РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 70 ЛЕТ

 

Шишов А.В., Шишов В.В. (НГСХА, Центр защиты леса Нижегородской области г. Н. Новгород, РФ)

 

In clause historical stages of development of a forestry of the Nizhniy Novgorod area for last 70 years are described.

 

В Нижегородской области в 1936 году было образовано 28 лесхозов и областное управление лесного хозяйства. В составе 28 лесхозов было организовано 135 лесничеств. Главная задача лесхозов и лесничеств заключалась в контроле за правильным ведением лесного хозяйства, своевременном проведением лесовосстановительных работ и осуществлении охраны лесов от пожаров и самовольных рубок леса. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов лесхозы и лесничества вместе с ведением лесного хозяйства выполняли оборонные заказы по заготовке леса и лесных военных материалов.

После войны в 1947 году было образовано Министерство лесного хозяйства СССР. С организацией Министерства увеличились объемы работ по лесоустройству, лесовосстановлению.

Во исполнении Постановления Правительства страны от 20 октября 1948 года Минлесхозом СССР в 1949-1953 годах была проведена огромная работа по выполнению Плана преобразования природы, по созданию различных видов защитных насаждений в лесостепной, степной и полупустынной зонах Европейской части России. В Нижегородской области по этому плану было создано более 20 тыс. гектаров защитных лесных насаждений.

С 1953 года по 1959 год система органов управления лесного хозяйства выходила в состав Министерства сельского хозяйства СССР. С 1959 года по 1965 годы лесное хозяйство было объединено с лесной промышленностью. Такая перестройка отрицательно сказалась на объеме и качестве лесохозяйственных работ. Особенно большой урон был нанесен полезащитному лесоразведению.

Работники лесного хозяйства оказались в подчинении у лесозаготовителей, практически лишенные возможности изменить сложившуюся ситуацию, уходили на другую работу. Лесное хозяйство приходило в упадок. Рубки леса начали вести с отклонением от планов лесоустройства, на более удобных участках. Лесосеки плохо очищались, что увеличивало пожарную опасность. Лесохозяйственная техника была направлена на работы по заготовке и вывозке леса.

Многие лесхозы были объединены с леспромхозами и по характеру своей работы стали выполнять функции лесосырьевых отделов, так называемых комплексных предприятий.

В конце 1965 года в стране был осуществлен переход к отраслевой структуре управления народным хозяйством. Сформировалась единая общегосударственная система лесного хозяйства. Были созданы Союзный лесной орган, Министерство лесного хозяйства России, на местах лесхозы, лесничества, лесхозы-техникумы, опытные лесхозы, лесомелиоративные станции и другие организации. Одновременно были организованы дополнительно станции, лесоустроительные предприятия, экспедиции и партии и другие организации. Работу областного управления лесами, лесхозов, лесничеств контролировали органы Советской власти, областные, районные советы народных депутатов и их исполнительные органы.

Вместе с работниками лесного хозяйства всей России существенный вклад в развитие экономики области и страны в то время внесли работники Горьковской области. Лесные массивы области занимали половину ее территории, или 3,9 млн. гектаров. В период 1966-2000 годы в области было 39 лесхозов, 190 лесничеств, 450 мастерских участков, 2500 лесников, около 5000 человек рабочих, работающих на охране, лесовосстановлении и выращивании лесов. Ежегодно в области заготавливались около 6 млн. кубометров древесины. Область полностью обеспечивала свою потребность в древесине. Лесной доход от отпуска леса составлял 17-18 млн. рублей. Работники лесного хозяйства области ежегодно на площади 20 тыс. гектаров вели  лесовосстановительные работы, на 100 тыс. гектаров проводили рубки ухода за лесом и получали дополнительно около одного миллиона кубометров ликвидной древесины. Ежегодно на площади 5 тыс. гектаров проводились осушение лесных заболоченных площадей. Успешно выполнялись предупредительные, профилактические, противопожарные мероприятия в лесу. В лесхозах было построено 83 пожарных станции, 110 пожарных вышек. За прошедшие годы, кроме 1972 года, в области не было крупных лесных пожаров. Затраты по выполнению лесохозяйственных работ составили 11-12 млн. рублей.

Порядок финансирования в лесном хозяйстве был централизованный, твердый и постоянный. Лесной доход от продажи леса на корню через финансовые органы районов, областей сосредотачивался в Министерстве финансов Российской Федерации.

Министерство финансов согласно объемам выполненных работ финансировало деятельность Министерства лесного хозяйства Российской Федерации.

Областные управления согласно объемам выполненных работ получали деньги от Министерства лесного хозяйства Российской Федерации. А областные управления в соответствии с объемами работ распределяли деньги по лесхозам.

