ОПЫТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕСНЫХ ДОРОГ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБЪЕМНЫХ ГЕОРЕШЕТОК

 

Красковский С. В., Лыщик П. А. (УО «БГТУ», г. Минск, РБ)

 

The technology of construction on forest roads of an experimental site with a solid geolattice is described, results of its experimental-industrial testing are resulted.

 

Для оценки эффективности практического применения конструкций и технологий строительства лесных дорог с объемными георешетками в производственных условиях были построены опытные участки, проведены работы по опытно-промышленной проверке их работоспособности. В процессе устройства опытных участков лесных дорог отрабатывалась технология строительства и укладки объемных георешеток (далее – георешеток).

Производственные испытания дорог с георешетками проводились с целью подтверждения результатов теоретических и лабораторных исследований конструкций лесных дорог с георешетками. В производственных условиях определяли прочность дорожных конструкций, фиксировали состояние дорожных одежд (измеряли глубину колеи), определяли скорость движения лесовозного транспорта.

На территории Трилесинского лесничества Сморгонского опытного лесхоза в 2005 году было завершено строительство лесной дороги Колпея – Ордея. Дорога проходит по I и II типам местности по увлажнению и имеет протяженность 4,885 км. На лесной дороге было заложено несколько опытных участков, которые армировали георешеткой «Комета» высотой 0,1 м и размером ячеек 20×20 см.

На исследуемом участке земляное полотно запроектировано по I типу поперечного профиля (насыпь высотой до 1 м с канавами или резервами при песчаных и супесчаных грунтах) [1]. Высота насыпи составляет в среднем 0,5 м, дорожную одежду толщиной 0,18 м устраивали из песчано-гравийной смеси, нижний ее слой был армирован георешеткой.

До начала работ по устройству армированной дорожной одежды были выполнены все предшествующие и подготовительные работы: сдвижка растительного слоя грунта за пределы резервов, планировка и уплотнение земляного полотна, устройство дренажа и водоотвода, геодезическая разбивка, устройство при необходимости временных дорог для транспортировки грунта.

Устройство конструктивного слоя, армированного георешеткой, выполняли в следующей технологической последовательности [2, 3]:

– установка секций георешетки (рис. 1);

– подвозка песчано-гравийной смеси и засыпка ею ячеек георешетки;

– разравнивание и планировка поверхности;

– уплотнение песчано-гравийной смеси;

– окончательная планировка дорожного полотна.

Устройство дорожной одежды осуществляли из карьерного грунта. Карьер выбирали с таким расчетом, чтобы песчано-гравийная смесь удовлетворяла необходимым требованиям, а расстояние транспортировки было по возможности минимальным. Песчано-гравийная смесь доставлялась к месту строительства автосамосвалами, затем ее отсыпали, начиная от центра дороги и оканчивая на обочинах.

Рис. 1 – Уложенные секции георешетки «Комета»

Для подвозки смеси комплектовали колонну автомобилей-самосвалов, число которых определяли исходя из продолжительности рейса. К расчетному числу добавляли 1–2 автосамосвала для компенсации времени отдыха водителей и непредвиденных задержек. Разравнивание и засыпка песчано-гравийной смеси в ячейки георешетки осуществлялись бульдозером (рис. 2).

Рисунок 2 – Разравнивание и засыпка песчано-гравийной смеси

Предварительная планировка поверхности дороги также производилась бульдозером за 1–2 прохода по одному следу. Эту операцию выполняли продольными проходами, начиная от оси дороги с постепенным перемещением к бровке и с перекрытием предыдущего следа на 0,5–0,8 м.

Уплотнялась песчано-гравийная смесь прицепными катками на пневмошинах. Первые проходы катка выполняли от середины к краям дороги, смещая каждый последующий проход на 1/3 ширины катка. Требуемое число проходов каждого катка зависело от характеристик смеси и определялось на пробном участке. Уплотнение производили до плотности не ниже 0,98.

Окончательная планировка дорожного полотна выполнялась автогрейдером типа за 2–3 прохода по одному следу с первым проходом по оси дороги. При этом отвал был установлен параллельно проектному положению поверхности полотна при угле захвата 90°. Последующие проходы делали с постепенным смещением к краю дороги, повторные – от краев дороги с перемещением к середине. В отдельных местах рабочие вручную разравнивали и планировали поверхность дорожного полотна.

