УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ В ФИНЛЯНДИИ

 

Моисеева Е. Е., Бардаков А.В. (СибГТУ, г.Красноярск, РФ)

 

Questions of management by woods in Finland are considered. Levers of regulation of a forestry, the basic direction of wood policy, principles of the wood legislation, the form of the state support of owners of woods are certain.

 

Новый Лесной кодекс призван радикально реформировать существующую практику управления лесами и ведения лесного хозяйства в Российской Федерации, приблизив ее к тем системам лесных отношений, которые существуют в странах с развитой рыночной экономикой и для которых характерны: отсутствие монополии государственной собственности на леса; раздельное исполнение функций государственного и хозяйственного управления лесным фондом; децентрализация принимаемых решений в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Чтобы проводимые структурные реформы достигли поставленных целей и были эффективными по экономическому, экологическому и социальному критериям, они должны базироваться на широком использовании зарубежного опыта. В первую очередь речь идет о Скандинавских странах, с которыми Россия осуществляет крупномасштабное сотрудничество в сферах политики, экономики, науки и образования.

Показательны в этой области достижения Финляндии, развитие лесного хозяйства в которой идет рекордно быстрыми темпами: за последние 50 лет ежегодный прирост древостоя в лесах увеличился с 55 млн. м3 до 80 млн. м3. В Финляндии лесные массивы занимают более двух третей территории страны, что составляет свыше 26 млн. га. На продуктивные лесные угодья приходится 18 млн. га, или около 80% общей площади лесов.

Финляндия, располагая лишь 2,8% общемировой площади лесов, произвела в 2004 году 11,2 млн. тонн бумаги, 2,9 млн. тонн картона, 13,5 млн. м3 пиломатериалов, 1,4 млн. м3 фанеры, обеспечив при этом более 20% в мировом объеме экспорта бумажной продукции.

О высокой эффективности управления лесным сектором Финляндии говорит и то, что эти объемные показатели достигнуты при численности работающих в лесном секторе 88 тыс. человек и численности работающих в органах государственного управления лесами 1,3 тыс. человек в условиях, когда мероприятия по интенсивному ведению лесного хозяйства обеспечивают как высокие темпы общего прироста древесины, так и постоянное увеличение доли площади строго охраняемых лесов.

Действующая целенаправленная лесная политика в Финляндии начала формироваться в 1960-х годах, когда объемы рубок превысили объем прироста лесов. Государство поставило задачу улучшить условия деятельности лесной промышленности поддержкой производства древесного сырья.  Для этого были разработаны долгосрочные общегосударственные лесные программы, направленные на коренное улучшение состояния лесных ресурсов. Бюджетные средства в размере почти ста миллионов евро в год сначала направлялись преимущественно на лесную мелиорацию, позже объектами поддержки стали уходы за молодняками, строительство лесных дорог, реконструкция малопродуктивных насаждений.

Национальная лесная программа Финляндии охватывает десятилетний период вплоть до 2010 года. С ее помощью правительство стремится обеспечить развитие лесной промышленности, заботясь при этом о сохранении многообразия лесов, их жизнестойкости и обновлении. Руководство Финляндии и общественные организации уделяют большое внимание проблеме сохранения и использования лесных запасов. Еще весной 1999 года правительство приняло Национальную лесную программу. Она продолжает традиции ранее принятых аналогичных программ, но в сравнении с ними представляется значительно более масштабной. Программа определяет международную лесную политику страны, много внимание в ней уделено и внутренним «лесным делам». Программа довольно успешно осуществляется уже в течение семи лет. В ходе работы особое внимание уделяется тому, чтобы экономические, экологические, социальные и культурные аспекты в использовании леса были бы органически связаны друг с другом и стояли бы на прочной долговременной основе.

Основными рычагами регулирования лесного хозяйства являются нормативные, экономические, информационные. К нормативным относятся Закон о лесе, законы об охране окружающей среды и природы, нормативы Европейского Союза. Экономическими рычагами выступают Закон о финансировании устойчивого лесного хозяйства, нормативы по облегчению налогообложения в сфере самостоятельной лесозаготовки, акты, регулирующие торговлю выбросами, которые выполняют Рамочную конвенцию ООН об изменении климата. Информационные рычаги означают, что через спонсируемые из общественных фондов консультации, информирование и обучение общество стимулирует функционеров отрасли работать  в соответствии со своими интересами.

Лесное законодательство Финляндии включает международные соглашения, корпоративное право и национальное законодательство. В Конституции страны есть нормативы, воздействующие на условия ведения лесного хозяйства. Основой национального лесного законодательства является Закон о лесе. Закон призван способствовать развитию экономически, экологически и социально устойчивого лесного хозяйства на лесных угодьях. Он нацелен на обеспечение высокой продуктивности лесов и одновременно сохранение их биологического разнообразия. Одним из центральных положений закона является обязательство воспроизводства лесных ресурсов.

