ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТУРИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

 

Беденко Н.Н., Уколова А.А. (Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, г.Тверь, РФ)

 

   The economic crisis negatively affected the tourism business. In this situation it is desirable to carry out appropriate actions in order to consolidate the activities of tourism organizations, to diversify tourism services, to raise the standard of service, to switch to domestic market, to stimulate cooperation between tourism companies and authorities. 

 

В последнее время все чаще говорят о том, что кризис охватил все сферы деятельности хозяйствующих субъектов. Не обошел он стороной и туристскую отрасль. Полностью последствия кризиса пока описать нельзя, т.к. самый его разгар пришелся на период межсезонья, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что объемы продаж в туриндустрии значительно сократились. Этому есть несколько причин.

Прежде всего, произошло значительное количество сокращений штатных работников, снижение уровня заработной платы, и именно это, в первую очередь, не способствует организации досуга. В сложившихся условиях население больше думает о том, как сохранить свое рабочее место, и как оплатить быстрорастущее потребление, а не о том, куда можно поехать отдохнуть. Сократилось и количество деловых поездок, так как фирмы стараются оптимизировать свои расходы на проведение рекламных кампаний, на организацию корпоративных мероприятий. К сокращению турпоездок приводит и политическая напряженность в странах - общепризнанных мировых курортах (забастовки уволенных работников, массовые выступления студенческого сообщества и др.). Не стоит забывать и о значительном росте курса основных мировых валют, увеличении транспортных тарифов, что привело к значительному удорожанию стоимости поездок.

Все вышеназванные причины обосновывают снижение объема продаж и уровня доходности объектов туриндустрии. В таких условиях «каждый выживает, как может».

Однако ряд экспертов считает, что кризис может стать отправной точкой для дальнейшего развития туристской отрасли с учетом опыта прошлых лет, когда при грамотной политике государства, после спада объекты выходили на новый более качественный уровень развития. Данное обстоятельство целесообразно проиллюстрировать на примере регионального туристского комплекса Тверской области.

Как уже отмечалось, кризис можно считать основным толчком к развитию туристской отрасли. Специалисты данной области считают, что туризм является динамично развивающейся сферой экономики, а кризис, как временное явление, не может существенно повлиять на развитие его объектов. Определенная часть населения как путешествовала, так и будет путешествовать в виду сохранения устойчивой потребности в отдыхе. Стоит также отметить, что для большинства российских граждан характерно в течение года целенаправленно копить на путешествия и досуг. Это может значительно упростить работу туристских фирм.

Основные положительные тенденции влияния кризисной ситуации на развитие туризма:

1. Увольнение принято считать самым отрицательным последствием кризиса, тем не менее, можно назвать ряд положительных моментов, связанных с этим явлением: увольняют в основном недостаточно компетентных сотрудников, оставляя в фирме тех, которые является наиболее целеустремленными, ответственными и т.д. Остальные работники, чтобы не быть уволенными, будут стараться работать как можно лучше, стараться повышать свою квалификацию, чтобы сохранить рабочее место. Турфирмы могут выступить инициаторами организации образовательных туров, когда отдых сочетается с обучением.

2. Снижение уровня платежеспособности населения, конечно же, в первую очередь ударит по количеству путешествий. Но при этом отдыхать люди все равно захотят. В данной ситуации можно ожидать уменьшения запросов туристов. Это может сыграть на руку турфирмам, которые могут: предлагать новые туры по России и в частности по Тверской области (эти туры будут намного дешевле зарубежных).

3. Кризис может стать отправной точкой для развития внутреннего туризма в виду переориентации потребителей. В целом, можно предсказать два пути развития событий: россияне перестанут ездить заграницу и будут приобретать путевки на внутренние туры,  и в Россию смогут приезжать иностранцы, для которых эти путешествия окажутся дешевле, чем в странах мирового сообщества.

4. Туристские предприятия откровенно слабые будут вынуждены прекратить деятельность, а остальным, чтобы выжить в конкурентой борьбе, необходимо будет совершенствовать сервис, предлагать современные услуги, бороться за каждого клиента, взаимодествовать с другими фирмами и т.д.

Основные направление развития объектов индустрии гостеприимства на региональном рынке в Тверской области в условиях экономического кризиса:

·        предложение поездок для туристов в те страны, курсы валют которых будут наиболее  выгодным для россиян;

·        включение в турпакет отелей категории 2-3 звезды;

·        организация сотрудничества с транспортными компаниями, предоставляющими гибкую систему скидок;

·        поиск путей сотрудничества с администрациями регионального и муниципального уровня в целях получения налоговых льгот и субсидий;

·        применение системы скидок для: постоянных покупателей, массовых заказчиков, для потребителей эксклюзивных туров;

·        предложение образовательных туров (изучение языка, познание предпринимательской деятельности и т.д.;

·        диверсификация туристских услуг, входящих в состав региональных туров и маршрутов Тверской области;

·        усиление взаимодействия туристских фирм и средств размещения в области реализации услуг;

·        формирование действенной системы поощрений клиентов: скидки, подарки, индивидуальные поздравления с праздниками, бонусы;

·        организация и проведение нестандартных PR-акций;

·        консолидация деятельности туристских фирм региона для повышения выживаемости.

Таким образом, только комплексное решение проблемы поможет туристским организациям пережить кризисную ситуацию, и использовать ее как стартовую площадку для дальнейшего развития отрасли.

 

Литература

1. Иванов В.В., Волов А.Б. Гостиничный менеджмент / В.В. Иванов, А.Б. Волов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384с.

2. Иванов Н.Н. Туризм и кризис. Угроза? Не только! / Н.Н. Иванов // Точка роста. Руководство по эксплуатации денег и идей. – 2008. - № 11(23) – С. 34-39.

 

Сайт управляется системой uCoz