СИСТЕМА ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

 

Гуриева Л.К., Бицоева С.М. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)

 

In given clause the new approach to the analysis  of  competitiveness of the region  is proved.

 

Понятие «конкурентоспособность», рождаемое феноменом  конкуренции, исследуется экономистами с середины ХVIII века. Вместе с тем в современной экономической науке  до сих пор нет единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», нет и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

Традиционно в исследованиях последних десятилетий конкурентоспособность рассматривается по отношению к товарам, предприятиям, фирмам, корпорациям, т.е. хозяйствующим субъектам и странам. При этом  одни  авторы трактуют эти понятия  как  идентичные[1], другие  сводят понятие конкурентоспособ­ности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции[2], третьи соотносят  понятия «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность страны» системно, включая в последнюю категорию все предыдущие[3].  Однако важным элементом системной конкурентоспособности государства является конкурентоспособность региона, которая, тем не менее, в вышеуказанных и многих  других работах как таковая не рассматривается.  Наша точка зрения по соотношению понятий конкурентоспособности на разных уровнях экономической системы состоит в следующем: конкурентоспособность продукции национальных предприятий,  в конечном счете, свидетельствует о конкурентоспособности, во-первых, этих предприятий, кластера или отрасли, в которые они входят, во-вторых, региона, где расположены эти предприятия, и, наконец, в-третьих,  страны в целом. Поскольку конкуренция предприятий  на рынке принимает характер  конкуренции выпускаемой ими продукции, организации являются опосредованными носителями свойств конкурентоспособности через свои товары и услуги.

Описанное соотношение конкурентоспособности страны, региона, отрасли, кластера, предприятия и товара имеет структуру, представленную на рис. 1.

В системе понятий конкурентоспособности региона нами предлагается различение общей, экономической и стратегической  конкурентоспособности.

По нашему мнению, общая конкурентоспособность региона характеризуется наличием ресурсного потенциала, а также  совокупностью самых разнообразных условий территориального развития,  реализация которых  обеспечивает лидирующие позиции региона в мировых обменах и высокое качество жизни людей на данной территории; экономическая конкурентоспособность  региона – его способность эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы развития экономики и производить товары (услуги), отвечающие высшим требованиям спроса  национального и международных рынков,  создавать условия для обеспечения устойчивого роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования  путем системных инноваций, эффективного воспроизводства и капитализации региональных ресурсов, а также обеспечивать сравнительно высокий уровень жизни населения; стратегическая  конкурентоспособность  региона – цель достижения общей конкурентоспособности региона в стратегической перспективе путем реализации всех доступных факторов регионального  развития и эффективной адаптации региона к постоянным изменениям внешней среды.

 

 

Рисунок 1 - Соотношения понятий конкурентоспособности страны, региона, отрасли, кластера, предприятия и товара

 

Под стратегической конкурентоспособностью региональной экономики   понимается система ее высших свойств  в обозримой перспективе, обеспечивающая лидирующие позиции региона в мировых обменах и создающая условия для достижения высокого дохода собственникам всех видов капиталов на данной территории.  Эти системные качества достигаются на основе  устойчивого экономического развития региона.

 Экономическая конкурентоспособность  региона – это ведущий, но не единственный  фактор его общей конкурентоспособности. Она  многовариантна, поэтому конкурентоспособный регион должен обладать либо диверсифицированной  инновационной экономикой с преобладающим значением постиндустриального сектора, либо уникальным односекторным производством  при условии значительного экспорта и реального участия населения региона в распределении получаемых доходов. Однако инновационно ориентированные регионы имеют в целом  более высокую стратегическую конкурентоспособность.

Постановка проблемы достижения стратегической конкурентоспособности регионального развития, в принципе, не является новой и соответствует теории инновационного развития, а также концепции «новой конкуренции». Обе  признанные в мире теории предполагают взаимосвязанность и взаимообусловленность понятий «конкурентоспособность», «стратегия», «инновации». А понятие «новой конкуренции» представляет собой, согласно исследованиям В.В. Перской, разработку стратегии или «выработку алгоритма действий с выделением в нем приоритетных направлений в соответствии с реальными ресурсными возможностями на длительную временную перспективу»[4]. Вместе с тем общепринятого определения понятия «стратегическая  конкурентоспособность»  пока нет.

Предлагаемая нами трактовка этой дефиниции  принципиально расходится с одной из немногих имеющихся в работах  Р.А. Фатхутдинова, который под стратегической конкурентоспособностью понимает «стратегические нормативы конкурентоспособности объекта для планового периода, формируемые на входе системы»[5]. По сути, под стратегической конкурентоспособностью  региона Р.А. Фатхутдиновым понимается качественная определенность ресурсов региональной экономики, необходимых для производства в регионе фактически конкурентоспособной продукции[6],    по аналогии с понятием «стратегические ресурсы» – ресурсы экономики, имеющие существенное значение для обеспечения безопасности населения в будущем, в том числе и в случае возникновения различных угроз (военной, экологической, продуктовой и пр.).

