СИСТЕМА ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Гуриева Л.К., Бицоева С.М. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)
Понятие «конкурентоспособность», рождаемое феноменом конкуренции, исследуется экономистами с середины ХVIII века. Вместе с тем в современной экономической науке до сих пор нет единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», нет и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.
Традиционно в исследованиях последних десятилетий конкурентоспособность рассматривается по отношению к товарам, предприятиям, фирмам, корпорациям, т.е. хозяйствующим субъектам и странам. При этом одни авторы трактуют эти понятия как идентичные[1], другие сводят понятие конкурентоспособности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции[2], третьи соотносят понятия «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность страны» системно, включая в последнюю категорию все предыдущие[3]. Однако важным элементом системной конкурентоспособности государства является конкурентоспособность региона, которая, тем не менее, в вышеуказанных и многих других работах как таковая не рассматривается. Наша точка зрения по соотношению понятий конкурентоспособности на разных уровнях экономической системы состоит в следующем: конкурентоспособность продукции национальных предприятий, в конечном счете, свидетельствует о конкурентоспособности, во-первых, этих предприятий, кластера или отрасли, в которые они входят, во-вторых, региона, где расположены эти предприятия, и, наконец, в-третьих, страны в целом. Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает характер конкуренции выпускаемой ими продукции, организации являются опосредованными носителями свойств конкурентоспособности через свои товары и услуги.
Описанное соотношение конкурентоспособности страны, региона, отрасли, кластера, предприятия и товара имеет структуру, представленную на рис. 1.
В системе понятий конкурентоспособности региона нами предлагается различение общей, экономической и стратегической конкурентоспособности.
По нашему мнению, общая конкурентоспособность региона характеризуется наличием ресурсного потенциала, а также совокупностью самых разнообразных условий территориального развития, реализация которых обеспечивает лидирующие позиции региона в мировых обменах и высокое качество жизни людей на данной территории; экономическая конкурентоспособность региона – его способность эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы развития экономики и производить товары (услуги), отвечающие высшим требованиям спроса национального и международных рынков, создавать условия для обеспечения устойчивого роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования путем системных инноваций, эффективного воспроизводства и капитализации региональных ресурсов, а также обеспечивать сравнительно высокий уровень жизни населения; стратегическая конкурентоспособность региона – цель достижения общей конкурентоспособности региона в стратегической перспективе путем реализации всех доступных факторов регионального развития и эффективной адаптации региона к постоянным изменениям внешней среды.
Рисунок 1 - Соотношения понятий конкурентоспособности страны, региона, отрасли, кластера, предприятия и товара
Под стратегической конкурентоспособностью региональной экономики понимается система ее высших свойств в обозримой перспективе, обеспечивающая лидирующие позиции региона в мировых обменах и создающая условия для достижения высокого дохода собственникам всех видов капиталов на данной территории. Эти системные качества достигаются на основе устойчивого экономического развития региона.
Экономическая конкурентоспособность региона – это ведущий, но не единственный фактор его общей конкурентоспособности. Она многовариантна, поэтому конкурентоспособный регион должен обладать либо диверсифицированной инновационной экономикой с преобладающим значением постиндустриального сектора, либо уникальным односекторным производством при условии значительного экспорта и реального участия населения региона в распределении получаемых доходов. Однако инновационно ориентированные регионы имеют в целом более высокую стратегическую конкурентоспособность.
Постановка проблемы достижения стратегической конкурентоспособности регионального развития, в принципе, не является новой и соответствует теории инновационного развития, а также концепции «новой конкуренции». Обе признанные в мире теории предполагают взаимосвязанность и взаимообусловленность понятий «конкурентоспособность», «стратегия», «инновации». А понятие «новой конкуренции» представляет собой, согласно исследованиям В.В. Перской, разработку стратегии или «выработку алгоритма действий с выделением в нем приоритетных направлений в соответствии с реальными ресурсными возможностями на длительную временную перспективу»[4]. Вместе с тем общепринятого определения понятия «стратегическая конкурентоспособность» пока нет.
Предлагаемая нами трактовка этой дефиниции принципиально расходится с одной из немногих имеющихся в работах Р.А. Фатхутдинова, который под стратегической конкурентоспособностью понимает «стратегические нормативы конкурентоспособности объекта для планового периода, формируемые на входе системы»[5]. По сути, под стратегической конкурентоспособностью региона Р.А. Фатхутдиновым понимается качественная определенность ресурсов региональной экономики, необходимых для производства в регионе фактически конкурентоспособной продукции[6], по аналогии с понятием «стратегические ресурсы» – ресурсы экономики, имеющие существенное значение для обеспечения безопасности населения в будущем, в том числе и в случае возникновения различных угроз (военной, экологической, продуктовой и пр.).
