ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Бицоева С.М. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)

The results of studying of the formation of the programs of socio economic development in regions of Russia are stated in the given paper.

 

Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как:

· любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;

·  инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;

· корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);

· и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона, выхода его из общеэкономического кризиса и повышения конкурентоспособности его экономики.

Однако разрабатываемые реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов в соответствии с действующей на сегодняшний день нормативной базой имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ.

Такие наши выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов:

·  отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;

· отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации и регионализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России;

· распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов; отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития субъекта федерации макрорегиональных социально-экономических процессов, необходимости интеграции в рамках макрорегиональной экономики;

·  низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, межрегиональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности макрорегиона;

· отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;

· отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;

· отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).

Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и мире.

Нами предпринята попытка разработки модельной структуры программы социально-экономического развития региона, основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.

При разработке такой модели программы мы полагали, что стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:

·  обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

·  законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;

·         структурная перестройка организационно-производственной инфраструктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);

·  оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;

·  обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;

·  повышение уровня социальной защищенности населения;

·  создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;

· создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;

· формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.

На наш взгляд, программа социально-экономического развития региона должна состоять из трех основных блоков:

1.  Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития макрорегиона (федерального округа) на долгосрочную перспективу (тридцать-пятьдесят лет).

2.  Стратегия долгосрочного социально-экономического развития субъекта федерации,  согласованная с соответствующими министерствами и ведомствами федерального уровня и утвержденная специальным постановлениями Правительства субъекта федерации и Правительством Российской Федерации.

3.  Программа социально-экономического развития региона на очередной плановый период (пять лет), которая и утверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой региональной программы.

Реализация такого подхода позволит:

·  обеспечить преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона в рамках макрорегиональной экономической системы;

·  вынести из законодательных актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение для макрорегионального развития, гармонизировав (приведя в соответствие) межрегиональное экономическое и инвестиционное законодательство;

·  гибко подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития макрорегиона и адаптации последних к конкретным этапам социально-экономического  развития макрорегионального пространства.

 

Сайт управляется системой uCoz