ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УСАДЬБЫ БАРОНА МЕДЕМА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Вижинтас Е.В., Изотова Т.В. (СПбГЛТА, г. Санкт-Петербург, РФ)

 

The history of emergence of farmstead and park in the Scheglovo township of Leningrad region. Farmstead owners since the foundation day till nowadays. Current farmstead state - as a basis for development of the concept for the park’s restoration.

 

Источники информации об историческом прошлом усадьбы

Формирование облика и развитие русских усадеб находилось под непосредственным влиянием личности владельцев, поэтому столь большое значение было придано изучению владельцев усадьбы, знакомству с характером их деятельности, окружением.

Исходным пунктом в исследовании были web-сайты: http://www.sablino.ru, http://www.lenobl.ru, из которых было получено первоначальное представление об объекте.

Далее - обратились с письмом за помощью в администрацию Щегловской волости (ныне деревня Щеглово, Всеволожское городское поселение), и нам предоставили копию рабочего проекта «Реставрация и приспособление усадебного парка в пос. Щеглово Всеволожского района Ленинградской области», выполненного кооперативом «Традиция» в 1989 году.

При изучении полученных материалов выявились нестыковки по датам и чередованию владельцев усадьбы Щеглово. Так что восстановление хронологии владельцев усадьбы продолжили в архивах Санкт-Петербургского государственного центрального исторического архива (ул. Псковская, 18). Сложность оказалась в том, что из 15 дел по 11 описям в 6 фондах, запрошенных для работы, были предоставлены только 10, по оставшимся 5 делам был отказ со ссылкой на «плохое физическое состояние».

Параллельно с этим велась работа по изучению материалов районных, городских и областных библиотек. В библиотеках СПб оказалось очень мало литературы содержащей материал по владельцам усадьбы Щеглово. В библиотеке Всеволожска были получены копии статей из местных газет о Щегловском парке.

Департаментом государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия (областной КГИОП) для работы был предоставлен тот же рабочий проект кооператива «Традиция», что и в администрации Щеглово.

Собранная по крупицам информация позволила составить относительно верный хронологический порядок владельцев мызы Малая Румболово – деревня (усадьба) Щеглово – усадьба барона Медема.

 

История возникновения усадьбы и парка в поселке Щеглово

После освобождения Ингерманландии от шведов Петр I щедро раздает здешние земли в частное владение с обязательным условием, чтобы новые владельцы основывали здесь мызы, строили усадебные дома, разбивали парки. Наиболее крупные владения получили ближайшие соратники Петра. Так, на территории Шлиссельбургского уезда появляется мыза Кельтола (Кельтуш) генерал-прокурора П.И. Ягужинского, мыза Матокса генерал-адмирала Ф.М. Апраксина.

В 1740 году владельцами деревни Малая Румболово стали братья Щегловы, прапорщики Алексей и Андрей, которые создали усадьбу и дали новое название всему имению. Имена братьев Щегловых нигде больше не упоминаются кроме статьи на сайте www.sablino.ru .

Венцель И.В. и Солохин Н.Д., авторы книги о городе Всеволожске, пишут: "В материалах переписи населения 1743-1747 годов названы владельцы здешних деревень – Пашковы, Софроновы, Ислентьевы… Среди них – владелец мызы Рябово – Егор Иванович Пашков, вице-губернатор Петербургской губернии. Позднее мыза перешла к его жене Марфе Васильевне в вотчинное владение. В 1747 году Пашкова упоминается уже как хозяйка деревнь Киселёво (Кясселево), Рябово, Лангино, Румболово, Пугарёво и Бабино. Совладельцем Пашковой по деревням Рябово, Лангино и Румболово назван Камер-паж будущего императора Петра III Михаил Иванов".

Далее авторы книги сообщают, что ко второй половине XVIII века Пашковы сохранили за собой лишь пустошь Романовку. Мыза Рябова – с деревнями Рябово, Румболово, Пугарёво, Коккорево и др. оказались принадлежащими барону И.Ю. Фредериксу, который "в конце XVIII века… округлил владения за счет земель мызы Малой Румполы (Щеглово)…"

Возможно, что, называя прежнее название Щеглово Малой Румполой, Венцель и Солохин ошиблись, т.к. на геометрических планах XIX в. и в других документах прежние названия деревни и мызы Щеглово приводятся как Большое и Малое Румболово (Румболово). И в этом случае, исходя из их же данных, можно предположить первыми из известных владельцев Щеглово Е.И. и М.В. Пашковых совместно с М. Ивановым.

