ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Чайников В.Н. (ЧувГУ им. И.Н. Ульянова, г.Чебоксары, РФ)

 

This article about sharply increased importance in the last decennial events of  the strategic behavior, allowing enterprise to survive in competitive fight in long-term prospect.

 

В современном мировом сообществе рост конкуренции на внутреннем и мировом рынках обуславливает жизненную необходимость повышения конкурентоспособности продукции выпускаемой российскими предприятиями. В условиях глобализации мирового рынка повышение конкурентоспособности отечественной продукции становится одной из главных стратегических целей экономики предприятия и региона в целом.

Безусловно, достижение этой цели может быть достигнуто только на основе комплексного рассмотрения всех элементов деятельности хозяйствующих субъектов региона, которые включают используемые технологии, оборудование, квалификацию персонала, подходы к ценообразованию, эффективность внутренних бизнес-процессов и так далее. Перечисленные элементы, это только часть того многообразия, которое оказывает существенное влияние на конкурентоспособность производимой продукции. По нашему мнению, одним из системообразующих факторов, влияющих на конкурентоспособность, является то, насколько правильно выбран вектор стратегической конкурентоспособности продукции, который может быть определён путём прогнозирования. Это вызвано тем, что прогнозирование на современном этапе служит инструментарием выбора не только стратегического направления развития предприятия, но и открывает возможности совершенствования качественных характеристик продукции и существующих технологий её изготовления, а также управления производством. Повышение конкурентоспособности промышленной продукции предприятий региона, а также расширение её номенклатуры создают условия не только для выхода российских товаропроизводителей на мировые рынки, но и расширения их доли присутствия.

Однако современный инструментарий прогнозирования и уровень развития экономики как науки не дают возможности осуществлять прогнозы необходимой точности. В сложившихся условиях актуальность приобретает проблема научно-методического обеспечения процессов прогнозирования. Проблема прогнозирования конкурентоспособности продукции в региональной социально-экономической системе, вследствие быстрых, плохо предсказуемых изменений внешней среды, за последние два десятилетия стала особенно сложной. Это подтверждается существенным спадом прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного социально-экономического развития регионов, обусловленного выдвижением руководителями российских реформ начала 90-х годов CC века положения о несовместимости государственного регулирования и рыночных механизмов. Преодолению существовавшей тенденции способствовало своевременное принятие Федерального Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономичес­кого развития Российской Федерации» (июль 1995г.) [2], который поставил во главу государственной плановой деятельности разработку систем прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, по субъектам Российской Федерации. Это способствовало активизации исследований в сфере научного обеспечения работ по прогнозированию социально-экономического развития экономики регионов и страны в целом, а также более глубокому изучению основ теории прогнозирования и её методологии.

В развитии рыночной экономики большое значение  имеет экономическое прогнозирование, которое необходимо рассматривать как систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выявление тенденций экономического развития и поиск оптимальных решений для достижения целей этого развития.

Известно, что результатом прогнозирования является прогноз, представляющий научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления. Для представления общей характеристики экономического прогноза, рассмотрим его основные особенности [1]:

1. Прогноз является следствием действительности как единого целого, будущее, отражённое в прогнозе – это результат сложного комплекса причин и условий. В прогнозе отражаются реальные условия и противоречия, обуславливающие изменение прогнозируемого явления (объекта). Прогноз – это итог выводов эмпирических данных и обусловленных предположений и представляет аргументированное заключение о направлениях развития объекта в будущем.

2. Вероятность возникновения будущего как следствия реальных событий имеет элемент случайности, которая рассматривается как внутренняя закономерность явления (объекта). Поэтому прогноз должен иметь оценку степени вероятности наступления события.

3. Прогноз, обладающий потенциалом будущего, испытывает влияние различных признаков действительности или моделирует эти признаки. При отсутствии изученных закономерностей развития для прогноза используется гипотеза о закономерностях.

4. Для составления прогноза необходимы научные исследования количественного и качественного характера, включая количественную оценку на будущее.

5. Прогноз является ориентиром для планирования и обуславливает исследовательскую основу для подготовки плана.

6. Прогноз носит вероятностный характер и является многовариантным. Временные и пространственные горизонты прогноза зависят от сущности рассматриваемого явления; он удобен как интерактивный, то есть повторяющийся и непрерывный процесс.

