ИЗУЧЕНИЕ ПОДХОДОВ К АДАПТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПЬЮ

Ткаченко А.В., Титова Г.С. (КГТУ, г. Курск, РФ)

The structure of adaptive operation of business and the mechanism of functioning of system of adaptive management is submitted. The integrated approach in development of a logistical circuit are considered.

 

В соответствии с современной теорией, одной из основных функций системы управления предприятием принято считать рациональное регулирование параметров ключевых бизнес-процессов и координирование деятельности входящих в него подразделений. Бизнес-процессы при этом рассматриваются как строго упорядоченные последовательности действий (операций) над идеальными и/или материальными объектами, выполняемые при определенных условиях [1].

К основным видам бизнес-процессов, характерным для промышленных предприятий, можно отнести следующие:

- разработка стратегий;

- разработка новых видов продукции;

- совершенствование и модификация выпускаемой продукции;

- реорганизация производственно-технической базы;

- налаживание и развитие двусторонних связей предприятия с внешней средой;

- реализация заказов.

Под адаптивным управлением обычно понимается управление с обратной связью, отличающееся от обычного наличием специального адаптивного (приспособительного) механизма. Этот механизм накапливает и анализирует информацию о прошлых управленческих ситуациях, вырабатывает новое поведение на основе прошлого опыта. При этом основным ориентиром являются заложенные в систему управления цели и критерии, т.е. используются прогностические значения параметров, описывающих ситуацию [3].

В качестве такого механизма при управлении социально-экономическими системами используется модель управляемого объекта. С помощью модели осуществляется прогноз возможного развития ситуации при выборе той или иной стратегии управляющего воздействия. Предсказуемое поведение управляемого объекта возможно лишь при построении модели объекта, адекватно отображающей среду функционирования и сам объект управления.

Структура адаптивной системы управления показана на рисунке 1.


Рисунок 1 - Структура адаптивной системы управления

 

Адаптивная система управления производством организационно состоит из двух взаимосвязанных систем: адаптивной системы планирования и адаптивной системы регулирования. Структурно эти две системы практически идентичны [2].

Функциональная каждая из них состоит из следующих взаимосвязанных частей:

- модели планирования (соответственно регулирования);

- имитационной модели функционирования системы;

- внутреннего (имитационного) адаптера;

- внешнего (объектного) адаптера.

В адаптивной системе планирования, основываясь на полученных параметрах, по модели планирования определяют план и потенциальный эффект. План рассматривается как траектория, заданная последовательностью плановых состояний, распределенных во времени. По имитационной модели осуществляется имитация реализации плана, и оцениваются потери, не позволяющие достичь потенциального эффекта. Имитация реализации плана выполняется несколько раз для получения статистически значимых оценок показателей плана. По результатам расчета плана и имитации его выполнения проводятся оценка и анализ приемлемости плана. Если план с учетом его возможной реализации приемлем, то он принимается к исполнению. В противном случае внутренний адаптер, основываясь на результатах имитации, подстраивает параметры модели планирования и модели регулирования, и работа схемы повторяется, начиная с пересчета плана при новых параметрах. Работа внутреннего адаптера базируется на одном из методов оптимизации в условиях помех.

В соответствии с самой природой конкуренции, лидеры рынка последних лет будут сменены конкурентоспособными фирмами. Это можно продемонстрировать в контексте концепции стройности и адаптивности.

Как адаптивность, так и стройность предъявляют требования высокого качества продукта. Они также требуют минимизации общего времени удовлетворения потребности, которое определяется как время от подачи заявки клиентом до доставки товара. Общее время исполнения должно быть минимизировано для обеспечения адаптивности, поскольку спрос сильно вариативен и трудно предсказуем. Если цепь имеет долгие периоды доставки, то она не может достаточно быстро реагировать на потребности, чтобы завоевывать рынок. К тому же, эффективное реструктурирование сокращения операционных циклов всегда приводит к хорошей основе для сокращения производственных затрат и повышения производительности.

Сроки исполнения необходимо сократить в стройном производстве путем отношения к затратам времени именно как к затратам, а стройность предполагает устранение всех затрат. Суть разницы между стройностью и адаптивностью в отношении обеспечения добавления стоимости для покупателя в том, что уровень обслуживания (доступность) критичный показатель для адаптивности, в то время как затраты и следовательно низкая продажная цена тесно связана со стройностью. Тем не менее, там, где концепция сокращения общего времени цикла, при эффективном внедрении, является достаточным условием достижения стройного производства, это лишь одно из условий достижения адаптивного снабжения.

Методы стройности могут являться полезным фактором адаптивности предприятия. В частности, где волны спроса могут быть разделены и/или где концепция разгруппировочной точки может использоваться, существует реальная возможность использования гибридных стратегий. Существует также одна важная причина, почему стройность предшествует адаптивности. Реальное и эффективное изменение требует расписывания и понимания всех бизнес процессов.

Для повышения эффективности функционирования отраслей и предприятий необходимо тщательно анализировать и периодически осуществлять реинжиниринг бизнес-процессов, включая построение новых схем адаптивности [3].




Рисунок 2- Интегральная модель для внедрения адаптивной цепи

 

На уровне 1 выделены ключевые принципы адаптивной цепи, быстрого товарного восполнения и откладывания исполнения конкретной потребности. На уровне 2 установлены конкретные программы, такие как стройное производство, организационная адаптивность, и быстрое реагирование, которые должны быть внедрены для достижения принципов уровня 1. Уровень 3 определяет отдельные действия, которые необходимо предпринять для поддержки уровня 2, например сокращение времени, насыщение и улучшение качества информации, и устранение всех излишних элементов, вызывающих издержки. Не все из перечисленных характеристик могут быть использованы в любом маркетинговом или производственном контексте, но вероятно, что адаптивная логистическая цепь охватывает многие из этих элементов.

Таким образом, внедрение адаптивных систем в схемы бизнес-процессов могут существенным образом повысить эффективность их реализации.

 

Литература

1. Юревич Е.И. Теория автоматического управления. - СПб.: БXВ-Петербург, 2007.

2. Жданов А.А.. Метод автономного адаптивного управления// Известия Академии наук. Теория системы управления, 1999. -№ 5.

3. Срагович В.Г. Адаптивное управление. – М.: Наука, 1981.

Сайт управляется системой uCoz