Приобретение усадьбы Щеглово бароном Фредериксом было совершено, по-видимому, в 1770-е годы, так как она являлась его последним приобретением после покупки мызы Рябово, которая по ревизии 1762-63 гг. числилась за генерал-поручиком А.С. Исаковым и коллежским советником А.У. Саблуковым.

Барон Иван Юрьевич Фредерикс (1723-1779) родился в Архангельске. Своим возвышением, как и огромным богатством, был обязан преимущественно покровительству графов Орловых, с которыми был хорошо знаком еще до их возвышения.

Возвышаясь сами, Орловы выдвигали и Фредерикса. По их ходатайству Екатерина II в 1773 году возвела последнего "за прилагаемое им старание к лучшему распространению торговли и оказанныя многие заслуги в баронское достоинство". Орловы также "доставили ему звание придворного банкира".

Скупка земель бароном Фредериксом связана с процессом интенсивного освоения пригородных мыз с целью отдыха и развлечения и для размещения здесь сельскохозяйственного и промышленного производства, выгодного в поместьях, расположенных возле столицы. Часть мыз получили развитие как места загородного отдыха, дачные резиденции, другая часть имений служила более утилитарным задачам, играла чисто хозяйственную роль.

В обширных имениях Фредерикса обе эти тенденции развивались параллельно. Фредерикса привлекала возможность организовать на своих землях в Рябово место для пышных празднеств, охотничьих выездов, прочих развлечений. Для осуществления этих замыслов необходимо было произвести крупномасштабные работы по благоустройству природных территорий, осушению части болот, прокладке дорог и каналов. Магистральный канал длинной около 9 км и шириной 4 м пролег вдоль древней дороги из Новгорода в Токсово. От него отходила целая система малых каналов. Через осушенные лесные массивы было проложено 14 дорог шириной 30 метров и длинной от 4-х до 8-ми километров с мостами через каналы.

Кроме увеселительных, барон Фредерикс преследует хозяйственные цели. Организует пробные выплавки железа из болотной руды, обнаруженной вблизи Рябово. Заводит молочные фермы, на осушенных площадях производит посевы озимой ржи.

После смерти И.Ю. Фредерикса, в 1779 году, новый владелец имения Густав Фредерикс распродает его по частям: часть земель, именуемых мызой Волковой, перешла к Олениным, другую часть – мызу Рябово, куда входили также деревни Пугарево, Кясселево, Румболово и др., – покупает в 1808 надворный советник И.Э. Эртель, в свою очередь продавший ее жене коллежского советника Н.Я. Толстого Алевтине (Елизавете) Ивановне. В 1818 году Толстая продает имение Всеволоду Андреевичу Всеволожскому – представителю богатейшей помещичьей семьи в России.

В.А. Всеволожский заново занимается вопросами улучшения местности. Расчищается система каналов, проводится дополнительная вырубка леса, продлеваются и благоустраиваются дороги. Архитектор П.Д. Шретер приводит в порядок барскую усадьбу, дополняя ее домашней церковью, оранжереями, хозяйственными постройками. Близ усадьбы закладывается обширный парк с декоративными насаждениями и искусственным озером, получившим название Васильевское.

Основные особенности отдельных этапов формирования мызы Рябово необходимы не только потому, что в ее составе среди прочих поселений находилась и деревня Румболово, но, главным образом потому, что производимые здесь работы по благоустройству влияли на состояние всех сопряженных с ней населенных мест и могут служить для характеристики отдельных этапов их формирования.

От Рябово прокладывается наиболее благоустроенная дорога к столице, что, как пишут И.В. Венцель и Н.Д. Солохин "привело к появлению в округе новых мыз. Среди них выделялись: Новокрасное (в районе нынешнего Ковалево), а также Щеглово".

Данное утверждение может быть отнесено лишь к деревне Щеглово, т.к. о мызе Малой Румболово (впоследствии Щеглово) те же авторы упоминают в связи с ее покупкой И.Ю. Фредериксом.

 

В архиве ЦГИАЛ (ЛОИА) имеется документ, который позволяет говорить о времени и первооснователе деревни Щеглово, возникшей значительно позже мызы и селения Румболово.

Деревня Щеглово могла возникнуть на рубеже XVII и XIX веков или, что наиболее вероятно, в 1800-х – 1810-х годах. Возникла деревня Щеглово благодаря переводу сюда князем Хожеминасовым части крестьян из своего имения на Псковщине. Он же может считаться и первым владельцем деревни Щеглово, которую продал вместе с крестьянами в собственность тайному советнику князю Сергею Михайловичу Голицыну в 1825 году (ЦГИАЛ, ф.536, оп.9, д. 1624 «1825 г. О покупке и переселении крестьян Шлиссербургским помещиком Голицыным»).

