной организации производства, основанной на отраслевом и территориальном разделении труда в рамках всего народного хозяйства страны. В то же время он представляет собой относительно самостоятельное экономическое целое. Целостность оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структура хозяйственного комплекса региона и чем более слабыми и менее развитыми являются его коммуникационные связи с внешней средой» [1].  Конкурентные преимущества региона, составляющие основу конкурентоспособности, по существу и определяют уровень развития всей региональной социально-экономической системы.

Формирование конкурентных преимуществ региона происходит на базе современных достижений научно-технического прогресса, развития экономической теории с учетом процессов глобализации экономики. Следует также отметить, что региональные конкурентные преимущества создаются на основе высоких интеллектуальных возможностей его населения, персонала предприятий (фирм), и организаций расположенных на данной территории, обеспечивающих разработку и производство конкурентной продукции с высокими потребительскими свойствами, минимальными ресурсами и энергетическими затратами. При этом система управления созданием  региональных конкурентных преимуществ должна строиться по законам рыночных отношений, законам управления (менеджмента), законам конкуренции и т.д. В современных условиях политика укрепления и развития конкурентоспособности региона осуществляется на том, что его конкурентные преимущества – это средства, за счет которых он может стать лучше своих конкурентов, и достичь главной его цели – высокого уровня жизни своего населения, соответствующего как отечественным, так и мировым стандартам.

Конкурентные преимущества региона – это есть интегральный показатель, образующийся из преимуществ предприятий и организаций, производящих конкурентоспособные товары и услуги. Производство в регионе конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом потребителей на отечественном и мировом рынках, является одним из основных факторов его конкурентного преимущества. Задача состоит в том, чтобы регион как социально-экономическая система сама должна содействовать формированию конкурентных преимуществ предприятий и фирм, находящихся на его территории, путем создания конкурентной среды и развития соответствующей инфраструктуры [2].

Известно, что в современной хозяйственной практике сложились два подхода к регулированию конкурентной среды в регионе. При первом подходе администрация региона выступает в роли представителя государства и поэтому определяет правила конкуренции для предприятий и организаций региона, занимающихся производством и реализацией товаров и услуг. Регулирование развития региона, повышение его социально - экономической эффективности осуществляется посредством законодательной и нормотворческой деятельности. При втором подходе администрация региона выступает в роли руководителя регионального хозяйства, в состав которого входят все хозяйствующие на его территории субъекты. Одна из задач в данном случае - эффективность, прибыльность, другая - добиваться, чтобы население региона чувствовало себя комфортно. Автор работы [3] отмечает, что с позиций экономической целесообразности второй подход не сможет обеспечить максимально возможную эффективность деятельности предприятий и организаций, стимулировать к завоеванию конкурентного преимущества на рынке, так как в этом случае не учитываются объективные законы экономического поведения людей в условиях рынка. С первым подходом, по мнению автора [3]  тоже трудно согласиться, потому что игнорируются механизмы согласования интересов администрации региона, руководителей предприятий и организаций, а также жителей региона. В обоих случаях решение проблемы повышения качества производимых товаров и услуг не носит народный характер, так как в формировании конкурентной среды задействованы лишь администрация региона и владельцы (руководители) предприятий и организаций. Наиболее целесообразным автору работы [3]  видится подход, основанный на сочетании государственного и негосударственного (общественного) регулирования конкурентной среды. Самоорганизация субъектов региона есть то направление, где скрыты серьезные резервы повышения активности хозяйственной деятельности как самих этих субъектов, так экономики региона и страны в целом. В связи с этим общественными организациями могут выступать союзы производителей (продавцов) товаров и услуг и союзы потребителей, которых необходимо рассматривать в качестве самостоятельных субъектов регулирования рынка. Предлагаемый автором работы [3] подход заключается во взаимодействии региональных администраций, выражающих интересы и требования государственной политики, предпринимательских сообществ и объединений потребителей конкретного региона.

В настоящее время существует не только насущная необходимость, но и реальная возможность наполнить региональную политику принципиально новым содержанием, нацелить ее на гармоничное развитие всех территориальных сообществ – от муниципальных образований до страны в целом [4]. Известная формула «сильные регионы – сильная Россия» особенно актуальна в настоящее время.