Наблюдения за опытным участком с георешеткой проводили в течение двух лет эксплуатации лесной дороги. В производственных условиях определяли модуль упругости, скорость движения автотранспорта, исследовалась колея (рис. 3). Модуль упругости покрытия дорожной одежды определяли через модуль деформации, который измеряли при помощи ударника СоюздорНИИ.

 

Рисунок 3 – Колея на участке без георешетки (а) и на участке с георешеткой (б)

Для характеристики состояния опытных участков были использованы такие показатели, как коэффициент прочности и коэффициент службы (коэффициент ровности покрытия). Коэффициент прочности, характеризующий прочность дорожной одежды, определяли по формуле [4]

        ,                                                                                                     (1)

где  , соответственно фактическая и требуемая величина модуля упругости дорожной одежды, МПа. Для песчано-гравийной смеси  = 190 МПа.

Эксплуатационное состояние проезжей части оценивали коэффициентом службы [4]

,                                                                                                  (2)

где   − наибольшая фактическая скорость расчетных груженых автопоездов по условию состояния покрытия дороги, м/с;  − расчетная скорость движения автопоездов для данного вида покрытия, м/с. Для покрытия из песчано-гравийной смеси  = 11,1 м/с.

В таблице приведены результаты определения модуля упругости, измерения глубины колеи, скоростей движения, а также значения коэффициентов прочности и службы, рассчитанных по формулам (1) и (2).

Таблица - Результаты обследования опытных участков

Местоположение и наименование

участка

Год

Модуль упругости, МПа

Коэффициент прочности

Наибольшая

глубина

колеи, см

Скорость движения, м/с

Коэффициент службы

ПК 34 + 00, участок с георешеткой

2006

≈188

0,99

4,7

10,34

0,93

2007

≈185

0,97

5,0

10,16

0,92

ПК 34 + 60, участок без георешетки

2006

≈188

0,99

6,7

9,22

0,83

2007

≈185

0,97

7,3

8,93

0,80

Производственные испытания опытных участков лесной дороги позволили качественно и количественно оценить работу дорожной одежды лесной дороги с георешеткой в производственных условиях.

Модуль упругости на опытных участках оказался одинаковым. Это хорошо согласуется с результатами теоретических и лабораторных исследований авторов статьи, проведенных с георешеткой «Комета» и подтверждающих отсутствие армирующего эффекта в отношении упругих характеристик упрочненного слоя. Следовательно, и коэффициент прочности на опытных участках также одинаков.

В то же время, результаты измерение глубины колеи подтвердили влияние георешетки «Комета» на интенсивность сдвиговых процессов в грунте, являющихся основной формой его разрушения. На опытном участке с георешеткой глубина колеи была меньше на 43% в 2006 году и на 46% в 2007 году.

Более высокая степень ровности покрытия обеспечила более высокие скорости движения по опытному участку с георешеткой. Соответственно, коэффициент службы для этого участка значительно выше. Значения коэффициента службы (0,83 и 0,80) для участка без георешетки говорят о том, что на момент проведения производственных испытаний покрытие нуждалось в проведении среднего ремонта (коэффициент службы не должен быть менее 0,85 [4]).

 

Литература

1. Вырко, Н. П. Сухопутный транспорт леса: учебник для студ. вузов / Н. П. Вырко. – Минск: Выш. школа, 1987. – 437 с.

2. Методические рекомендации по проектированию и строительству грунтовых насыпей на торфяном основании, армированных георешетками «Прудон-494», в условиях Западной Сибири. – М.: 26 ЦНИИ МО РФ, 2000. – 40 с.

3. Применение синтетических материалов при устройстве нежестких одежд автомобильных дорог: ВСН. – М.: 26 ЦНИИ МО РФ, 1995. – 44 с.

4. Содержание и ремонт лесовозных автомобильных дорог / Б. Н. Смирнов [и др.]; под общ. ред. Б. Н. Смирнова. − М.: Лесная пром-сть, 1974. − 208 с.

Сайт управляется системой uCoz