В "Описании С-Петербургской губернии за 1838 г." деревня Щеглово числится во владении полковника Дмитрия Балашова. В подобном "Описании..." за 1856 г. ее владельцем назван Михельсон. Кому же принадлежала мыза Малая Румболово период 1800 – 1830-х годов, точных данных нет.

Определенная гипотеза по этому вопросу может быть следующая. Согласно Венцелю и Солохину, к 1830-ым годам имения, входящие в состав владений Фредерикса-старшего еще сохраняли свою обширность. Авторы называют в районе Рябовского поместья мызу Приютино – Олениных, мызу Новокрасное – генерала А. Балашова, бывшую мызу князя Потемкина Колтуши (Петропавловское), ставшую принадлежать ротмистру А. Чоглокову. Мызу Малая Румболово авторы не называют. По-видимому, она все еще входила в состав имения Рябово.

С 1830-х годов, как сообщают те же авторы, начинается процесс дробления имений. "На смену крупным землевладельцам приходят не именитые, но зато белее многочисленные и предприимчивые хозяева". Приютино приобретается агрономом Ф.М. Адамсоном (1841 г.). В продажной описи на Приютино названо 31 сооружение. Главные постройки: господский дом, флигель, оранжерея, людская. Стояли они в английском саду, которые пересекали 2 070 саженей благоустроенных дорожек. В состав имения входил фруктовый сад с парниками, кирпичный завод…

С 1844 года Адамсон распродает мызу по участкам. Распродаже подвергаются и соседние хозяйства. Покупатели – главным образом, немцы-колонисты из немецких колоний: Новосаратовка, Средняя Рогатка.

Немцам-колонистам, кроме проданной по частям мызы Приютино, продаются земельные участки мызы Аннинской, пустоши Янинской, отмежеванной от мызы Новокрасной.

Появление фамилии Михельсон как владельца Щеглово, в 1840-е годы также может быть связано с распродажей частей бывшего Рябовского и других имений в этом районе немцам-колонистам. Документально установлено, что Р.М. Михельсон уже в 1849 году являлся владельцем "бывшей мызы Малой Румболовой, что ныне Щегловой с деревнями того же названия". О том свидетельствует надпись на геометрическом специальном плане имения Щеглово, выполненном по предписанию в целях обмежевания имения от смежных владельцев. (ЦГИАЛ ф.262 оп.97 д.224 «Деревня Щеглово, межевое дело. 1904 – 1905гг.»).

Увязывая переход владения к Михельсону с общей тенденцией дробления и распродажей имения Рябово, можно допустить, что от Густава Фредерикса к Р.М. Михельсону владение перешло через смену промежуточных владельцев. В случае раздельного существования деревни Щеглово от мызы малой Румболовой ими могли быть упомянутые выше Хожеминасов и С.М. Голицын, затем Дм. Балашов (для деревни Щеглово) и, по крайней мере, Дм. Балашов (для мызы Малой Румболовой).

Объединение имений деревни Щеглово и Малорумболовской мызы под одним владельцем могло произойти как при Михельсоне, так и при Дм. Балашове.

По найденным в результате исследования документам можно составить подробный список владельцев усадьбы Щеглово (б. мызы Малой Румболовой) приемников Р.М. Михельсона.

После смерти Романа Михайловича Михельсона с 1858 года владелицей Щеглово становится его жена Вильгельмина Ивановна с дочерью Софией Амалией Романовной. В 1862 году Щеглово числится во владении мужа Софии Михельсон гвардии полковника Василия (Вильгельма) Самойловича де Вильер де л'Иля Адама до конца 60-х начала 70-х годов. Затем владельцем Щеглово источники называют некоего Фридебурга (70-е – нач. 80-х гг.). В дальнейшем Щеглово переходит к тайному советнику барону Михаилу Николаевичу Медему, затем к его жене баронессе Екатерине Карловне Медем и после до 1917 года к их сыну камер-юнкеру барону Михаил Михайловичу Медему.

Сведения о последних владельцах Щеглово: Медем – графский и баронский род, происходящий из Гессена. В конце XV века известен в Прибалтийском крае.

Отец предпоследнего владельца усадьбы барон Медем Николай Васильевич (1796 – 1870 гг.), генерал от-артиллерии, профессор военного искусства, автор ряда работ по тактике и стратегии (1836 – 1837 гг.). Окончил службу Председателем главного военно-учебного комитета.

