ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МАРКЕТИНГА В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МАЛЬЦОВСКИЙ ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ»)
Коченгина Н.Б., Коченгин А.В., Ермакова Е.Н. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
This article is devoted to the development of the application of the concept of socially-oriented market in Russia for example, a cement plant Bryansk region.
Социально-ориентированная концепция маркетинга характерна для современного этапа развития человеческой цивилизации, она базируется на новой философии предпринимательства, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса. Нормы социально-ориентированного маркетинга лимитируют в известном смысле предпринимательскую инициативу и производственную деятельность, ставят ее в зависимость от направлений общественного развития и от императива улучшения среды обитания.
Так как цель социально-этической концепции маркетинга - обеспечение долговременного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом, то при управлении маркетингом на уровне предприятия необходимо учитывать, по крайней мере, три момента: потребности покупателя (потребителя), интересы предприятия, интересы общества [2].
Как мы видим, особенность концепции социально-ориентированного маркетинга состоит в оптимальном сочетании интересов фирмы, интересов покупателей данной продукции и интересов общества в целом.
Возможно ли соблюдения равновесия этих интересов в современных российских условиях? Рассмотрим этот вопрос на примере деятельности одного из брянских предприятий – открытого акционерного общества «Мальцовский портландцемент».
Акционерное общество «Мальцовский портландцемент» является крупнейшим производителем цемента не только в России, но и в Европе, его доля на российском рынке составляет около 9%. За период с 1900 по 2004 год произведено около 125 млн. тонн цемента, который шел на самые значимые стройки страны: первые российские электростанции и ДнепроГЭС, Волго-Донской канал и нефтепровод «Дружба», космодром «Байконур» и Смоленскую АЭС, объекты на крайнего Севера и другие уникальные сооружения, экспортировался в страны Европы, Азии и Африки.
За 2007 год его прибыль возросла почти на 400 млн. руб. Так как ОАО «Мальцовский портландцемент» входит в состав холдинга «Евроцемент групп», то цены на выпускаемую продукцию предприятия устанавливает правление холдинга.
На сегоднящний день ОАО «Мальцовский портландцемент» успешно реализует концепцию маркетинга, но его усилий недостаточно для осуществления концепции социально-ответственного маркетинга, так как производство цемента, столь необходимого для строительства новых и реконструкции действующих основных фондов, является вредным для работников предприятия и для окружающей среды.
Вредное воздействие на окружающую среду обусловлено, во-первых, добычей сырья, что требует ежегодного свода леса и пашенных угодий на больших площадях.
Во-вторых, выбросом в воздух при производстве цемента таких вредных веществ, как сернистый ангидрит, двуокись азота, окись углерода, цементная пыль (причем высокого качества). Наибольший выброс пыли в окружающую среду вносит цех обжига – 80% (рис.).
Рисунок – Структура выброса пыли на ОАО «Мальцовский портландцемент» по производственным подразделениям
Так как на предприятии неудовлетворительно работают печные пылеуловители и рукавные (тканевые) фильтры, то пыль рассеивается вне завода при слабом ветре в радиусе до 20 км, а при сильном и постоянном – до 45 км.
Кроме этого, условия работы крайне вредны для здоровья работников предприятия, численность которых на ОАО «Мальцовский портландцемент» в 2007 году составила более 2 тыс. человек. Пыль цемента является неорганической, агрессивной (токсичной), имеет повышенную химическую активность и способность абсорбировать газы и пары из окружающей среды. Постоянная работа в запыленных помещениях вызывает профессиональное заболевание - силикоз. Оседая на кожу человека, пыль приводит к воспалению кожи. Пыль действует на глаза, вызывая покраснения, отеки век [1].
На сегодняшний день ОАО «Мальцовский портландцемент» проводит определенную работу по снижению уровня загрязнения окружающей среды, рекультивации земель в выработанном пространстве карьеров, устраивает посадки деревьев и кустарников в г. Фокино, создает условия для улучшения условий труда, быта и отдыха работников, санаторно-оздоровительной и лечебно-профилактической деятельности. Однако всего этого недостаточно для осуществления концепции социально-ориентированного маркетинга, так как уровень загрязнения территории вокруг предприятия (практически весь г. Фокино и его окрестности) и условия работы работников предприятия далеки от желаемого.
