ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ

 

Коломыц О.Н., Чмыга Т.В. (ГТИ (ф) СевКавГТУ, г. Георгиевск, РФ)

 

The perspectives regional market’s  development of sanatorium and resort services, as economical instrument, which connect customers with sellers from separate services.

 

Рынок санаторно-курортных услуг – это экономический инструмент, связывающий покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных услуг. Это конкурентные рынки, предполагающие наличие большого количества независимо действующих продавцов и покупателей, обменивающихся стандартизированными и лицензированными услугами, которые имеют цену.

Рынок санаторно-курортных и туристских услуг состоит из многочисленных и разнообразных по профилю санаторно-курортных учреждений, туристских фирм, гостиничных предприятий, различных организаций, имеющих целью проведение необходимого лечения, организацию оздоровительного отдыха, увлекательных туристических туров, экскурсионную деятельность и разнообразного вкусного лечебного питания отдыхающих. Санаторно-курортные и туристические учреждения – это сложные искусственные управленческие системы, нацеленные на осуществление лечебно-профилактического процесса, лечебно-восстановительного процесса с учетом воздействия курортных и физиотерапевтических факторов в сочетании с медикаментозными средствами. Современный санаторно-курортный рынок, в отличие от большинства других реально существующих, является рынком, на котором большая часть продаж уходит все-таки государству посредством бюджетного и внебюджетного финансирования. При этом государству необходимо рассматривать все общественные издержки и выгоды, а не только те из них, за которые производятся явные платежи, то есть следует учитывать непрямой экономический эффект от деятельности санаториев, связанный с воспроизводством трудовых ресурсов. Санаторно-курортный рынок не представляет информацию нужного качества и в нужных объемах, а, не будучи хорошо информированными, санаторно-оздоровительные организации и потребители их услуг могут предпринимать действия, которые не отвечают собственным интересам. Научная, производственная, коммерческая, финансовая, правовая и прочая информация в условиях рынка должна изыскиваться, накапливаться и самостоятельно использоваться предприятием. Неспособность санаторно-курортного рынка в определенных ситуациях самостоятельно решать некоторые задачи санаторно-оздоровительной системы и ее составляющих (например, задачи инфраструктуры курортов, землепользования на курортах, обеспечения научно-исследовательских работ в курортологии и бальнеотехнике, подготовки части квалифицированных кадров, защиты окружающей среды, обеспечения санаторно-курортной системы дешевыми энергией и некоторыми видами услуг и сырья, в частности связи, транспортных) обусловливает то, что решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики. Можно сказать, что государственный сектор должен служить дополнением санаторно-курортного рынка там, где мотивация для него оказывается очевидной, и в той мере, которая необходима.  К тому же в курортной сфере занята довольно многочисленная группа населения. В ряде мест курортная сфера является градообразующим фактором, кризисные явления в которой приводят к большим социальным последствиям, а решение их ложится на государство.

Регион Кавказских Минеральных Вод (КМВ) является одним из самых уникальных курортов нашей страны, где в течение многих лет складывалось, и развивалось лечение с использованием минеральных,  радоновых вод и лечебной грязи, в результате чего сформировалась самая лучшая в стране санаторно-курортная база. Он обладает достаточными возможностями для развития санаторно-курортного  туризма, поскольку на относительно небольшой территории находятся природные, лечебно-санаторные и курортно-туристические комплексы, которые были созданы за предыдущие десятилетия и не требуют крупного первоначального капитала, базирующиеся в основном на использования природных ресурсов. Территория региона представляет собой фактор, формирующий стратегический потенциал.

Анализируя загрузку здравниц Кавказских Минеральных Вод, следует отметить устойчивый рост числа отдыхающих в последние годы (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                 

Рисунок 1- Динамика загрузки санаторно-курортных комплексов региона КМВ, тыс. чел

 

Кавказские  Минеральные Воды претендуют на статус особой зоны. Создание особой экономической зоны на территории курортного региона, получившего статус курорта Федерального значения,  позволит привлечь серьезные инвестиции  на строительство курортных объектов, отвечающих мировым стандартам.