Сын Н.В. Медема – Михаил Николаевич (1831 – 1902), владелец Щеглова, сенатор.

Последний владелец Щеглова Михаил Михайлович Медем, барон и камер-юнкер, являлся одним из наиболее богатых дворян Шлиссельбургского уезда. Ему принадлежали 3 074 десятины усадебной земли (3 300 га), кирпичный завод. Имущество оценивалось в 40 504 рубля.

В настоящее время на территории бывшей усадьбы Щеглово располагается ЗАО "Щеглово" (в предыдущие десятилетия – совхоз), которое занимается выращиванием и продажей саженцев садовых и декоративных древесно-кустарниковых пород.

 

Обследование современного состояния парка усадьбы

Парк бывшей усадьбы барона Медема «Щеглово» (далее усадьба Щеглово) является учетным памятником архитектуры садово-паркового искусства конца XVII XIX веков (Акт постановки на учет № 4.6 от 25.04.1991г.). Местонахождение объекта – Всеволожский район Ленинградской области деревня Щеглово Всеволожское городское поселение.

Рекогносцировочное обследование территории усадьбы было проведено с целью определить общее состояние объекта, установить качественный и количественный состав зеленых насаждений и других парковых элементов для составления проектной документации.

Парк расположен в центральной части деревни Щеглово и занимает территорию верхней террасы, склоны и отроги холма, спускающегося в восточном направлении к полям, заболоченным низинам и дальнему лесу.

Границы выявлены канавами с небольшой обваловкой. С юга к парку примыкают участки открытого грунта совхозных теплиц, с запада парк отделяется от поселка дорогой, с севера и востока к парку подходят в плотную садоводческие участки.

Четко выявленные границы парка, высокоствольная растительность в виде отдельных групп, аллей, рощиц, малопроходимые участки парка в заболоченных ложбинках между отрогами холма и основное движение посетителей парка по тропинкам и дороге, проложенным по гребням отрогов холма, обеспечили относительную сохранность парка.

Во время Великой Отечественной Войны в парке были устроены блиндажи, всевозможные укрытия. В настоящее время все это представляет собой воронки с оплывшими склонами.

Планировка носит на себе отпечаток этапов развития усадебного парка – от регулярной на меньшей части территории к пейзажному, охватившему северо-восточные склоны Румболовской возвышенности и включившему в себя остатки первоначального парка. Пейзажный парк, вобравший в себя элементы регулярного, был создан на базе естественного лесного массива. Открытые пространства перелесков частично также вошли в территорию парка, определив соотношения открытых и закрытых его пространств.

Возраст насаждений 100 – 200 лет.

Состав пород древостоя смешанный, на отдельных участках: липа, дуб, береза, ясень, черная ольха, ель, клен, лиственница.

Уникальные деревья: сосна кедровая сибирская, D – 50 см., 100 лет.

Состав пород подроста: ольха черная, рябина обыкновенная. Состояние неудовлетворительное. Самосев: клен, ясень.

Состав кустарников: карагана желтая, лещина обыкновенная.

Состав травостоя неравномерный: на полянах смешанный, под деревьями угнетенный.

В парке имеются свежие посадки 2005 – 2006 гг. Расположены вдоль тропинки ведущей от здания администрации к детской площадке. Постоянный уход за парком отсутствует, в результате чего частично заросли самосевом малоценных пород открытые пространства, отдельные транзиты. Ложбины с выходами грунтовых вод заросли полностью, нарушился отток воды, произошло заболачивание.

Естественные водоемы отсутствуют. Искусственные водоемы устроены в разных уровнях, перехватывая выход вод на склонах отрогов холма. Водоемов два, площадью около 90 м2 и 220 м2. К парку с северо-востока примыкает новый искусственный водоем, созданный на основе карьера.

Гидротехнические сооружения в парке представлены разрушенным водозаборным сооружением, устроенным для создания верхнего пруда.

Строения в парке – здание администрации, музыкальная школа, современная клуб-столовая, развал бывшего усадебного дома.

Малые архитектурные формы в парке отсутствуют.

Окашивание травы ведется, но носит случайный характер.

Состояние дорожно-тропиночной сети неудовлетворительное за исключением асфальтированного подъезда к зданию администрации и клубу-столовой. Из-за размещения почти в центре парка клуба-столовой и стоящих на границе парка различных зданий по парку осуществляется проезд на транспорте.

Проект, выполняемый по проблемам реставрации и реконструкции исторического объекта – усадьбы барона Медема в поселке Щеглово, носит научно-исследовательский характер и на данный момент выполняется для целей возможного внедрения.

Сайт управляется системой uCoz