Таким образом, если ОАО «Мальцовский портландцемент» хочет сохранить в будущем свое положение на рынке и остаться на лидирующих позициях, сохранить доверие клиентов и создать себе имидж фирмы, ответственно относящейся к здоровью своих сограждан и к сохранению окружающей среды, ему придется придерживаться концепции социально-ориентированного маркетинга.
Препятствием для осуществления данной концепции стало то, что ОАО "Мальцовский портландцемент» не является самостоятельным предприятием, а, входит в состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп», наравне с такими предприятиями как ОАО «Михайловцемент», ОАО «Липецкцемент» и др. Руководство холдинга проводит гибкую политику цен, активно торгует с зарубежными странами, где цены на цемент выше российских, то есть активно использует все инструменты маркетинга, но, не придерживается концепции маркетинга социально-ответственного.
Тем не менее, финансовые возможности у предприятия есть, поэтому руководство ОАО "Мальцовский портландцемент» может самостоятельно (и, вероятно, против воли руководителей холдинга) осуществлять концепцию социально-ориентированного маркетинга, заботясь о своих работниках, жителях г. Фокино (в основном – также своих работниках и членах их семей) и окружающей природе, тем более, что некоторые ее мероприятия могут принести предприятию весомую прибыль.
Для компенсации негативного воздействия деятельности ОАО «Мальцовский портландцемент» на окружающую среду необходимы значительные инвестиции.
Проведенный SWOT–анализ показал, что на предприятии ОАО «Мальцовский портландцемент» главным направлением вложения инвестиций является модернизация технологий и оборудования для производства цемента, что позволит решить основную проблему – снижение до минимального уровня выброса в атмосферу цементной пыли, которые составляют более 50% всех вредных выбросов в атмосферу в Брянской области. Причем выброс пыли, десятилетиями оседающий на город Фокино в ущерб его жителям – это уже почти готовый цемент высшей фракции.
Для очистки выбросов от пыли при производстве цемента предусмотрены пылеулавливающие устройства.
Рукавные (тканевые) фильтры используют в цементной промышленности для очистки аспирационного воздуха, содержащего тонкую сухую пыль. При фильтрации запыленных газов через ткань частицы пыли задерживаются в порах и на поверхности ткани. Рукавные фильтры устанавливают на последней ступени пылеулавливания при начальной запыленности газов до 15 г/м3 и температуре до 393 К. Степень очистки в этих аппаратах около 0,99. Очистка ткани в фильтрах осуществляется встряхивающим механизмом или обратной продувкой воздухом.
В настоящее время ОАО «Мальцовский портландцемент» имеет финансовую возможность установить 20 рукавных фильтров ФРИН(В)-8-100 на цементных силосах, но препятствием для этого являлось нежелание руководства «Евроцемент групп» инвестировать переоснащение производства для улучшения экологической обстановки в г. Фокино.
Замена рукавных фильтров позволит получить дополнительно более 8 тыс. т высококачественного цемента тонкого помола на сумму около 44 млн. рублей. Затраты на установку рукавных фильтров составят 16 млн. руб.
Кроме этого, плата за негативное воздействие на окружающую среду снизится на 15 млн. руб. в год, что будет равносильно увеличению прибыли предприятия на эту же сумму.
Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий рассчитывается по формуле:
,
ЭФ = (44 млн. руб.+15 млн. руб.)*100%/ 16 млн. руб. = 368%
При этом легко подсчитать, что срок окупаемости фильтров составит всего 3,2 месяца.
Установка 20 рукавных фильтров ФРИН(В)-8-100 приведет не только к получению экономического эффекта в размере 59 млн. руб. в год, но и значительно улучшит экологическую ситуацию не только в городе Фокино, но и в Брянской области.
В заключение отметить, что, если руководство ОАО «Мальцовский портландцемент» реализует предложенные мероприятия, то предприятие будет иметь возможность долгосрочного функционирования и успешного развития, так как при этом будут сбалансированы три фактора: прибыль предприятия, потребительские потребности и интересы общества, на что и направлена концепция социально-ориентированного маркетига.
Литература
1. Журавлев В.П. Охрана окружающей среды в строительстве: Учебник/ В.П. Журавлев. - М.: Изд-во АСВ, 2007. – 364 с.
2. Маркетинг: Учебник для вузов./ Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. и др. 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
6. www.rcb.ru