В отличие от данного подхода под стратегической конкурентоспособностью  региональной экономики нами понимается система ее высших свойств  в обозримой перспективе, обеспечивающая лидирующие позиции региона в мировых обменах и создающая условия для достижения высокого дохода собственникам всех видов капиталов на данной территории.  Эти системные качества достигаются на основе  устойчивого экономического развития  региона.  Говоря иначе, стратегическая конкурентоспособность региональной экономики – это  внешнее системное свойство региона, возникающее при определенных условиях и как следствие его внутреннего свойства – устойчивости развития региональной экономики. К таким условиям относятся целенаправленно создаваемые региональной властью и инновационно ориентированным бизнесом системы воспроизводства и использования знаний, воплощения их в инновации; механизмы их расширенного воспроизводства и капитализации; положительная динамика развития передовых технологий в регионе, обеспечивающих устойчиво высокие темпы роста ВРП;  наличие значимых ниш на национальном рынке, а также механизмов проникновения регионального бизнеса на перспективные глобальные рынки.

Наша точка зрения о взаимосвязи понятий общей и экономической конкурентоспособности региона и качестве жизни населения региона состоит в следующем:

1. Несмотря на существующую взаимосвязь между показателями экономического роста и индикаторами качества жизни населения, было бы неправильно полагать, что жизненные ценности людей обеспечиваются только лишь факторами материального порядка. Следовательно, экономическая конкурентоспособность  инновационно ориентированного региона – это ведущий, но не единственный  фактор его общей конкурентоспособности, а рост экономики региона – лишь один из путей повышения качества жизни населения.

2. Инновационная экономика в целом обеспечивает более высокую конкурентоспособность региона и качество жизни населения. Вместе с тем возможны исключения. Так, в современной России существуют региональные экономики, обеспечивающие высокий  уровень жизни населения за счет развития одного сырьевого сектора экономики (когда регион обладает значительными запасами востребованных рынком природных ресурсов, а региональные фирмы способны эффективно освоить эти ресурсы, обеспечивая не только внутреннее потребление, но и значительный экспорт)  при условии реального участия населения региона в распределении получаемых от экспорта доходов.

3. Опора на уникальный природный ресурс может обеспечивать конкурентоспособность региональной экономики в течение десятилетий, но в стратегической перспективе моноотраслевая ресурсная экономика подвержена неустойчивости, стагнации и деградации. В связи с этим, российские регионы должны стремиться к постоянной аккумуляции конкурентных преимуществ, которые могут быть выражены не только в виде максимально диверсифицированной отраслевой структуры регионального производства, но и в виде все более разнообразных и все более качественных факторов, вовлеченных в региональное  воспроизводство.

4. В XXI веке региональная экономика не может опираться только на внутренние факторы и источники развития. В силу целого ряда причин (ограниченность инвестиционных ресурсов, нехватка высококвалифицированных кадров, кратное увеличение объемов производства и т.д.) региональным фирмам выгодно привлекать внешние ресурсы экономики, тем более, если это позволяет осваивать новые рынки сбыта. Благодаря усилению обменов меняется статус и положение региона в международном разделении труда, меняется структура и производительность региональной экономики, получает ускоренное  развитие вся инфраструктура региона, происходит рост доходов собственников капиталов, растет благосостояния населения.

5. Принятие целостной трактовки конкурентоспособности инновационно ориентированного региона и ведущей роли человеческого капитала в системе факторов ее обеспечения  существенно влияет на методологию формирования конкурентной стратегии региона, которая должна быть нацелена на повышение качества жизни людей (включая уровень жизни, качество образования и здравоохранения,  качество окружающей среды, качество социальных отношений,  качество трудовой и предпринимательской жизни, качество инфраструктуры) средствами достижения конкурентоспособности региональной  экономики.  

 



[1] Завьялов П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // Маркетинг. 1996. № 2; Гельвановский  М., Жуковская В., Трофимова И.  Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 2.

[2] Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г.Я. Кипермана. М.: Республика, 1995; Куранов Л.П., Куранов В.П. Словарь-справочник  по экономике. М.: Пресс-сервис, 1998.

[3] Андреева Л., Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики //Экономист. 2004. № 1; Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа-Пресс, 2004; Философова Т.Г. Управление конкурентоспособностью на мировых рынках. М.: Научная книга, 2006.

[4] Перская В.В. Глобализация  и государство. М: Палеотип, 2004; Перская В.В. «Новая конкуренция» в мировом хозяйстве – реалии России // Конкурентоспособность – базисное свойство инновационной экономики // Конкурентоспособность России в условиях глобализации / Под общ. ред. В.К. Егорова, С.В. Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 104.

[5]  Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика». 2006. С. 428 .

[6] Там же. С.10.

Сайт управляется системой uCoz