АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

 

Беденко Н.Н. (Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, РФ)

 

In connection with joining Russia the Bologna process the should be used the competency approach to the training of personnel, including the tourism industry. When training bachelors of management in tourism the educational institutions of higher school should adapt the curriculum to the changing environment taking into consideration the qualification requirement to the employees of the industry.

 

Характер задач, стоящих перед современным российским обществом, резко повышает актуальность проблемы компетентности, как в профессиональной, так и во внепрофессиональной деятельности. В обыденном восприятии «компетентность», «профессионализм», «квалификация» очень часто сливаются и используются как синонимы. Обычно «профессионализм» понимается как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для выполнения той или иной деятельности, а также нормативные требования профессии к личности. «Квалификация» означает, прежде всего, требования профессиональной деятельности к человеку в качественном и количественном выражении (что он должен знать и уметь). «Компетентность» - это такая характеристика субъекта и его деятельности, которая в справочно-нормативной литературе часто определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать авторитетное мнение. Современное понимание компетентности включает как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные функции, так и наличие целого ряда психических качеств (состояний), позволяющих действовать самостоятельно и ответственно. Компетентность следует отличать  от компетенции – определенной сферы деятельности, круга вопросов, которыми может заниматься (уполномочен решать) человек.

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.» устанавливает, что достижение стратегической цели в области модернизации российского образования возможно на основе реализации программных мероприятий, основанных на инновационном и компетентностном подходах к оценке результатов образовательного процесса. В настоящее время в образовании происходит переориентация требований к профессиональной подготовленности выпускников с понятий «знания» и «умения» на «компетенции».

В связи с вхождением России в Болонский процесс и в целях использования компетентностно-ориентированного подхода при формировании модели выпускника вуза целесообразно учитывать рекомендации Еврокомиссии относительно ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый европеец: компетенция в области родного языка; компетенция в сфере иностранных языков; математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенция; компьютерная компетенция; учебная компетенция; межличностная, межкультурная и социальная компетенция, а также гражданская компетенция; компетенция предпринимательства; культурная компетенция.

Образовательные учреждения, которые ведут подготовку кадров для различных отраслей, включая и туризм, вынуждены привести профессиональное образование в соответствие с требованиями нормативно-правовой базы и запросами рынка труда. Следует отметить, что не существует единого взгляда на систему классификации компетенций. По нашему мнению, в целях повышения качества подготовки специалистов для туристской отрасли данную систему можно представить в следующем виде:

1.     Профессиональные компетенции:

·        специальная;

·        организаторская;

·        технологическая;

·        социальная;

·        коммуникативная.

2.     Общекультурные компетенции:

·        гражданско-правовая;

·        персональная;

·        информационная;

·        психологическая

·        культурная и др.

Высшая школа сегодня также требует адекватной реакции на интеграцию российского образования в мировое пространство с учетом требований многоуровневой системы подготовки, изменений технологий организации учебного процесса, повышения качества оказания образовательных услуг, уровня востребованности и мобильности выпускников, обусловленных Болонским процессом [3]. Для отдельных вузов (в том числе и филиалов) на начальном этапе реформы существенно изменится содержание подготовки выпускников по ряду объективных причин, одна из которых – отсутствие возможности вести подготовку магистров.

Образовательным учреждениям высшей школы, которые переходят на подготовку бакалавров, учебные планы необходимо адаптировать к изменяющимся условиям (схема 1). Анализ содержания блоков дисциплин по данному направлению подготовки показывает, что:

·  общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины по бакалавриату и специалитету практически совпадают;

·  по общим математическим и естественно-научным и общепрофессиональным дисциплинам отклонение в сторону уменьшения составляет 146 – 400 учебных часов;

·  по специальным дисциплинам ожидается снижение учебной нагрузки более чем на 1200 учебных часов.

Выявленные тенденции окажут определенное влияние на уровень учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вузов, их количественный и качественный состав. По-нашему мнению, компенсировать это возможно через формирование и развитие в вузах эффективной системы довузовской подготовки, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Рисунок 1 - Концептуальная модель выпускника вуза

 

При формировании профессиональных компетенций выпускника вуза, ведущего подготовку кадров для индустрии гостеприимства, базовым документом могут быть квалификационные требования к работникам туристской отрасли [4].

 

Литература

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М., 2000.
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. / Официальные документы в образовании // № 26 (202). -М., 2005.
  3. Митрякова О.Л. Содержание образования как базовый элемент качества подготовки профессиональных кадров / О.Л. Митрякова //Качество. Инновации. Образование. – 2007. - № 7 – С. 9-15.
  4. Постановление Минтруда РФ от 17 мая 1999 г. N 8 "О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии".
Сайт управляется системой uCoz