На сегодняшний день в Финляндии работает несколько организационных структур в области лесного хозяйства. Их задачей является развитие лесного хозяйства, контроль за соблюдением лесного законодательства, предоставление консультационных и экспертных услуг для лесовладельцев, а также управление лесными землями, находящимися в собственности государства.

 

Рисунок 1 – Структура управления лесным хозяйством Финляндии

 

На рисунке 1 представлена структура управления лесным хозяйством Финляндии. Государственное управление лесами осуществляет Министерство сельского и лесного хозяйства, в структуре которого создан лесной отдел. Основной задачей отдела является разработка лесной политики и государственных программ развития лесного сектора.

Министерство сельского и лесного хозяйства реализует государственные функции через 13 региональных лесных центров и Центр развития лесного хозяйства «Тапио». Региональные  центры предоставляют в основном услуги по составлению лесных планов для лесовладельцев, выполнению работ по улучшению лесных земель (восстановительная мелиорация, строительство и ремонт лесных дорог), а также проводят обучение и консультации лесовладельцев. Лесные центры призваны развивать устойчивое лесное хозяйство  и выполняют установленные законом контрольные функции. Работы по контролю над хозяйствованием выделены в отдельную структуру. Основные задачи контрольного отдела связаны с решениями о выделении субсидий на основании Закона о финансировании устойчивого лесного хозяйства, с контролем за выполнением работ и соблюдением законодательства.

Результативность исполнения функций государственного управления лесами можно определить по соотношению численности работающих в названных выше структурах к лесной площади. Для Финляндии этот показатель равен 55 человек на 1 млн. га лесной площади, на которой заготавливается 2, 61 млн м3  древесины.

Одним из главных разработчиков и проводников лесной политики и лесного законодательства Финляндии является центр развития лесного хозяйства «Тапио». Центр развития лесного хозяйства, основанный в 1907 году, создавал и создает нормативную базу, необходимую для инвентаризации лесов и лесоустроительных работ, разработки региональных лесных планов и программ, лесной сертификации, разработки рекомендаций и подготовки инструкций по эффективному ведению лесохозяйственной деятельности.

Лесная служба является государственным унитарным предприятием, которое осуществляет хозяйственное управление государственными земельными и водными территориями площадью более 12,3 млн. га. Лесная служба осуществляет уход за этими территориями и их эксплуатацию таким образом, чтобы извлечь из них максимальную пользу для граждан страны. Она ведет коммерческую деятельность и одновременно выполняет государственные административные задачи.

Организационно лесная служба является государственным концерном, главный вид деятельности которого – ведение лесного хозяйства с полным циклом работ от рубок главного пользования до лесовосстановления и реализации древесины на лесных рынках. Экономический механизм деятельности государственного концерна состоит в следующем. Затраты на ведение лесного хозяйства полностью покрываются за счет получаемых доходов от реализации продукции и услуг. Часть валового дохода по нормативу, устанавливаемому министерством сельского и лесного хозяйства, перечисляется в бюджет. В то же время для выполнения общественных функций лесная служба получает из министерства охраны окружающей природной среды бюджетные средства, используемые для управления природоохранными территориями.

НИИ леса, занимаясь научными исследованиями в отрасли, способствует устойчивому уходу за лесами и рациональной эксплуатации лесных ресурсов с экономической, экологической и социальной точек зрения.

Лесоводственные объединения - это организации, создаваемые частными лесовладельцами для защиты своих интересов. Они оказывают лесовладельцам помощь при ведении лесоторговли, а также при планировании и реализации лесоводственных мероприятий. На территории страны работает около 150 лесоводственных объединений. Они объединяют лесовладельцев ради повышения рентабельности и осуществления побочных задач их хозяйствования. Для достижения поставленных целей объединения получили право собирать установленные законом лесоводственные взносы. Более половины лесовладельцев использует услуги лесоводственных объединений. Значительная часть консультаций для них бесплатна. Объединения предоставляют лесовладельцам услуги почти по всем вопросам ведения лесного хозяйства, начиная с выращивания деревьев до  маркетинга лесоматериалов.

Своими достижениями лесного сектора Финляндия обязана тому, что этот сектор развивается на законодательной и нормативной базе, постоянно совершенствующейся с учетом передовых достижений науки и практики в лесном деле.

 

Работа выполнена во время проведения стажировки в Финляндии  в Центре развития лесного хозяйства «Тапио».

 

Сайт управляется системой uCoz