SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента при создании малых предприятия по переработке древесных отходов
Якобчук В.М. (НЛТУ Украины, г. Львов, Украина)
The article contains the method of SWOT-analysis for conducting of strategic management at creation small enterprises on processing of wood wastes.
Актуальность темы. Важным резервом повышения экономической отдачи лесной площади в условиях рыночной экономики является переработка низкокачественной древесины и отходов. Их утилизация позволяет без привлечения к обороту новых лесных массивов существенно повысить выпуск товарной продукции.
Для обеспечения экономической эффективности, при ограниченных запасах древесины на одном гектаре лесной площади, целесообразно производить щепу при условии предварительного анализа данного вида деятельности. Внедрение такого вида деятельности позволит организовать производство практически на любом “лесном” предприятии, при любой хозяйственной форме собственности, как основного или сопутствующего вида деятельности [1].
Цель и постановка задачи. В процессе создания предприятий для комплексной переработки отходов древесины возникает необходимость проведения анализа условий для их экономической эффективности при изготовлении щепы (на примере предприятий Львовского областного управления лесного и охотничьего хозяйства).
Методика и решение поставленной задачи. Очевидно, как и любая современная методология управления, стратегический менеджмент должен опираться на соответствующую информационную систему, с помощью которой можно проанализировать и оценить тенденции. Иными словами, необходима технология проведения диагностики как внутренних ресурсов и возможностей компании так и внешней среды [2].
Поэтому важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии фирмы является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает фирма. На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов [3].
Для того чтобы получить оценку сил предприятия и ситуации на рынке, используем SWOT-анализ. Этот анализ может быть использован как основной инструмент стратегического менеджмента, который еще называют матрицей SWOT, что отвечает аббревиатуре начальных букв английских слов. По своему содержанию SWOT-анализ определяет сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы, которые исходят из его ближайшего окружения (внешней среды) [2, 3].
Сильные стороны (strengths) предприятия – это то, в чем оно достигло успехов или какая-то особенность, которая даст дополнительные возможности.
Слабые стороны (weaknesses) предприятия – это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение.
Рыночные возможности (opportunities) – это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимуществ.
Рыночные угрозы (threats) – события, наступление которых может неблагоприятно повлиять на предприятие.
Эта методика предоставляет руководителям создающегося или действующего предприятия структурированное информационное поле, в котором они могут ориентироваться и принимать стратегические решения.
Таблица 1 – Сильные и слабые стороны предприятия
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Организация |
Высокий уровень квалификации и предприимчивость работников. |
Необходимость изменения места производства в соответствии с сырьевой базой. |
2. Производство |
Наличие лесосырьевой базы. Проверенный и надежный поставщик МТС. Себестоимость продукции ниже, чем у региональных конкурентов. |
Отсутствие стабильности в изготовлении продукции удовлетворительного качества Высокая степень износа оборудования. |
3. Финансы |
Сотрудничество с мощными потребителями щепы. Высокая скорость оборота вложенных средств. |
Необходимость выполнения предварительной оплаты за сырье. |
4. Инновации |
Использование мобильного комплекса изготовления щепы. |
Привлечение дополнительных инвестиций на новые основные средства. |
5. Маркетинг |
Возможность сбыта продукции в течение целого года. Гарантированный сбыт продукции. |
Отсутствие складских помещений для хранения щепы. |
Для получения максимума пользы из SWOT-анализа и избежания ошибок, необходимо придерживаться основных правил SWOT-анализа. Таким образом, методология проведения SWOT-анализа заключается в том, что все факторы делятся на две части – внешние и внутренние, которые в свою очередь делятся на события – благоприятные и неблагоприятные [2]. Следовательно, мы определили, что должен являть собой результат SWOT-анализа.
Для определения сильных и слабых сторон предприятия необходимо сформулировать параметры оценки предприятия и по каждому из которых определить, что является сильной, а что – слабой стороной, табл. 1.
Второй шаг SWOT-анализа – это оценить ситуацию вне предприятия и понять, что является возможностями, а также каких угроз стоит побаиваться (и соответственно, предварительно к ним подготовиться).
Методика определения рыночных возможностей и угроз (табл. 2) практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия.
Таблица 2 – Возможности и угрозы предприятия
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1. Сбыт |
Расширение сбыта при условии реализации государственных программ по энергосбережению. Предоставление на рынок отсортированной щепы. |
Трудности в реализации низкокачественной щепы из-за незначительного количества ТЭЦ. |
2. Спрос |
С ростом доходов населения увеличиваются объемы потребления технологической щепы производителями ДСП и ДВП. |
Неблагоприятные погодные условия (заморозки, дождь, град), которые снижают качество продукции |
3. Конкуренция |
Уменьшение себестоимости внедрения новых технологий. Практическое отсутствие конкурентов. |
Ограниченный асортимент продукции; Возможность наплыва дешевой щепы из соседних областей. |
4. Экономические факторы |
Увеличение спроса на щепу за счет выхода на рынок производителей нового вида продукции. |
Последующий рост цен на ТСМ, что приведет к увеличению себестоимости продукции. |
5. Естественные и экологические факторы |
Экологические программы способствуют переходу ТЭЦ на топливную щепу. |
– |
Во время проведения SWOT-анализа не только раскрываются сильные и слабые стороны, угрозы и возможности, но и выполняется их оценка с точки зрения того, насколько важными они являются для предприятия. Для этого каждую сильную и слабую сторону, возможность или угрозу нужно оценить за двумя параметрами, поставив себе два вопроса: “Насколько высока вероятность того, что это случится?” и “Насколько это может повлиять на предприятие?” (табл. 3). Выберем 4 события, которые состоятся с большой вероятностью, занесем в соответствующие разделы SWOT-анализа определенные ключевые стратегические факторы (табл. 4) и установим новые приоритеты.
