ОСОБЕННОСТИ ПОРАЖЕНИЯ БЕРЕЗОВЫХ НАСАЖДЕНИЙ БАКТЕРИАЛЬНОЙ ВОДЯНКОЙ В ДЯТЬКОВСКОМ ОПЫТНОМ ЛЕСХОЗЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Сидоров В.А. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

The special features of bacterial disease of birch stands in northern Bryansk region are considered in given paper.

 

В настоящее время наибольшую опасность для березовых насаждений России представляет бактериальная водянка (Erwinia multivora Scz.-Parf.), вызывающая массовое усыхание древостоев. Заболеванием уже охвачены насаждения Брянской, Калужской, Смоленской, Орловской областей, Зауралья, в которых оно приняло характер эксплозивной эпифитотии. Для изучения особенностей поражения бактериозом березняков в 2004 г. были обследованы насаждения Дятьковского опытного лесхоза на площади 622 га, расположенного в зоне широколиственных лесов.

При обследовании насаждений с преобладанием березы обнаружены очаги бактериальной водянки на площади 464 га преимущественно в группе ландшафтов Ивотского полесья, характеризующихся слабой дренированностью. На территории более дренированных ландшафтов Дятьковского предполесья очаги сильной и средней степеней повреждения древостоев водянкой отмечены по пониженным элементам рельефа на границе с ландшафтом Ивотского полесья. В пределах ландшафтов Старского полесья, отличающихся несколько лучшей дренированностью почв, очагов заболевания средней и сильной степени выявлено значительно меньше.

Очаги усыхания отмечены только в условиях достаточно богатых влажных почв в насаждениях IV...VII классов возраста. Наиболее поражены бактериозом спелые низко- и высокополнотные древостой (47 и 52%), а также среднеполнотные перестойные насаждения (95%).

Наиболее ослабленные древостой и куртины усохших деревьев в насаждениях пораженных в сильной степени (более 75%) располагаются в пониженных местах, что свидетельствует о нарушении устойчивости деревьев от изменения условий их водоснабжения и водно-солевого обмена. Данный факт подтверждается приуроченностью подавляющего большинства очагов болезни к условиям слабодренированного Ивотского полесского ландшафта, а также расположением ран бактериальной водянки в комлевой части ствола и на корневых лапах.

В очагах слабой степени развития преобладают ослабленные деревья (52%), в очагах средней и сильной степеней развития - сильноослабленные (22 и 23% соответственно), усыхающие составляют 11 и 14%), сухостойные 18 и 47% соответственно. Наиболее ярко признаки поражения бактериозом выражены у сильноослабленных, усыхающих и сухостойных деревьев (53, 77 и 94% соответственно), что подтверждает значительное влияние бактериальной водянки на состояние древостоев.

Заселенность деревьев стволовыми вредителями не превышает 13%. Анализ модельных деревьев показал, что единственным видом ксилофагов, способным адаптироваться к условиям кислой подкоровой среды оказалось сверлило лиственное (Hylecoetus dermestoides L.). Вредитель поселяется на уже зараженных бактериозом деревьях и не является причиной ослабления дерева, равно как и переносчиком заболевания.

Анализ пораженности деревьев в зависимости от их диаметра показал, что бактериоз не проявляет явной избирательности в этом отношении, но пораженность деревьев более крупного диаметра выше и достигает 70...80%, что, на наш взгляд, связано с возрастом дерева или с большей долей ранней древесины, которая более благоприятна для развития бактерий. Деревья средних ступеней толщины, которые в насаждении численно преобладают, имеют пораженность 55...65% в зависимости от категории очага.

Картирование пораженных болезнью деревьев показало, что в очагах слабой степени развития они располагаются случайным образом и приурочены, в основном, к понижениям рельефа и нижним частям склонов. В очагах средней степени развития заболевания пораженность возрастает (до 48%), появляются куртины больных и усохших деревьев. В очагах сильной степени пораженные деревья располагаются по всей площади очага с приуроченностью к понижениям рельефа. Размещение пораженных деревьев в наиболее увлажненных местах также подтверждает основной путь перемещения фитопатогена - с водой.

Анализ показал, что раны водянки располагаются преимущественно в нижней части ствола. Средняя протяженность района расположения ран на стволе составляет 1,0±0,15 м. Среднее количество ран, приходящихся на одно дерево, зависит от степени пораженности древостоя и составляет 2,2±0,28 шт. Наибольшая плотность расположения ран на стволе дерева наблюдается на высоте 0,6...1,7 м.

Скорость развития болезни на дереве зависит от его состояния в период заражения. Анализ изменения приростов модельных деревьев показал, что заболевание при поселении на здоровом дереве длится 4...6 лет, после чего дерево отмирает. На ослабленных во время заражения деревьях болезнь протекает интенсивнее и дерево может отмирать за 2...3 года.

Выводы:

1.  Наиболее ослабленные и усохшие участки насаждений с пораженностью более 75% располагаются в пониженных местах, что говорит о снижении их устойчивости вследствие изменения условий водоснабжения и водно-солевого обмена деревьев и связано с аномальными погодными условиями последних 10 лет. Наиболее поражены средне- и высокополнотные древостой, спелые и перестойные.

2.                Основными путями проникновения патогена в растение являются поранения и повреждения растений, полученные в ходе рубок ухода и эксплуатации насаждений, проникновение спор через чечевички с водой. Ксилофаги не являются причиной ослабления березовых насаждений, равно как и переносчиками заболевания.

3.                Заболевание на первоначально здоровом дереве развивается в течение 4...6 лет, на ослабленном - 2...4 года, после чего дерево погибает. Зараженные болезнью деревья обречены на отмирание.

4.                При отсутствии санитарно-оздоровительных мероприятий наиболее вероятно развитие эксплозивной эпифитотии бактериоза, который уже сейчас оказывает решающее влияние на санитарное состояние березовых насаждений.

Сайт управляется системой uCoz