ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО-9000

 

Моисеева Е.Е., Борисенко А.И. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

 

Introduction of system of a quality management at the enterprise of the wood industry will allow to raise a level of competitiveness of production in the world market.

 

Повышение конкурентоспособности продукции и предприятия – стратегический вопрос и национальная задача. Мировой опыт показал, что внедрение системы менеджмента качества по стандартам ИСО – эффективный путь повышения конкурентоспособности.

В настоящее время внедрение систем управления качеством Российской Федерации осуществляется согласно нормативным документам, гармонизированным с международными стандартами Международной организации по стандартизации – ИСО 9000 версии 2000 года. Соответствие системы качества требованиям стандартов ИСО серии 9000, подтвержденное признанным на международном уровне сертификатом, стало в современных условиях одним из ключевых факторов конкурентоспособности.

Сертификат на систему качества является документом, который:

-         удостоверяет всем фактическим и потенциальным потребителям, что предприятие обладает всеми возможностями, чтобы обеспечить стабильность качества выпускаемой продукции;

-         дает конкурентное преимущество за счет возможности повышения отпускной цены на продукцию предприятия имеющего сертификат ИСО, не увеличивая при этом затрат покупателя. Такая возможность возникает за счет снижения страхуемых покупателем рисков заключения контракта с сертифицированным предприятием;

-         способен оказывать существенное влияние на формирование общественного мнения о положении предприятия на рынке продукции и, как следствие этого, оказать поддержку в формировании портфеля заказов.

Это направление сертификации   получило широкое распространение во всем мире благодаря тому, что был разработан единый комплекс требований к системам качества, который воплотился в виде международных стандартов (МС) ИСО серии 9000. В настоящий момент эти стандарты признаны практически всеми странами мира (более 300 тыс. предприятий в мире сертифицированы по МС ИСО 9000).

Проблема внедрения системы менеджмента качества является актуальной для многих предприятий деревообрабатывающей промышленности, в частности для ООО «Кансквуд».  Данное предприятие расположено на территории Красноярского края в Канском районе. ООО «Кансквуд» осуществляет переработку древесины и оптово-розничную торговлю лесопродукцией на рынках Германии, Австрии и России. Годовой объем производства пиломатериалов составляет 15 тыс. м3.

Руководство ООО «Кансквуд» ставит перед собой на сегодняшний день серьезную задачу – разработать и внедрить систему качества с получением сертификата соответствия системы качества международному стандарту ИСО 9000:2000.

Порядок организации и проведения работ по сертификации строится так, чтобы обеспечить достаточную объективность сертификации, достоверность и воспроизводимость результатов испытаний, быть экономически приемлемым как для изготовителей, так и для потребителей продукции. Процедура проведения сертификации включает оценку и сертификацию систем качества, порядок выдачи сертификата соответствия, проведение последующего периодического надзора, порядок изъятия в случае необходимости или приостановление действия сертификата.

На данный момент руководством изучен рынок консалтинговых услуг по системам менеджмента качества (СМК) и выбрана Санкт-Петербургская фирма      ООО «Конфлакс», на счету которой подготовлены к сертификации и сертифицированы более 30 предприятий. Был составлен договор по внедрению СМК, разделенный на шесть этапов  общей продолжительностью 1,5 года.

Внедрение системы качества требует решения ряда проблем.

1. Выбор правильной стратегии внедрения стандартов. Придерживаясь общепринятого представления о стратегии как о модели действий для достижения долговременных целей, очевидно: первое, что должно сделать высшее руководство организации после принятия решения о создании СМК в соответствии с требованиями и рекомендациями стандартов ИСО, это обозначить и довести до сведения всего персонала определяющую цель этой работы.

Долгосрочные цели, достижение которых связывается с созданием СМК, должны быть увязаны с бизнес-планами организации, могут быть представлены в виде либо отдельно реализуемых, либо системы связанных между собой целей. Для каждой сформулированной цели разрабатывается соответствующая программа, в которой устанавливаются: мероприятия и ресурсы, необходимые для достижения цели; должностное лицо, ответственное за реализацию программы; сроки ее выполнения и ожидаемый результат.

2. Организация работ по созданию СМК. Для успешного их выполнения надо создать необходимые организационные, ресурсные, методические и социально-психологические условия. Важно иметь в виду, что ошибки или недочеты, допущенные на организационном этапе, как правило, приводят к трудоемким корректировкам и переделкам на последующих этапах работ.

3. Реализация принципов менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества, установленных стандартами ИСО серии 9000:2000, составляют корневую основу их концепции. Стандарты сложились в ходе длительной международной практики менеджмента качества и отражают современное представление об его эффективности. Значение этих принципов трудно переоценить.