7. При разработке прогноза не ставятся конкретные задачи и исключается детализация.

8. Точность прогноза проверяется временем и практикой.

Экономический прогноз, хотя и носит вероятностный характер, но всё же обладает определённой степенью достоверности и позволяет:

- оценить состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений;

- определить очертания области и возможности для изменения будущих событий;

- выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем;

- осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего;

- моделировать варианты событий при учёте ведущих факторов;

Назначение экономического прогноза выражается в его функциях, к которым относятся:

- анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях, в том числе оценку сложившейся ситуации и выявление проблем хозяйственного развития;

- оценку этих тенденций в будущем; предвидение новых экономических условий и проблем, требующих разрешения;

- выявление альтернативы развития в перспективе; накопление экономической информации и расчётов для обоснования выбора и принятия оптимального управленческого решения.

Таким образом, экономический прогноз представляет собой средство достижения поставленных целей хозяйствования в рамках экономических отношений. Он не является самоцелью, а служит задачам достижения эффективного хозяйствования, которое осуществляется по законам рыночной экономики. Экономический прогноз не просто интерпретирует закономерности и внешние условия развития, а используется для поиска нужных решений. Он может рассматриваться как начальная стадия планирования, определяющая выбор путей достижения целей этого плана.

К числу важнейших теоретических и практических проблем прогнозирования относится построение типологии прогнозов, знание которой позволяет менеджерам при их разработке определить необходимые ресурсы и осуществить информационное, кадровое и техническое обеспечение.

Изучая российскую экономику, можно выявить определённые диспропорции и несбалансированность различных сторон функционирования рыночных экономических систем, которые обусловлены как объективными факторами развития, так и факторами субъективного плана. Совокупность этих факторов проявляется в отсутствии и слабом развитии системы прогнозирования российской экономики, недостаточно взвешенном и экономически обусловленном подходе к решению целого ряда комплексных проблем, малоизученности индивидуальных и общественных потребностей и так далее.

Экономическое прогнозирование регионов напрямую связано с развитием их предприятий в будущем. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть прогнозирования. Становится ясно, что прогнозирование – неотъемлемый элемент стратегического менеджмента, оно составляет этап разработки стратегии развития и плана деятельности предприятия.

Прогнозы любого типа немыслимы без определённой системы целей и задач. При этом следует учитывать, что все цели взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому при составлении и реализации прогнозов следует стремиться к определённой совместимости целей. Кроме того, требуется обстоятельный учёт всех видов ресурсов, для достижения той или иной цели. Для современных экономических систем важно соблюдение следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание предпосылок для достижения подобного равновесия. Внешние достижения подобной сбалансированности в рыночной экономике проявляются в отсутствии излишков и в меньшей степени – дефицитов. Во-вторых, составление системы целей прогнозов и затем их конкретная реализация на основе достижений научно-технического прогресса. В-третьих, соблюдение соответствия между факторами производства на всех уровнях, от специфики каждого зависит и оптимальная их комбинация.

Своевременное и правильное использование прогноза позволяет: во-первых, продавать товар по наиболее приемлемым ценам; во-вторых, маневрировать ресурсами, использовать их в наиболее выгодных направлениях; в-третьих, принимать оперативные меры по расширению (сокращению) производства в случае ожидаемого значительного улучшения (ухудшения) конъюнктуры рынка.

Для повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия и региона в целом целесообразно проверять правильность составления прогнозов и возможность их использования. Выявление причин, по которым прогноз был составлен неправильно, помогает повысить его точность в дальнейшем.

Таким образом, совершенствование методов разработки прогнозов в основном заключается в более широком использовании модельных схем для изучения качественных и количественных показателей, основанных на оптимальном синтезировании регионального и индивидуального подходов к составлению прогнозов, так как конкурентоспособность предприятий является важной составляющей рыночной конъюнктуры, определяющей и конкурентоспособность региона. Разработка таких прогнозов возможна при стратегическом предвидении и управлении конкурентоспособностью продукции в регионе, которому способствует прогнозирование, являясь её инструментом.

Литература

1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 400с.

2. «О государственном прогнозировании и программах социально-эконо­мического развития Российской Федерации». Федеральный Закон от 20.07.1995 №115-ФЗ //Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1995. –- №30. Ст.2871.

Сайт управляется системой uCoz