Это строгая и четкая система работала без перебоев. Средняя заработная плата в 1981 году в лесном хозяйстве составляла около 150 рублей и ее выплата никогда не задерживалась.

Средства от реализации древесины от рубок ухода и от продукции побочного пользования поступали на счета лесхозов для ведения лесного хозяйства. Эта система финансирования частично не устраивала лесоводов в том, что лесной доход направлялся от лесхозов в центр. Лесхозы, лесничества в полной мере не были заинтересованы в его увеличении, так как не было прямой финансовой заинтересованности работников лесного хозяйства в качественном выращивании ценных лесов и получении дохода от их продажи.

Кроме работ по лесному хозяйству лесхозы области успешно развивали промышленную деятельность. В каждом лесхозе были построены лесопильные, тарные, столярные и другие цеха, в которых перерабатывалось около одного миллиона кубометров древесины, вырабатывалось ежегодно лесной товарной продукции на сумму 50-60 млн. рублей. Лесхозы получали ежегодно 13-15 млн. рублей прибыли, которую направляли на развитие промышленного и лесохозяйственного производств, на зарплату и премию рабочим, на строительство жилых домов, столовых, детских садов и других объектов. В промышленном производстве лесхозов работало 7-8 тыс. человек рабочих, мастеров и инженеров. Всего в лесном хозяйстве и промышленном производстве лесхозов области работало в разные годы 13-15 тыс. человек. Для выполнения указанных работ в лесхозах области было около 1000 автомобилей и около 800 тракторов и много другой техники.

Ежегодно лесхозы заготавливали более 2000 тонн сена, 54 центнеров мяса, 550 центнеров молока, 60 центнеров меда и другой лесной продукции на сумму 1-2 млн. рублей.

Стройная система органов лесного хозяйства страны и области позволяла выполнять все планы и задания по охране, восстановлению и выращиванию лесов.

За этот период 1966-2000 годы было создано более 700 тыс. гектаров искусственных лесов, в области увеличилась площадь хвойных насаждений на 128 тыс. гектар, общий запас насаждений увеличился на 118 млн. кубометров. Все рабочие, мастера, инженеры были обеспечены жильем. Были перестроены все кордоны, конторы лесничеств и лесхозов.

В каждом лесхозе были построены пожарные станции, вышки, гаражи, цеха по переработке древесины и другие сооружения. За эти годы было построено 89 пожарных станции, 100 пожарных вышек, 50 гаражей, 145 контор лесничеств, 33 конторы лесхозов, 75 цехов по переработке древесины и другие объекты.

В 2000 г была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба лесного хозяйства была упразднена, а ее функции и полномочия передана Министерству природных ресурсов Российской Федерации. В областях были организованы окружные Департаменты природных ресурсов, объединяющие на местах специалистов-лесоводов, водников, геологов и экологов. В этот период менялись системы финансирования лесного хозяйства в худшую сторону. В лесхозах и лесничествах затормозилось строительство пожарных станций, пожарных вышек, жилья, гаражей, кордонов, контор лесничеств и лесхозов. Мало выделялось средств на приобретение техники. Лесохозяйственные тракторы, машины, инвентарь, оборудование износилось на 60-70%. Для работников лесного хозяйства этот период был периодом упадка технического и технологического отставания развития лесного хозяйства.

В 2005 году прошла следующая структурная перестройка органов управления лесного хозяйства России. Республиканские и областные органы управления лесным хозяйством вновь восстановлены. В Москве было создано Федеральное Агентство лесного хозяйства Российской Федерации, в областях созданы областные агентства лесного хозяйства. На местах остались лесничества и лесхозы.

По Лесному кодексу с 2007 года регионы будут самостоятельно управлять своими лесными ресурсами, т.е. владеть, пользоваться, распоряжаться, организовывать охрану и восстановление лесов. Будут установлены ставки платы за единицу объемов лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержден порядок и норматив заготовок гражданами древесины для собственных нужд. С 2008 года лесхозы ликвидируются. Остаются районные и участковые лесничества.

Область будет устанавливать порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд и другие полномочия.

Федеральные органы оставляют за собой разработку части общих правил, наставлений, рекомендаций по охране, восстановлению и использованию лесов. Только время может оценить проводимые в лесном хозяйстве реформы.

 

Литература

1.    Двухсотлетнее учреждение лесного департамента. -Москва, 1998.

2.    Н.В. Куприянов, С.С. Веретенников, В.В. Шишов. Леса и лесное хозяйство Нижегородской области. -Нижний Новгород, 1995.

3.    Лесное хозяйство России. -Москва, 1983.

4.    А.И. Писаренко, В.В. Страхов. Лесное хозяйство России от пользования – к управлению. -Москва, 2004.

5.    Лесной кодекс. Российская Федерация// Лесная газета. -№4 (9754). -Москва, 2007.

  

Сайт управляется системой uCoz