ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Анищенко Ю.А. (СибГАУ, г. Красноярск, РФ)

 

The problem of investment appeal assessment of domestic enterprises is being considered, existing approaches to investment appeal assessment are presented. Analyze of existing approaches to business appeal on modern conditions allows to determine basic factors influencing value and investment appeal of enterprises.

 

 Важным условием развития отечественных предприятий независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности в соответствии с выбранной экономической стратегией для достижения конкурентных преимуществ является высокая инвестиционная активность. Экономический рост и инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами, поэтому любое предприятие должно уделять постоянное внимание вопросам управления инвестициями.

Несмотря на многообразие целей, на которые могут привлекаться инвестиционные средства, все же основной характеристикой инвестиций остается повышение финансовой эффективности предприятия, т. е. результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств должно являться повышение эффективности деятельности предприятия. Так как основной целью инвестиционной деятельности является обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия, то особое внимание каждый хозяйствующий субъект должен уделять своей инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная привлекательность предприятия – это совокупность характеристик, позволяющих потенциальному инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других для вложения имеющихся средств.

Существует множество классификаций факторов, определяющих инвестиционную привлекательность. Например, их можно разделить на: производственно-технологические, ресурсные, институциональные, нормативно-правовые, инфраструктурные, а также экспортный потенциал, деловая репутация и другие. Каждый из вышеизложенных факторов может быть охарактеризован различными показателями, которые зачастую имеют одну и ту же экономическую природу. Другие факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия, классифицируются на: формальные  (рассчитываются на основании данных финансовой отчетности); неформальные (компетентность руководства, коммерческая репутация и т.д.). Инвестиционная привлекательность с точки зрения отдельного инвестора, может определяться различным набором факторов, имеющих  наибольшее значение в выборе того или иного объекта инвестирования. Проведя анализ значительной выборки отечественных предпри­ятий, представляется возможным сгруппировать факторы инвестиционной привлекательности по следующим четырем основным признакам: характер привлекательности для инвестора вида и направления предпри­нимательства; уровень значимости корпоративной организации бизнеса; уровень прогрессивности взаимоотношений бизнеса с администрацией региона; место и роль бизнеса в общественном разделении и кооперации труда.

Анализ методов оценки инвестиционной привлекательности, применяемых на сегодняшний день в зарубежных странах, позволяет выделить два подхода к выбору объекта инвестирования. При анализе показателей, характеризующих состояние отдельного предприятия, можно использовать либо данные развития отрасли, в которой функционирует фирма, ее финансовые показатели, эффективность менеджмента и другие; либо оценивать положение предприятия на фондовом рынке, биржевой курс его ценных бумаг.

Первое направление представляют сторонники школы фундаментального анализа, которые основной задачей ставят доскональное изучение финансовых документов, публикуемых предприятием. Кроме того, изучаются данные о положении дел в отрасли; состояние рынков, на которые данное предприятие выходит со своей продукцией; состояние активов; объемы продаж; тактика управления компанией; состав совета директоров. Оценивая, таким образом, состояние дел на предприятии, аналитики дают оценку корпорации как объекта инвестирования. Второе направление - технический анализ, который основывается на рыночных показателях ценных бумаг, в том числе показателях спроса и предложения ценных бумаг; изучении динамики курсовой стоимости; рыночных тенденций движения курсов ценных бумаг. Сторонники технической школы исходят из того, что в биржевых курсах уже отражены все те сведения, которые лишь впоследствии публикуются в отчетах фирм и становятся объектом фундаментального анализа. Таким образом, в центре внимания технического анализа является анализ спроса и предложения ценных бумаг на основе объема операций по купле-продаже и динамике курсов.

Следовательно, среди множества подходов к анализу инвестиционной привлекательности предприятий на первый план выходят те, которые в конечном итоге прямо или косвенно характеризуют финансово-экономические аспекты хозяйствующего субъекта. К таким подходам относится оценка инвестиционной привлекательности на основе анализа финансового состояния. При оценке инвестиционной привлекательности предприятий на краткосрочную перспективу, как правило, приводятся показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При оценке инвестиционной привлекательности на долгосрочную перспективу приводятся: характеристика структуры источников средств; степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Таким образом, приведенные выше показатели могут помочь потенциальному инвестору правильно выбрать предприятие как объект инвестирования.

Кроме исследования финансового состояния хозяйствующего субъекта при оценке инвестиционной привлекательности необходимо произвести оценку стоимости предприятия. В литературе по вопросам оценки стоимости имущества предприятия рассматриваются различные  подходы и методы оценки. Некоторые авторы вводят иное понятие, которое, на наш взгляд, является более точным - «оценка стоимости бизнеса». Причем в широком смысле предмет оценки бизнеса понимается двояко. Первое его понимание сводится к традиционному в нашей стране пониманию оценки бизнеса как оценки предприятия в качестве юридического лица. Для этого понимания характерно отождествление оценки бизнеса с оценкой имущества предприятия. Второе – наиболее распространенное в странах с рыночной экономикой –  оценка бизнеса производится с тем, чтобы выяснить, сколько стоят не фирмы, зарабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать данные доходы. Таким образом, существуют два предмета оценки бизнеса: оценка фирм, которая может основываться на оценке их имущества и оценка «бизнес - линий». Причем бизнес-линию можно определить как совокупность прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, технологий, а также контрактов, которые обеспечивают возможность получать определенные доходы.