Таблица 3 – Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Сильные стороны |
2 |
Наличие лесосырьевой базы. |
3 |
Себестоимость продукции ниже, чем у региональных конкурентов. |
|
5 |
Сотрудничество с мощными потребителями щепы. |
|
6 |
Высокая скорость оборота вложенных средств. |
|
4 |
Использование мобильного комплекса для изготовления щепы. |
|
1 |
Гарантированный сбыт продукции. |
|
Слабые стороны |
3 |
Необходимость изменения места производства в соответствии с сырьевой базой. |
1 |
Отсутствие стабильности в изготовлении продукции удовлетворительного качества. |
|
2 |
Высокая степень износа оборудования. |
|
4 |
Привлечение дополнительных инвестиций в новые основные средства. |
|
5 |
Отсутствие складских помещений для хранения щепы. |
|
Возмож- ности |
6 |
Уменьшение себестоимости путем внедрения новых технологий. |
1 |
Незначительное число конкурентов. |
|
5 |
Расширение сети сбыта при условии реализации государственных программ по энергосбережению. |
|
2 |
Предоставление на рынок отсортированной щепы. |
|
4 |
С ростом доходов населения увеличиваются объемы потребления технологической щепы производителями ДСП и ДВП. |
|
3 |
Экологические программы способствуют переходу ТЭЦ на топливную щепу. |
|
Угрозы |
2 |
Ограниченный асортимент продукции. |
1 |
Возможность наплыва дешевой щепы из соседних областей. |
|
3 |
Трудности в реализации низкокачественной щепы из-за незначительного количества ТЭЦ |
|
4 |
Последующий рост цен на ТСМ, что приведет к увеличению себестоимости продукции. |
В соответствии с известной методикой [2], сформируем весовые факторы и выполним необходимые расчеты. Исходя из полученных результатов можно утверждать, что определены доминирующие из существующих факторов.
Сравнение сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы относительно последующего развития предприятия, которые и отобразят суть анализа:
1. Как воспользоваться возможностями, которые открываются, используя сильные стороны предприятия?
2. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
3. Какие слабые стороны предприятия могут помешать воспользоваться возможностями?
4. Каких угроз, увеличенных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего побаиваться? Заполнив матрицу SWOT-анализа (табл. 4), можно установить, что:
Таблица 4 – Матрица SWOT-анализа при создании предприятия по изготовлению древесной щепы
|
Возможности: 1. Незначительное число конкурентов. 2. Предоставление на рынок отсортированной щепы. |
УГРОЗЫ: 1. Возможность наплыва дешевой щепы из соседних областей. 2. Ограниченный асортимент продукции. |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: 1. Гарантированный сбыт продукции. 2. Наличие лесосырьевой базы. |
1. Как воспользоваться возможностями, которые открываются, используя сильные стороны предприятия? Создание сети филиалов предприятия в других районах с целью увеличения рынка сбыта. Реализация потребителям отсортированной щепы даст возможность в условиях свободного рынка правильно устанавливать рыночную цену и увеличить эффективность предприятия. |
2. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы? Вытеснение других поставщиков щепы за счет уменьшения отпускной цены (за счет расстояния перевозки, реализации современных технологий производства и т.д.). Развитие предприятия в направлении расширения ассортимента продукции за счет создания сопутствующего производства (например заготовка хвойной лапки, изготовления древесной и хвойно-витаминной муки, древесного угля и т.д. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: 1. Отсутствие стабильности в изготовлении продукции удовлетворительного качества. 2. Высокая степень износа оборудования. |
3. Какие слабые стороны предприятия могут помешать воспользоваться возможностями? Внедрение современного менеджмента и организации труда. Планирование изготовления щепы в зависимости от породного состава и качества сырья. Обновление основных фондов с учетом новейших технологий (мобильных комплексов). |
4. Каких угроз, увеличенных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего побаиваться? Появления конкурентов, которые будут поставлять на рынок щепу высокого качества, что приведет к уменьшению рентабельности и эффективности предприятия. Понижение качества продукции на фоне увеличения требований к щепе со стороны покупателей. |
Выводы и предложения.
1. Обоснована методика проведения анализа экономической целесообразности заготовки и переработки низкокачественной древесины и отходов для нового вида деятельности предприятий лесного хозяйства и других юридических лиц.
2. Выполнен SWOT-анализ для определения сильных и слабых сторон предприятия по изготовлению щепы, а также возможностей и угроз, которые исходят из его окружения (внешней среды). На основе полученной матрицы SWOT-анализа выяснены шаги для последующего развития предприятия, а также то, какие проблемы необходимо решить на первом этапе деятельности.
Литература
1. Синякевич I.М., Сенько Є.I., Огородник М.М. та iншi. Менеджмент у виробничий сферi. – Львiв: IЗМН, – 1998. – 284 с.
2. Per Lind. Management of change: a guideline to analysing change projects. – Linköping: Linköping universitet. – 2006. – 65 p.
3. Деминг У. Э. Новая экономика/ Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2006. – 208 с.