СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ

 

Шапка И.С. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)

 

In the given paper the basic approaches to formation and realization strategy of development of a federal district of Russia are considered

 

В течение последних лет крупномасштабные реформы в политической, экономической и социальной сферах обусловливают необходимость определения роли государства в инвестиционных процессах, а также изменения государственных инвестиционных приоритетов развития. Несовершенство законодательства, спорадическое вмешательство во внутренние дела экономических субъектов со стороны государственных органов власти, отсутствие адекватных инструментов, механизмов контроля, четкой стратегии и явных приоритетов инвестиционной политики ведут к становлению хаотичной схемной организации финансово-инвестиционных отношений, частичной потере государством рычагов управляемости на различных иерархических уровнях управления отраслевым и территориальным развитием.

Объективно необходимым условием социально-экономического развития России в целом, предопределенным в том числе и историческими предпосылками, является переход на управление комплексным социально-экономическим развитием экономических районов Российской Федерации на основе федеральных округов. С целью реализации единой государственной целенаправленной и последовательной политики, в частности и в инвестиционной сфере, для обеспечения взаимодействия, создания стройной вертикальной и горизонтальной системы управления экономическими процессами, согласования и координации управленческих действий на всех уровнях государственных органов власти в 2000 году в Российской Федерации были образованы семь федеральных округов. Однако реализация этих целей сдерживается недостаточной проработкой ряда теоретических, методологических и практических вопросов воздействия на инвестиционные процессы на уровне территории.

Роль полномочного представителя Президента РФ в процессе социально-экономического развития федерального округа можно рассматривать в нескольких аспектах. В политическом аспекте полномочным представителям Президента РФ была делегирована ответственность за приведение законодательно-нормативной базы субъектов федерации в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.  К настоящему времени эта задача успешно выполнена.

Исходя из задач, поставленных Президентом РФ Д.А.Медведевым, деятельность полномочного представителя в экономической сфере должна быть направлена на решение региональных проблем общегосударственного значения и межрегионального характера, которые отнесены к предмету совместного ведения центра и регионов, включая и контроль пакетов соглашений о разграничении полномочий в различных сферах Правительства Российской Федерации с администрациями субъектов Российской Федерации. Межрегиональный характер проблемы определяется ареалом ее распространения (проблема затрагивает несколько субъектов Федерации); общностью интересов субъектов Федерации, участвующих в решении проблемы; необходимостью объединения ресурсов субъектов Федерации и целесообразностью софинансирования проектов федеральными и региональными органами власти.

Согласованные усилия субъектов Российской Федерации должны быть направлены на решение следующих основных задач регионального развития:

– улучшение делового и инвестиционного климата на территории;

– налаживание хозяйственных связей с другими регионами, в том числе через различные формы экономической интеграции с ними;

– оптимальное участие в реализации государственных программ социально-экономического развития Российской Федерации;

– участие во внешнеэкономической деятельности.

Региональная политика государства формулируется в нормативно закрепленных стратегиях разного уровня (федеральных, региональных, межрегиональных). Тем самым стратегия является главным инструментом региональной политики, так как формирует ее содержание. Практическая деятельность органов государственной власти по реализации стратегии, собственно, и есть региональная политика.

Региональные аспекты социально-экономического развития на федеральном уровне впервые подробно определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 годы), а затем в утвержденной Правительством РФ Стратегии долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., которая отражает цели, задачи, роль и основные инструменты эффективной региональной политики в решении общенациональных задач социально-экономического развития. Среди основных направлений повышения конкурентоспособности региональной экономики в среднесрочной перспективе в данной программе выделяются следующие.

Первое направление. Проведение на уровне федерального округа мониторинга и анализа состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях; выявление инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях, входящих в федеральный округ; формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов; создание системы принятия решений в области экономической и инвестиционной политики.

Второе направление. Оказание содействия органам власти субъектов Российской Федерации по проведению экономической политики, в том числе в плане реализации инвестиционных проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры.

Третье направление. Проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальном уровне.

Четвертое направление. Развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов. Реализация федеральными органами власти политики содействия экономическому развитию территории, в том числе кластерной политики, требует создания адекватных институтов реализации такой политики, включая формирование агентств территориального регионального и муниципального развития, основными функциями которых должны стать создание структур мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований предприятий, прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки.

Региональные приоритеты развития на федеральном уровне определены также концепциями. Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. К числу основных относятся формирование из регионов – «локомотивов роста» – нового опорного каркаса страны, создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных и производственных) кластеров и улучшение качества государственного управления в регионах.

Таким образом, требования федеральной политики к социально-экономической, в том числе и инвестиционной политике региональных органов власти, известны. Происходит смена парадигмы развития территорий – отказ от политики выравнивания и переход к политике пространственного поляризованного развития, опирающейся на опережающий рост нескольких базовых регионов. С этого момента статус российских территорий в данной системе глобальных обменов определяется их способностью задавать параметры экономических обменов геоэкономическим влиянием. В современных условиях конкуренцию регионов за активы выигрывает не тот, кто производит товары, а тот, кто управляет их потоками, привлекает финансы, права, технологии, наиболее квалифицированные кадры. В силу чего целью регионального развития становится увеличение капитализации региона – рост стоимости активов, находящихся на его территории. В условиях рынка это ведет к концентрации мобильного капитала в наиболее капитализированном регионе.

В связи с этим возникают новые требования к системам управления региональным развитием. Региональные стратегии развития для реализации единой государственной политики должны учитывать требования федеральной политики, но с учетом региональной специфики и интересов. Стратегии регионального развития, разрабатываемые на уровне регионов  и на уровне федерального округа, должны стать стратегиями позиционирования субъектов РФ на относительно закрытых макрорегиональных рынках и  открытых рынках на национальном и международном уровнях, а не набором внутрирегиональных мероприятий. При этом следует применять новые подходы к оценке совокупного экономического веса региона не только через систему валовых и стоимостных показателей работы его предприятий, но и через регистрацию существующих и складывающихся на его территории кластеров и проектов на основе государственно-частного партнерства.

В мировой практике существует ряд механизмов социально-экономического развития регионов. Среди основных инструментов реализации стратегий регионального развития можно выделить: межведомственные комиссии; целевые программы; фонды регионального развития и поддержки проблемных территорий; плановые контракты между государством, агентствами регионального развития; национальные институты территориального и городского планирования;  грантовые фонды при федеральных округах совместно с региональными и зарубежными инвесторами; ярмарки инвестиционных проектов; корпорации развития территорий; системы смешанного регулирования инвестиционной деятельности государством и отдельными негосударственными, но уполномоченными им органами или даже лицами, права которых закреплены законодательными актами. При этом необходимо отметить, что практический опыт западных стран с устоявшейся экономикой и стран с реформируемой экономикой может быть использован на территории федеральных округов Российской Федерации лишь в известных пределах. Необходимы целенаправленное формирование финансово-инвестиционного механизма, разработка методов и форм координирования инвестиционной деятельности, способствующих развитию территории на уровне федерального округа в Российской Федерации.

Сайт управляется системой uCoz