Как отмечено в Стратегии социально-экономического развития регионов, к  числу направлений государственной региональной кластерной политики, которые могут быть реализованы  с 2006 года, относятся [5]:

·          выявление и мониторинг ситуации развития экономических кластеров на территориальном уровне, в том числе выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев, софинансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке, оценка влияния кластера на территорию и социальную сферу (2006 год);

·          формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграции в процесс разработки и обсуждения стратегий регионального развития (2006-2007 гг.), содействие обмену опытом между регионами по формированию кластерной политики;

·       способствование консолидации участников кластера (в том числе, через ассоциативные формы), реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной политики согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникации и кооперации предприятий и образовательных учреждений (начиная с 2006 года, в 5-6 пилотных регионах);

·           развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры  в регионах;

·           формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров.

Ниже на примере Тамбовской области рассмотрим роль кластера, как конкурентного преимущества, в стратегии развития региона. Так, в своем выступлении губернатор Тамбовской области, касаясь перспектив региона, отметил такие преимущества, как наличие плодородных земель, занимающих 87% всех сельхозугодий, богатых запасов полезных ископаемых – глины, известняка и титаново-циркониевых руд. Область занимает выгодное географическое положение, находясь в близости к Москве и на важном стратегическом транспортном направлении, соединяющим зону Каспия с Европой. Кроме того, обладает высоким научным, образовательным и промышленным потенциалом, в регионе широко представлены финансовые структуры [6].

«Мы не собираемся снижать темпы развития. Согласно стратегии Тамбовская область выбрала инновационный путь развития на основе формирования кластеров», - подчеркнул губернатор. О. Бетин сообщил, что в настоящее время  в регионе уже наблюдается бурное развитие следующих кластеров: энергетического, химического и аграрного [7]. Опорными точками при этом, должно стать развитие сельскохозяйственного производства, основанного на современных инновационных агротехнологиях, создание кластеров по производству зерна, альтернативного топлива, переработке плодов и овощей. Так, в планах региональных властей увеличение к 2020 году производства сахарной свеклы до 8,5-9,0 млн. тонн в год. В этой связи в Тамбовском «сахарном кластере» предусматривается строительство четырех сахарных заводов мощностью 12,0 тыс. тонн переработки сахарной свеклы в сутки в Мордовском, Ржаксинском, Инжавинском и Мучкапском районах области. Энергетический кластер составят промышленные предприятия Тамбовской области (ОАО "Биохим", завод в Никифоровском районе, сахарные заводы) по производству продукции на основе мелассы и зерна, технического спирта, рапса, древесного сырья, торфа. В регионе планируется создание завода мирового уровня по выпуску биоэтанола, который может обеспечить постоянными заказами треть производителей зерна в Тамбовской области и до 15 сахарных заводов Европейской части России. Кластер по производству и переработке плодов и овощей на базе биотехнопарка Мичуринска-наукограда ориентирован на создание нового поколения продуктов здорового питания, позволяющих сохранить здоровье здорового и ускорить реабилитацию болеющего человека (фрукты с пребиотиками, обогащенными макро- и микроэлементами, БАВ, пищевыми волокнами, витаминами органического происхождения [7].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что одним из региональных конкурентных преимуществ является наличие кластеров. Примером может служить Тамбовская область, которая обладает рядом конкурентных преимуществ, но именно кластеры должны обеспечить инновационное развитие региона.

Литература

1.       Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. Ч.2. Механизмы региональной политики. Учебное пособие. Конкурентные преимущества как стартовое условие регионального развития. Режим доступа:  http://dvo.sut.ru, свободный.

2.       Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Л.Н.Чайникова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 148 с.

3.       Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Режим доступа:   http://www.ksocpol.rags.ru

4.       Законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики. Режим доступа:   http://www.council.gov.ru,  свободный.

5.       Федосова Р.Н. Повышение конкурентоспособности экономики регионов – основа для удвоения внутреннего валового продукта России. Режим доступа:   http://www.econom-chelreg.ru, свободный.

6.       Французские инвесторы помогут кластерному развитию в Тамбовской области http://www.businesspress.ru, свободный.

7.       Центр стратегических разработок. Презентация Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. Режим доступа:   http://www.csr.ru,  свободный.

Сайт управляется системой uCoz