Аналитическая оценка аварийности в г. Курске

 

Семенихин Б.А., Агеев Е.В. (КурскГТУ, г. Курск, РФ)

 

In last years on roads of Kursk city are observed increase of number of car accident, number of perishing and injured in them. It is explained by constantly increase of mobility of the population; increase of number of automobiles; involving in passenger transportations of large number of the subjects of small business; sharp decrease of transport discipline of the participants of traffic.

 

Курск – один из древних городов России, расположенный в Центрально-Черноземном районе страны, в живописной местности на холмах Среднерусской возвышенности. Через Курск проходит одна из главных автомагистралей страны Москва – Симферополь (М-2 «Крым»), связывающая столицу с югом России. Существующая сеть автомобильных дорог обеспечивает прямое автомобильное сообщение с Москвой, ближайшими областными центрами РФ, всеми городами и поселками области.

В настоящее время территория города Курска составляет 18,5 тыс. га, население – 405,9 тыс. человек. Административно Курск делится на 3 округа (Центральный, Сеймский, Железнодорожный).

Общая протяженность автомобильных дорог города составляет 526,9 км, из них с твердым покрытием – 349,9 км. На территории города находится 29 железнодорожных переездов, принадлежащих различным ведомствам, 80 светофорных объектов, установленных на перекрестках улиц и дорог с интенсивным движением, что является основным средством безопасного проезда и перехода проезжей части пешеходами. В эксплуатации находится 1 надземный и 9 подземных пешеходных переходов.

В г. Курске в 2007 году зарегистрировано около 100000 единиц транспортных средств. Большая часть транспортных средств (около 85 %) принадлежит индивидуальным владельцам. Уровень автомобилизации города Курска в настоящее время превысил 200 автомобилей на 1 тыс. жителей.

В течение последних пяти лет обстановка с аварийностью в г. Курске складывается крайне напряжённая. Принимаемые меры, в том числе проведенные профилактические операции, желаемых результатов не принесли, снизить темпы роста количества аварий должным образом не удалось (рис. 1). Так, по итогам 2006 г. в г. Курске зарегистрировано 833 дорожно-транспортных происшествия (ДТП), в которых 44 человека погибло и 987 травмировано. По сравнению с 2005 годом в городе наблюдается рост числа ДТП на 17,6 %, увеличение количества погибших на 7,3 %, увеличение количества травмированных людей на 18,5 %. Тяжесть последствий при ДТП (количество погибших на 100 пострадавших) сократилась с 4,7 до 4,3 %.

Рисунок 1 – Общее количество ДТП в г. Курске

 

На долю г. Курска приходится 38,7 % всех ДТП, произошедших на территории Курской области, 14,2 % погибших и 36,19 % травмированных людей.

Среди всех пострадавших в ДТП людей половину, а именно 48,6 %, составляют пешеходы. С их участием в городе зарегистрировано 480 дорожно-транспортных происшествий (57,6 % от общего количества ДТП), в которых 23 человека погибло и 478 травмировано. По вине пешеходов зарегистрировано 320 ДТП (38,4 % от общего количества ДТП), в которых 20 человек погибло и 314 человек получило ранения. Основные причины ДТП по вине пешеходов:

переход проезжей части в неустановленном месте – 80 %;

неподчинение сигналу светофора – 5 %;

неожиданный выход на проезжую часть – 4 %.

С участием детей в городе зарегистрировано 110 ДТП (13,2 % от общего количества ДТП), в которых трое детей погибло и 113 детей получило травмы. Основными участниками ДТП являются дети в возрасте от 14 до 16 лет.

По вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, зарегистрировано 24 ДТП, в которых один человек погиб и 39 человек получило травмы.

В 2006 г. на территории г. Курска зарегистрировано 318 ДТП (2005 г. – 370 ДТП), на которые повлияли сопутствующие условия, а именно отсутствие разметки на проезжей части дороги, дефекты дорожного покрытия и пр., в которых 14 человек погибло и 376 человек получило различные травмы.

С участием автобусов произошло 58 ДТП (7,0 % от общего количества ДТП), в которых погибло 2 и получило ранения 70 человек. По вине водителей автобусов зарегистрировано 24 ДТП, в которых один человек погиб и 28 человек получило ранения.