Оценка стоимости предприятия требует полной информации о планируемых преобразованиях, глубокого анализа текущего состояния и стратегии развития. Почти невозможно принимать правильные управленческие решения, не обладая всей полнотой информации, а ни один другой показатель результатов деятельности не содержит столько информации, как стоимость. Оценка и управление стоимостью предприятия позволяют найти наиболее правильные пути повышения его эффективности через выявление имеющихся резервов.

Оценка бизнеса всегда проводится с какой - либо конкретной целью (определение цены продажи, получение ипотечного кредита, страхование имущества, реструктуризация и т.д.). Эта цель обуславливает выбор искомой стоимости и обоснование необходимости применения различных подходов и методов оценки. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) проводится на основе затратного, сравнительного (рыночного) и доходного подходов и включает в себя: оценку стоимости имущества и предприятия в целом, которая в зависимости от предполагаемого варианта использования результатов оценки определяет стоимость в использовании или в обмене; оценку видов имущества предприятия, которая производится в отношении активов, а также предприятия в целом, как единого имущественного и производственного комплекса.

Динамику развития предприятия учитывает только доходный подход, т.к. позволяет сопоставить сегодняшние затраты инвестора (владельцев компании) с ожидаемыми будущими доходами с учетом времени поступления доходов и факторов риска, характерных для анализируемого бизнеса. При оценке бизнеса доходным подходом анализируются результаты прошлой деятельности, составляется модель денежного потока предприятия, прогнозируются будущие показатели деятельности предприятия, то есть фактически составляется подробный бизнес-план. Результаты этой работы дают возможность руководителям предприятий выявлять проблемы, тормозящие развитие бизнеса, а значит, и рост стоимости компании, принимать решения, увеличивающие стоимость предприятия, как в краткосрочных, так и в долгосрочных периодах. Кроме того, не может быть лучшей рекомендацией для предприятия при переговорах с потенциальными инвесторами и кредиторами, а также при выпуске ценных бумаг, чем стабильный рост стоимости компании на протяжении нескольких лет. Причем именно данный подход позволяет в наибольшей степени корректно учесть все структурные преобразования, планируемые на предприятии, а также все требования потенциальных инвесторов.

Проанализировав, все вышесказанное можно утверждать, что показатель стоимости предприятия является важнейшей комплексной финансовой оценкой, отражающей экономическую эффективность функционирования предприятия, его финансовое благополучие и инвестиционную привлекательность. Стоимость реагирует на любое изменение ситуации: снижение рентабельности; ухудшение платежеспособности; увеличение инвестиционного риска и пр. По этой причине во многих зарубежных компаниях стоимость бизнеса стала важнейшим объектом управления. При этом стоимость понимается, как конкурентное преимущество, которое позволяет предприятию привлекать всё большее число инвесторов.

Основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса, определяющую инвестиционную привлекательность предприятия: ликвидность доли и (или) бизнеса; полезность бизнеса для собственника; характеристики до­ходов (величина, время получения доходов) и риски, связан­ные с их получением; нематериальные активы; навыки управления, опыт и компетентность руководящего персонала; имидж предприятия на рынке; размер оцениваемой доли бизнеса; перспективы развития объекта оценки; финансовая состоятельность, стабильность хозяйственной деятельности; степень конкурентной борьбы в данной отрасли; диверсификация производства (состав и структура выпус­каемой продукции, услуг); качество выпускаемой предприятием продукции; уровень развития технологии; себестоимость продукции, работ, услуг и пр. Комплексное воздействие на перечисленные факторы стоимости предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выбранной стратегией его развития, способствует достижению конкурентных преимуществ и повышению инвестиционной привлекательности бизнеса.

Таким образом, краткий обзор существующих подходов и методов оценки инвестиционной привлекательности позволяет сделать следующий вывод — одного универсального, удовлетворяющего всем требованиям, не обладающего недостатками, подхода не существует. В текущих условиях хозяйствования сложились несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Первый базируется  на показателях оценки финансово – хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятия. Второй подход использует понятия инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценки инвестиционных проектов. Третий основывается на оценке стоимости предприятия. Каждый подход и каждый метод имеют свои достоинства, недостатки и границы применения. Чем больше подходов и методов будет использовано в процессе оценки, тем больше вероятность того, что итоговая величина будет объективным отражением инвестиционной привлекательности предприятия.

Сайт управляется системой uCoz