Принцип 1 - Организация, ориентированная на потребителя.

Организации зависят от своих потребителей и, следовательно, должны понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять требования потребителей и стремиться превзойти их ожидания.

Принцип 2 - Роль руководства.

Руководители устанавливают единство целей, направленности и внутренней среды организации.

Принцип 3 - Вовлечение работников.

Работники всех уровней составляют сущность организации. Полное вовлечение работников дает возможность использовать их способности на благо организации.

Принцип 4 - Подход как к процессу.

Желаемый результат достигается более эффективно при руководстве соответствующими ресурсами и деятельностью как процессом.

Принцип 5 - Системный подход к управлению.

Вклад в эффективность и результативность организации вносит идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели. Системный подход предполагает постоянное улучшение системы через измерение и оценку.

Принцип 6 - Постоянное улучшение.

Непрерывное улучшение является постоянной целью организации.

Принцип 7 - Метод принятия решения основанный на фактах.

Эффективные решения базируются на логическом и интуитивном анализе данных и информации.

Принцип 8 - Взаимовыгодное отношение с поставщиками.

Взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышают способность обеих сторон создавать ценность.

4. Документирование СМК. Эффективность СМК во многом зависит от того, насколько хорошо она документирована. Новая версия стандартов ИСО допускает для организации больше гибкости в выборе пути, которым она осуществляет документирование своей системы. Это дает возможность каждой конкретной организации определить необходимые именно для нее характер и масштаб документирования СМК.

5. Организация внутреннего аудита. Деятельность внутренних аудитов в новых условиях может считаться эффективной только в случае, если результаты аудиторских проверок способствуют улучшению отдельных процессов и СМК в целом.

В настоящее время аудит в системе менеджмента качества выделен в отдельный процесс. В основном на эффективность проведения внутренних аудитов, так или иначе, влияют позиция первого руководителя, уровень квалификации и опыт самих аудиторов, комплексность методов и подходов к делу, объективность доводимой до первых лиц информации, а так же отношения, сложившиеся внутри коллективов.

6. Продолжительность создания СМК. Уже на стадии подготовки решения о разработке СМК возникает вопрос о необходимой продолжительности этой работы. Опыт консультационной деятельности свидетельствует о том, что для организаций, внедряющих стандарты ИСО впервые, минимальный срок составляет порядка двух лет.

На формирование системы качества должны быть выделены ресурсы и немалые. Затраты, понесенные при внедрении системы качества можно разделить на две составляющие: постоянные затраты и разовые затраты.

К разовым затратам относятся затраты на консультации консалтинговой фирмы и непосредственно затраты на получение сертификата (сертификация системы качества). По примерным расчетам, проведенным специалистами службы управления качеством совместно с представителями консалтинговой фирмы ООО “Конфлакс”, разовые затраты составят 50000 долларов США без учета НДС.

К постоянным затратам относится оплата пребывания специалистов сертификационной фирмы во время сертификационного аудита (примерно 5000 долл.) и затраты на проведение 2 раза в год послесертификационного аудита (20000 долл. в год).

  Важной проблемой является отбор, подготовка и налаживание работы внутренних аудиторов. Система внутреннего аудита – это система обнаружения и анализа всех несоответствий между реальными процедурами и стандартами. Она не сводится лишь к контролю. Скорее это деятельность, направленная на координацию рабочих и управленческих процедур в рамках целостного процесса создания продукции определенного качества.

Рекомендуемая численность службы внутреннего аудита составляет 1-2 % от штатного состава предприятия, однако на крупных фирмах с налаженной системой технического контроля можно ограничиться 2-3 штатными работниками, которые работают на предприятии 5-10 лет в качестве руководителей, обычно среднего звена. Они могут совмещать работу в качестве внутренних аудиторов с выполнением линейных руководящих функций, либо отказаться от своей прежней должности. В случае совмещения обязанностей существует ограничение – они не могут проверять то подразделение, в котором работают. Предполагается, что оплата труда внутренних аудиторов будет строиться в основном по аккордному принципу.

Специфические проблемы возникнут на этапе внедрения системы качества. Опыт других предприятий показывает, что для этого периода характерен всплеск брака, так как скрытые недостатки технологии и организации производства становятся явными.

Принимая во внимание вышеперечисленные проблемы, внедрение сертифицированной системы качества на предприятии может затянуться.  Можно предложить сертифицировать сразу не всю действующую систему качества, а сначала производство какого-либо одного вида продукции (например, пиломатериалы). Учитывая опыт предприятий, которые уже внедрили систему менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО 9000, можно прогнозировать  прирост стоимости каждого вида продукции до 5 %, что в целом по предприятию составит более 5,2 млн. рублей.

Сайт управляется системой uCoz