ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ
Манасян С.М. (ЛГТУ, г. Липецк, РФ)
Features of economic development of the enterprises of baking branch.
Транзитивный характер российской экономики характеризуется неразвитостью рынка, отсутствием сложившихся инструментов рыночного регулирования, не работает в полной мере конкуренция – двигатель экономики. В условиях малоразвитого рынка конкурентоспособность предприятия, как объективный показатель уровня его экономического развития, не представляет особой ценности для выработки и принятия управленческих решений. Производственно-коммерческая деятельность характеризуется закономерностями, которые недостаточно отражают рыночные требования. А поэтому менеджмент предприятий не в полной мере ощущает потребность в использовании системы планирования вообще и системы стратегического планирования, в частности.
По мере развития в России рыночных отношений менеджмент предприятий все острее ощущает потребность в конкурентоспособной продукции – основе конкурентоспособности предприятий. Складывающаяся новая экономическая ситуация накладывает на процесс управления предприятием новые требования, основные из которых могут быть сформулированы следующим образом:
-обеспечение экономичности и рациональности принимаемых решений;
-достижение намеченных результатов с наименьшими затратами финансовых и материальных ресурсов;
-расширение и укрепление позиций на рынке;
-укрепление финансового положения и платежеспособности.
Именно стратегическое планирование позволяет обеспечить наибольшую эффективность управления предприятием, переведя его из сферы неопределенного, вероятностного функционирования в сферу предсказуемого, научно управляемого. А это предполагает активное, сознательное участие менеджмента в целенаправленном воздействии на производственно-коммерческую деятельность предприятия.
Свое влияние на деятельность предприятия оказывают существенные изменения во внешней среде. Такими изменениями является приспособление экономики России, ее нормативно - правового блока к требованиям Всемирной торговой организации (ВТО). В этих условиях центральной экономической проблемой для предприятий является достижение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Именно конкурентоспособность при всех прочих условиях, определяет способность промышленных предприятий достигать конкурентных преимуществ за счет совершенствования управления. К сожалению, в годы трансформации социалистической плановой экономики в рыночную экономику этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Экономический эффект на предприятии достигался за счет неконтролируемого роста цен. Более того, такой важный, основополагающий элемент управления как планирование производственно-коммерческой деятельности был практически выведен из сферы управленческой деятельности предприятия.
Для предприятий хлебопекарной отрасли стратегия на повышение конкурентоспособности означает укрепление, а при благоприятных условиях и расширение существующих позиций на рынке, прежде всего, на внутреннем рынке. Достижение поставленных предприятием целей требует осуществления ряда процедур:
-совершенствование технологических процессов и технологии производства хлебобулочной продукции, в том числе на основе нового технологического оборудования;
-разработка новых рецептур и освоение новых видов хлебобулочной продукции, обеспечивающих потребителям, как ее высокое качество, так и оздоровительные и лечебные свойства;
-совершенствование управления как организационно - экономического процесса, в основе которого положено планирование производственно-коммерческой деятельности.
Характерной чертой хлебопекарной отрасли является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях. Одновременно отмечается увеличение количества малых предприятий различных форм собственности, прежде всего индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ИПБЮЛ).
Отличительной чертой малых предприятий и частных мини-пекарен является использование упрощенной технологии выпуска продукции. В этих целях вместо дрожжей они используют исключительно разрыхлители. Основы упрощенной технологии позволяют ускорить процесс выпечки хлебобулочных изделий во времени. Это не хлеб в классическом смысле слова, так как отказ от процесса брожения приводит к снижению потребительских свойств: вкуса, аромата, состояния мякиша, длительности сохранения своего первоначального качества. Единственная привлекательная для покупателей ценность такого хлеба – его свежесть и воздушность. В определенной мере это свидетельствует:
-о снижении в России культуры потребления хлеба, потребитель становится менее разборчивым к его качеству;
-хлебопекарные предприятия недостаточно занимаются формированием у населения понимания истинного представления о потребительских свойствах хлеба;
-маркетинговые службы хлебопекарных предприятий не уделяют должного внимания формированию положительного имиджа о выпускаемой продукции и о самом предприятии;
-сбыт хлебобулочной продукции большинства предприятий идет в основном в автоматическом режиме, ибо этот продукт есть продукт ежедневного потребления.
Среди экономистов, исследующих проблемы деятельности хлебопекарных предприятий, и практических работников отсутствует единство взглядов на развитие этой отрасли народного хозяйства. Одни исследователи полагают, что экономическое развитие отечественных промышленных предприятий должно идти:
-в направлении увеличения объема выпускаемой продукции и расширения предоставляемых потребителям услуг;
-через повышение их конкурентоспособности на основе низких цен и высокого качества, что обеспечить одновременно весьма сложно.