В отличие от данного подхода под стратегической конкурентоспособностью региональной экономики нами понимается система ее высших свойств в обозримой перспективе, обеспечивающая лидирующие позиции региона в мировых обменах и создающая условия для достижения высокого дохода собственникам всех видов капиталов на данной территории. Эти системные качества достигаются на основе устойчивого экономического развития региона. Говоря иначе, стратегическая конкурентоспособность региональной экономики – это внешнее системное свойство региона, возникающее при определенных условиях и как следствие его внутреннего свойства – устойчивости развития региональной экономики. К таким условиям относятся целенаправленно создаваемые региональной властью и инновационно ориентированным бизнесом системы воспроизводства и использования знаний, воплощения их в инновации; механизмы их расширенного воспроизводства и капитализации; положительная динамика развития передовых технологий в регионе, обеспечивающих устойчиво высокие темпы роста ВРП; наличие значимых ниш на национальном рынке, а также механизмов проникновения регионального бизнеса на перспективные глобальные рынки.
Наша точка зрения о взаимосвязи понятий общей и экономической конкурентоспособности региона и качестве жизни населения региона состоит в следующем:
1. Несмотря на существующую взаимосвязь между показателями экономического роста и индикаторами качества жизни населения, было бы неправильно полагать, что жизненные ценности людей обеспечиваются только лишь факторами материального порядка. Следовательно, экономическая конкурентоспособность инновационно ориентированного региона – это ведущий, но не единственный фактор его общей конкурентоспособности, а рост экономики региона – лишь один из путей повышения качества жизни населения.
2. Инновационная экономика в целом обеспечивает более высокую конкурентоспособность региона и качество жизни населения. Вместе с тем возможны исключения. Так, в современной России существуют региональные экономики, обеспечивающие высокий уровень жизни населения за счет развития одного сырьевого сектора экономики (когда регион обладает значительными запасами востребованных рынком природных ресурсов, а региональные фирмы способны эффективно освоить эти ресурсы, обеспечивая не только внутреннее потребление, но и значительный экспорт) при условии реального участия населения региона в распределении получаемых от экспорта доходов.
3. Опора на уникальный природный ресурс может обеспечивать конкурентоспособность региональной экономики в течение десятилетий, но в стратегической перспективе моноотраслевая ресурсная экономика подвержена неустойчивости, стагнации и деградации. В связи с этим, российские регионы должны стремиться к постоянной аккумуляции конкурентных преимуществ, которые могут быть выражены не только в виде максимально диверсифицированной отраслевой структуры регионального производства, но и в виде все более разнообразных и все более качественных факторов, вовлеченных в региональное воспроизводство.
4. В XXI веке региональная экономика не может опираться только на внутренние факторы и источники развития. В силу целого ряда причин (ограниченность инвестиционных ресурсов, нехватка высококвалифицированных кадров, кратное увеличение объемов производства и т.д.) региональным фирмам выгодно привлекать внешние ресурсы экономики, тем более, если это позволяет осваивать новые рынки сбыта. Благодаря усилению обменов меняется статус и положение региона в международном разделении труда, меняется структура и производительность региональной экономики, получает ускоренное развитие вся инфраструктура региона, происходит рост доходов собственников капиталов, растет благосостояния населения.
5. Принятие целостной трактовки конкурентоспособности инновационно ориентированного региона и ведущей роли человеческого капитала в системе факторов ее обеспечения существенно влияет на методологию формирования конкурентной стратегии региона, которая должна быть нацелена на повышение качества жизни людей (включая уровень жизни, качество образования и здравоохранения, качество окружающей среды, качество социальных отношений, качество трудовой и предпринимательской жизни, качество инфраструктуры) средствами достижения конкурентоспособности региональной экономики.
[1] Завьялов П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // Маркетинг. 1996. № 2; Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 2.
[2] Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г.Я. Кипермана. М.: Республика, 1995; Куранов Л.П., Куранов В.П. Словарь-справочник по экономике. М.: Пресс-сервис, 1998.
[3] Андреева Л., Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики //Экономист. 2004. № 1; Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа-Пресс, 2004; Философова Т.Г. Управление конкурентоспособностью на мировых рынках. М.: Научная книга, 2006.
[4] Перская В.В. Глобализация и государство. М: Палеотип, 2004; Перская В.В. «Новая конкуренция» в мировом хозяйстве – реалии России // Конкурентоспособность – базисное свойство инновационной экономики // Конкурентоспособность России в условиях глобализации / Под общ. ред. В.К. Егорова, С.В. Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 104.
[5] Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика». 2006. С. 428 .
[6] Там же. С.10.