АНАЛИЗ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН (СТЕЙКХОЛДЕРОВ) ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЩЕПЫ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ

 

Якобчук В.М. (НЛТУ Украины, г. Львов, Украина)

 

The chain of participants of the wood market for the enterprise on manufacturing of  technological and fuel wood chips is offered and is executed stakeholder analysis.

 

Цель и постановка задачи. На фоне поиска альтернативных источников энергии и комплекной переработки древесины возникает необходимость создания цепочки участников лесного рынка и проведения  анализа заинтересованных сторон (стейкхолдеров – транслитерация с анг. stakeholders) для организации экономически эффективных малых предприятий или отдельных структурных подразделений предприятий по изготовлению щепы на примере государственного предприятия “Львовское лесное хозяйство” (ГП “Львовское лесное хозяйство”).

Методика и решение поставленной задачи. На основании изученных связей создана цепочка между участниками лесного рынка для предприятия по изготовлению щепы, которая формируется следующим образом. Ключевыми звеньями данной цепочки являются направления деятельности предприятия, которые осуществляют выполнение критических требований участников рынка. Управление каждым звеном цепочки требует разработки стратегических и тактических мероприятий, которые должны обеспечить бесперебойный процесс создания отношений в целом, рис. 1.

Метод анализа стейкхолдеров является стратегическим моментом требований социальной оценки и деятельности предприятия с учетом всей цепочки участников лесного рынка, поскольку с помощью анализа можно получить ответы на разные вопросы, такие как, например: есть ли заинтересованные лица в предприятии? Какие их интересы относительно предприятия? Насколько разные степени их влияния? Какое относительное влияние они имеют на деятельность предприятия? Систематический анализ такого рода информации дает возможность определить такие отношения между ними: отношения, которые могут оказать негативное влияние на предприятие, в том случае если не будут приняты во внимание; отношения, которые могут быть созданы для улучшения  деятельности предприятия.

Анализ заинтересованных лиц дает существенную информацию, которая имеет большое значение для процесса планирования, выполнения и мониторинга проектов в области устойчивого развития, и “приводит в движение” процесс деятельности. Данный исследовательский инструмент дает возможность рабочим группам понять контекст предприятия. Анализ точек зрения людей, которые имеют потенциальную заинтересованность в успешном осуществлении работы предприятия или могут оказывать влияние на него, дает возможность стратегического планирования участия этих лиц в работе предприятия.

Рисунок 1 – Цепочка участников лесного рынка для предприятия по изготовлению щепы

 

Данный анализ служит очень хорошим примером исследовательского инструмента, который может использоваться в целях участия, или, напротив, может послужить предоставлению поддержки лишь на словах, а не на деле. В идеале, анализ заинтересованных лиц не должен выполняться только сотрудниками предприятия, хотя рабочие заседания с целью обсуждения соответствующих вопросов и планирования участия других заинтересованных лиц являются необходимыми. Чем большее количество людей принимает участие в мозговом штурме, тем большая достоверность того, что рабочая группа получит полную картину всего спектра заинтересованных лиц и институтов, а также реалистичную картину их интересов, влияния и власти.

Анализ заинтересованных лиц отвечает на вопросы следующего рода:

Какая роль отводится заинтересованным лицам для успешной деятельности предприятия?

Реалистичны ли предполагаемые их роли?

Какие позитивные реакции возможно ожидать?

Какое влияние окажет отсутствие таких реакций?

Что может быть сделано для поощрения поддержки заинтересованных лиц и институтов?

Какие негативные реакции возможно ожидать?

Какое влияние окажут эти негативные реакции?

Что может быть осуществлено для смягчения негативных реакций?

Ответы на эти вопросы дадут возможность рабочим группам определить участников, степень и временные рамки их участия. Сформируем список участников рынка (табл. 1).

 

Таблица 1 – Участники рынка в запроектированном предприятии

Стейкхолдеры

Интерес в проекте

Влияние

на проект

Относительная значимость

для принятия участия

Необходи-мость действия

1. Владелец

Большой

Большое

Очень большая

Финансиро-

вание

2. Поставщик сырья

Большой

Незначи-тельное

Большая

Ритмичность поставок

3. Местная власть

Большой

Заинтере-сованное

В значительной мере

Содействие

4. Потребители (ЦБК, заводы ДСП и ДВП, ТЭЦ)

Средний

Не

заинтересо-ванное

Отсутствующая

Заинтересо-

ванность

5. Логистика

Большой

Незначи-тельное

Важная

Ритмичность

6. Государственное управление экологии

Малый

Малое

Индифферентная

Не мешать

7. Покупатели аналогичного сырья

Не заинтере-сованные

Незначи-тельное

Отсутствующая

Возможно противодей-ствие

Графическая интерпретация результатов анализа стейкхолдеров приведена на рис. 2.

Практическое значение и реализация результатов анализа. Результаты работы служат практической основой для организации малых предприятий на лесных территориях с учетом устойчивого развития лесного хозяйства и свидетельствуют о целесообразности переработки низкокачественной древесины и отходов. Кроме изготовления дополнительной продукции на предприятии данный вид деятельности положительно повлияет на экономическое и социальное положение в регионе в целом.

Представлено обоснование целесообразности производства технологической и топливной щепы (по примеру развитых европейских стран), которое предусматривает неистощающее ведение лесного хозяйства и учитывает ограниченные ресурсы сырья и комплексность его переработки в природно-производственных условиях Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Графическая интерпретация результатов анализа стейкхолдеров

 

Выводы. Выполненный анализ позволил изучить существующие на территории ГП “Львовское лесное хозяйство” ограничения и взвесить потенциальные возможности для реализации проекта по созданию предприятия для производства топливной и технологической щепы из низкокачественной древесины и отходов.

1. Проведен  анализ перерабатывающих  предприятий  по  производству технологической и топливной щепы и обнаружены реальные потенциальные потребители щепы на территории ГП “Львовское лесное хозяйство”.

2. Обнаружены все связки предприятия в цепочке участников лесного рынка. Установлены их взаимосвязь и отношения.

3. На основе полученного анализа  стейкхолдеров  определены шаги для последующего развития предприятия, а также проблемы какие необходимо срочно решить.

4. Выполнен анализ  стейкхолдеров  и их  место в рыночных отношениях предприятия.

5. Предложено реализовать пилотный проект предприятия во Львовской области по изготовлению топливной щепы для ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (ЛГКП “Львовтеплоэнерго”) и технологической щепы для ЦБК (г.Жидачив), “Кроно Украина” (г.Камянка-Буская)

Литература

1. Синякевич І.М., Сенько Є.І., Огородник М.М. та інші. Менеджмент у виробничий сфері. – Львів: ІЗМН, – 1998. – 284 с.

2. Per Lind. Management of change: a guideline to analysing change projects. – Linköping: Linköping universitet. – 2006. – 65 p.

Сайт управляется системой uCoz