Другие специалисты вполне обоснованно придерживаются государственной позиции. Она заключается в том, что экономическое регулирование пищевой отрасли можно эффективно осуществлять только при условии финансовой поддержки со стороны государства. И это также вполне обоснованно, ибо поддержка производителей аграрной продукции со стороны государства является практикой западных стран, прежде всего США и стран Европейского Союза.
Стратегия деятельности предприятия определяется видом рынка. Российские хлебопекарные предприятия ведут свою деятельность на различных рынках: на рынках олигополии, чистой и монополистической конкуренции. В условиях чистой конкуренции, когда все предприятия выпускают массовую, однородную стандартизированную продукцию, на первый план выступают ценовые методы конкуренции, оттесняя на второй план качество самой продукции. В конкурентной борьбе преимущество предприятиям обеспечивается сложившимся или складывающимся положительным имиджем предприятия, эффективностью деятельности торгово-сбытовой сети и использованием различных инструментов маркетинга по продвижению продукции на рынки.
Для олигополии характерна ситуация, когда основная часть рынка контролируется несколькими производителями. В этом случае наблюдаются высокие барьеры входа, значительные расходы на рекламу, патенты и лицензии. Производственный ассортимент продукции широко варьируется: от нескольких наименований до дифференцированной номенклатуры. Управленческое решение принимается с учетом возможных ответных действий конкурентов, а стремление к стабильности цен переводит конкурентную борьбу в неценовую область. Конкурентными преимуществами выступают:
-товарное предложение лучшей продукции;
-предложение продукции по более низкой цене;
-высокоэффективный сбыт.
В условиях рынка монополистической конкуренции производственно-коммерческая деятельность хлебопекарных предприятий отличается широкой диверсификацией, выпуском дифференцированной продукции. В этом случае основными факторами конкурентоспособности предприятия выступают:
-качество выпускаемого продукта;
-неценовые методы конкуренции, такие, как упаковка, срок хранения, ассортимент, репутация изготовителя и др.
Хлебопекарные предприятия действуют в сегменте виолентной (силовой) стратегии конкурентной борьбы. Эта стратегия ориентирована на снижение издержек производства, которая достигается за счет эффекта масштаба. Конкурентным преимуществом в этом случае выступает массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. Помимо внутренней конкуренции они конкурируют еще и с мини-производителями – малыми предприятиями и мини-пекарнями. Производственно-коммерческая деятельность этих предприятий характеризуется:
-низкими затратами на инфраструктуру;
-высокой технологической и сбытовой гибкостью;
-мобильностью денежных средств за счет использования в расчетах за закупаемое сырье наличных («живых») денег;
-уход от налогообложения за счет использования наличных расчетов. В значительной степени это искажает реальные результаты производственно-коммерческой деятельности, что не всегда учитывается при анализе экономической эффективности таких предприятий.
Основная продукция хлебопекарной отрасли – хлеб и хлебобулочные изделия – относится к категории национальных, традиционных и основных продуктов питания россиян. Изменение рынка продукции хлебопекарной промышленности идет в основном эволюционным путем, когда основной упор делается на развитие существующих рынков за счет повышения качества хлебопродуктов, удлинения сроков их хранения, гигиеничной и информационной упаковки, освоения новых видов продукции и т.д.
Обострение конкуренции побуждает руководителей предприятий оперативно принимать меры для сохранения своих конкурентных позиций на рынке, что невозможно обеспечить без разработки стратегических планов. Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности высшему менеджменту предприятия необходимо:
- уметь прогнозировать и учитывать изменения внешней среды;
-грамотно вести постоянную борьбу за потребителя, за сохранение своей доли на рынке на основе предварительно составленного плана;
-предлагать продукты высокого качества, удовлетворяющие потенциальные потребности, по конкурентным ценам;
Первостепенной задачей в процессе конкуренции на рынке становится поиск компромисса между интересами производителя, направленными на получение максимальной прибыли, и интересами потребителя, предпочитающего получение продукта с высокой потребительской ценностью по приемлемой для него цене.
Выявленные проблемы предприятий хлебопекарной отрасли Российской Федерации являются закономерным следствием процессов, происходящих в транзитивной экономике России. Рынок, являясь эффективным инструментом регулирования экономики, диктует свои жесткие условия, побуждает предприятия выходить на качественно новый уровень производственно-коммерческой деятельности, усиливать такую ее составляющую, как стратегическое планирование.