В 2006 году на территории г. Курска зарегистрировано 200 мест концентрации ДТП. Наиболее опасными участками в г. Курске являются:

пер. ул. Дзержинского - Кр. Площадь;

пер. ул. Ленина - ул. Марата;

пер. ул. Ленина - ул. Садовая;

пл. Перекальского;

Московская площадь;

пер. ул. К. Маркса - ул. Ямская;

пер. ул. К. Маркса - ул. Кр. Октябрь;

пер. ул. 50 лет Октября - ул. Запольная;

ул. Студенческая;

ул. Энгельса, «Соловьиная Роща»;

пр-т. Кулакова, ост. «Черняховского»;

Льговский поворот;

пер. ул. Дубровинского - ул. Интернациональная.

Сложная обстановка с аварийностью в г. Курске во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющемся перераспределении перевозок от общественного транспорта к личному; увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети (УДС), не рассчитанной на современные транспортные потоки; вовлечением в пассажирские перевозки большого числа субъектов малого предпринимательства; резким снижением транспортной дисциплины участников движения.

Следствием такого положения является увеличение интенсивности движения, ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества ДТП.

Высокий уровень аварийности в Курске в значительной степени определяется отсутствием источников целевого финансирования работ по повышению безопасности дорожного движения (БДД).

Структура и протяженность УДС города Курска создавались на основе генеральных планов развития, ориентированных на определенный уровень автомобилизации. В течение длительного времени в нашей стране приоритет в развитии транспортного обслуживания отдавался общественному пассажирскому транспорту и в качестве расчетного для городов принимался уровень автомобилизации 60 автомобилей на 1 тыс. жителей. Именно на этот уровень автомобилизации и была создана вся транспортная инфраструктура города Курска. Основными ее недостатками являются:

малая удельная плотность магистральных улиц,

низкая пропускная способность улиц и пересечений,

• совмещенное движение общественного пассажирского транспорта, легкового и грузового движения,

отсутствие системы информационного обеспечения городского движения,

практическое отсутствие парковок в городе.

Организация движения в городе включает ряд правовых, административных, строительных и управленческих мер по обеспечению дисциплины движения, пропускной способности и безопасности городского движения. Все, что имеется в городе Курске в области организации дорожного движения, ориентировано на уровень автомобилизации 60 - 100 автомобилей на 1 тыс. жителей, в то время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил 200 автомобилей на 1 тыс. жителей и продолжает непрерывно расти.

В настоящее время на маршрутной сети общественного пассажирского транспорта города наблюдается избыток автобусов малого и особо малого класса (более 700 единиц), принадлежащих индивидуальным предпринимателям, зачастую работающих с нарушением правил БДД. Статистика показывает, что увеличение численности автобусов, принадлежащих физическим лицам, во многом предопределяет рост аварийности на пассажирском транспорте.

Проблема надежности управления автобусом обусловлена во многом  «человеческим фактором», т.е. профессиональной пригодностью, подготовленностью, дисциплиной, здоровьем и работоспособностью водителей. В тоже время профессиональный уровень водителей автобусов стал недопустимо низким, качество их обучения снижается.

В последнее время отмечается резкое снижение транспортной дисциплины участников дорожного движения. Основными причинами, способствующими возникновению ДТП, являются превышение скорости движения, невыполнение правил обгона, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда перекрестков, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, переход проезжей части в неустановленном месте и др.

Решающую роль в неблагоприятном развитии ситуации с БДД играют транспорт, принадлежащий физическим лицам, и пешеходы. Рост ДТП с пешеходами сильно отразился на общей аварийности. Резко возросло число погибших, и это не случайно, ведь наезд на пешехода, как вид ДТП, характеризуется самой высокой, по сравнению с другими видами, тяжестью последствий. Кроме того, наезд на пешехода остается самым распространенным видом ДТП. Безопасность пешеходов во многом зависит от организации дорожного движения в местах пересечения транспортных и пешеходных потоков. Взаимное расположение пешеходных переходов и остановочных пунктов общественного транспорта в значительной степени влияет на количество совершаемых пешеходами нарушений ПДД и существенно увеличивает вероятность возникновения ДТП.

Статистика ДТП в городе Курске свидетельствует, что по вине водителей совершается около 50 % всех ДТП. Причем основная доля ДТП приходится на водителей, имеющих стаж не более 3-х лет. Типичный нарушитель молодой человек, имеющий солидные доходы и не признающий себя без автомобиля. С точки зрения психологии данная категория водителей при управлении автотранспортом допускает так называемые ошибки второго рода. Их неправильные действия это не только недостаток опыта вождения автомобиля, а также излишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей, отсутствие самоконтроля, небрежность в нарушении ПДД и отсутствие уважения к другим участникам дорожного движения.

Сайт управляется системой uCoz