 Значительным для России и региона Кавминвод явилось поручение Президента Российской Федерации В. Путина Правительству Российской Федерации «разработать систему мер по государственной поддержке развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод» от 12 августа 2004 года. В рамках последовательных действий по реализации этого поручения и создана Стратегия социально-экономического развития Кавказских Минеральных Вод до 2020 года.

Конкурентные преимущества в рамках Стратегии объединены в 7 групп. Прежде всего, это комплексные оздоровительные факторы (разнообразные минеральные воды, лечебные грязи, радон, климат), такого компактного их сочетания более не встречаются на Земле. Эти факторы позволяют применять уникальные лечебно-оздоровительные технологии, проверенные двухсотлетней курортной практикой региона Кавминвод. Здесь богатое культурно-историческое наследие, высокая концентрация учебных заведений, выгодное географическое положение, здесь проходят важнейшие транспортные артерии. В Ставропольском крае хороший инвестиционный климат, который сказывается и на территории Кавминвод. И уникальное преимущество – это наличие администрации Кавказских Минеральных Вод, которая является координатором курортно-рекреационного развития.

С учетом этих преимуществ в Стратегии сделан анализ перспектив развития санаторно-курортного комплекса. Если какое-то время после перехода на рыночные отношения спрос на санаторно-курортные услуги в России резко упал, то сейчас под воздействием ряда факторов он интенсивно растет. За последние годы наметилась устойчивая динамика роста отдыхающих: со 120 тысяч человек в 1994 году до 625 тысяч в 2006 году.

Формулируя идеологию развития региона, в рамках Стратегии определены четыре ее главных направления развития.

Первое: регион будет развиваться с опорой на уникальные конкурентные преимущества в лечебно-курортной сфере. В Стратегии обоснована возможность увеличения санаторно-курортного комплекса к 2020 году не менее чем в 1,5 -2 раза за счет реконструкции и модернизации существующих, строительства новых санаторно-курортных (детских, семейных, специализированных, элитных) и туристических объектов путем привлечения частного капитала, освоения новых строительных площадок.

Второе: основу экономики региона будут составлять четыре кластера. Первый из них - санаторно-курортный и туристический комплекс. Эффективное его развитие связано с необходимостью обеспечения рационального использования природных лечебных ресурсов, проведения комплекса природоохранных мероприятий, гармоничного соединения уникального опыта ведения курортного дела на Кавказских Минеральных Водах с современными мировыми тенденциями, а также – проведения расширения и модернизации курортной и инженерной инфраструктуры. Помимо этого основу экономики региона будущего будут определять еще, как минимум, три кластера: транспорт – логистика – торговля, образование – наука – инновации и агропродовольственный (сельское хозяйство и пищевая промышленность).

И, конечно, в регионе имеются предпосылки для развития экологически чистого агропродовольственного комплекса, включающего в себя развития сельского хозяйства и создание мощной пищевой промышленности, обеспечивающего курортно-туристические объекты экологически чистыми продуктами с учетом соблюдения существующих природоохранных ограничений, что очень важно как для организации диетического питания в здравницах и тургостиницах, так и для чистоты зон формирования минеральных вод.

Третье направление идеологии развития состоит в том, что благоприятный инвестиционный климат, будет инициировать развитие малого бизнеса и приток частных инвестиций в развитие пока еще низкорентабельных, но крайне необходимых для курортного региона обслуживающих предприятий, увеличивая доходы в бюджеты всех уровней.

И четвертое: многие перспективные направления устойчивого развития курортно-рекреационного и туристического комплекса, рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов нуждаются в значительных капитальных вложениях и весомой государственной поддержке. Только за счет собственных средств регион развиваться не сможет.

В ходе разработки Стратегии в результате всесторонних обсуждений была сформулирована миссия региона Кавказских Минеральных Вод: «Уютный и благополучный мегаполис здоровья, образования, культуры и бизнес-коммуникаций в центре Юга России. Мировой лидер технологий всестороннего оздоровления на базе уникальных природных факторов».

Для того чтобы воплотить в жизнь это представление о будущем региона, в рамках Стратегии было сформулировано шесть направлений: сохранение и рациональное использование уникального природно-ресурсного комплекса, развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса, развитие экономики и хозяйственного климата, развитие личности и общества, инфраструктурное и пространственное планирование, совершенствование системы управления, согласованное выполнение которых смогут обеспечить стремительное возрождение и устойчивое развитие нашего уникального региона. Исходя из запасов минеральных вод и медицинских норм потребления минеральной воды на курс лечения, был сделан расчет возможного увеличения емкости санаторно-курортного и туристического комплекса более чем в 3 раза по коечной емкости и возможного доведения потока лечащихся в перспективе до 2,2 миллиона человек в год.

Однако с учетом темпов развития инженерной и курортной инфраструктуры, кадровых возможностей, строительного потенциала, роста спроса на санаторно-курортные услуги сделаны достаточно осторожные прогнозы: увеличить к 2020 году суммарный поток пациентов санаторно-курортного и туристического комплекса в 2,5 раза. Коечная емкость санаторно-курортных и туристических объектов к 2020 году увеличится до 50 тыс. мест. И хотя дополнительно будут освоены новые перспективные курортно-рекреационные территории, по расчетам уже к 2020 году курорты Кавминвод смогут принимать на отдых и лечение более полутора миллионов человек в год.

Необходимо не только постоянно повышать эффективность курортного лечения, но и развивать новые виды услуг, используя как зарубежный опыт, так и богатый опыт отечественных традиций санаторно-курортного лечения. В дальнейшем без повышения качества всей социально-бытовой и культурной сферы, без расширения анимационного сервиса, создания современной индустрии отдыха мы не сможем эффективно использовать наш потенциал, привлекать туристов, в том числе из дальнего зарубежья.

С расширением емкости курортов должна расширяться и совершенствоваться система подготовки кадров. Как показали исследования, в перспективе структурные сдвиги в экономике позволят обеспечить приток необходимого количества кадров в санаторно-курортную и туристическую отрасль.

Решающим фактором развития региона явится то, что на его территории будет создана и в течение 20 лет будет функционировать особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. В ее рамках на 14 инвестиционных площадках, общей площадью 1649 гектаров, в Ессентуках, Железноводске, Кисловодске, Пятигорске, Лермонтове, Минераловодском и Предгорном муниципальных образованиях будет реализовано 26 проектов, в том числе: Всероссийский детский оздоровительный центр у подножия горы Верблюд, Центр делового и оздоровительного туризма в Ессентуках, Центр экстремального туризма на горе Юца, Мега-парк развлечений в Железноводске, спортивно-оздоровительный центр на Новопятигорском озере и другие.

Концепцией создания особой экономической зоны определены объемы финансирования по каждому инвестиционному проекту и в разрезе долевого участия в строительстве бюджетов всех уровней и бизнеса. Всего запланировано привлечь в регион около 49 млрд. руб. инвестиций. Из них - 46,6 млрд. рублей будет направлено на строительство и модернизацию туристических объектов; 2,4 млрд. рублей - на создание инфраструктуры, это реконструкция дорог, прокладка новых водопроводов, канализационных сетей, обеспечение строительных площадок энергетическими ресурсами. Таким образом, инфраструктура будет создана за счет средств бюджетов всех уровней.

В результате создания ОЭЗ и реализации инвестиционных проектов в регионе прогнозируется прямой прирост 11,2 тысячи новых рабочих мест. Кроме того, произойдет увеличение числа рабочих мест вследствие повышения эффективности работы других отраслей хозяйственного комплекса региона, работающих в связке с туристическими объектами (торговля, бытовое обслуживание, транспорт, сфера развлечений).

В Стратегии с учетом специфики особо охраняемого эколого-курортного региона разработаны мероприятия, реализация которых позволит повысить эффективность системы управления регионом, который вносит неоценимый вклад в решение общенациональной задачи - укрепление здоровья россиян благодаря тому, что все четыре города региона имеют статус курортов федерального значения, а значит, вправе рассчитывать на ежегодное регулярное федеральное финансирование. Это нашло отражение в разработанных в Стратегии возможных путей финансирования региона: ежегодные бюджетные ассигнования городов-курортов федерального значения отдельной строкой, государственные инвестиции в рамках «Системы мер государственной поддержки региона Кавказских Минеральных Вод» (2008-2012 гг.), а также реализации федеральной целевой программы «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод (2010 - 2020 гг.)».

 

Сайт управляется системой uCoz