СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА РОССИИ

 

Кожемяко Н. П. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

Condition and prospects of development of wood sector of Russia.

 

Российские леса имеют общемировое значение, обусловленное запасами древесины, биоразнообразием, ролью в глобальном круговороте и потенциальным влиянием на международную торговлю лесными продуктами.

На долю России приходится 22% площади мировых лесов. В отношении лесов бореальной и умеренной зон Россия является абсолютным монополистом, обладая почти половиной мировых ресурсов.

Лесной сектор Российской Федерации традиционно является значимым элементом национальной экономики. В его состав включается лесное хозяйство, ответственное за использование, сохранение и воспроизводство лесов, а также  заготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В лесах России сосредоточено 81,5 млрд. м3 древесины с ежегодным приростом в 993,8 млн. м3. Лесосырьевые ресурсы России дают возможность не только обеспечить текущую и перспективную потребность страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить их экспорт в условиях прогнозируемого роста спроса на древесину на мировом рынке.

Однако лесной фонд России было бы неправомерно считать неисчерпаемым: почти 95% лесов России произрастает в бореальном поясе, а около 50% имеет низкую природную продуктивность. В районах, доступных для эксплуатации, лесной фонд истощен в результате концентрированных рубок 1950-1960 годов и еще не полностью восстановился.

Характерной особенностью размещения лесосырьевых ресурсов России является резкий дисбаланс в их наличии и фактическом использовании. Запас древесины спелых лесов Европейско-Уральской части России составляет 18% от общего запаса спелых лесов страны, а заготавливается в этой части свыше 60% от общего объема заготовок.

Общая площадь земель государственного лесного фонда составила 1 173 млн. га. Эти земли занимают около 69% территории Российской Федерации (вместе с внутренними водами).

Современный уровень развития лесопромышленного комплекса позволяет осваивать не более 25% от расчетной лесосеки, то есть лесного ресурса, допустимого к рубкам по лесоводственным и экологическим требованиям.

Стоимость произведенной продукции в расчете на 1 м3 заготовленной древесины в Российской Федерации составляет 67 долл. США, что в 3,5-5 раз меньше, чем в развитых лесопромышленных странах.

В состав ЛПК входят более 30 тыс. предприятий, в том числе 2 300 крупных и средних предприятий лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Общая численность работающих превышает 800 тыс. человек.

Подавляющее большинство предприятий ЛПК – частные компании без какого-либо участия государства. Свыше 500 лесозаготовительных предприятий (леспромхозов) являются градообразующими.

Анализ динамики производства основных видов лесопродукции показывает, что наиболее динамично развиваются деревообрабатывающие производства. Максимальный рост производства отмечается по ДСП в 1,9 раза в 2006 году по отношению к 2000 году ( на 2259 м3), производство фанеры увеличилось в 1,7 раза и составило 2598,3 м3 в 2006 году, в 1,4 раза вырос объем производства ДВП, бумаги и картона. Однако относительно 1990 года превышение объема производства в 2006 году отмечено только по фанере в 1,6 раза.  Фанера клееная стабильно пользуется большим спросом на зарубежных рынках.

Производство древесностружечных плит за период  с 1990 г. по 2006 г. снизилось на 17,5% (4593,8. тыс.усл.м3). Однако в последние годы наметилась устойчивая тенденция роста производства ДСП.

В 2006 году рост производства в целом по лесопромышленному комплексу, по данным Росстата, составил 102,0% против 104,2% в 2005 году.

По оперативной информации, произведено деловой древесины 106,7 млн. м3, 94,2% к 2005 году, пиломатериалов – 21,3 млн. м3 (102,4% к уровню 2005 года).

В начале 2007 года наблюдается ускорение роста объемов лесозаготовок, деревянного домостроения, целлюлозы и других видов лесопродукции.

Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится всего 1,2% от валового внутреннего продукта, 4% выпуска промышленной продукции, 4% от экспорта.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что уровень развития лесопромышленного комплекса и его место в национальной экономике не соответствуют его потенциалу. Системной проблемой в его развитии являются низкий уровень использования лесов, недостаточное развитие высокотехнологичных производств по глубокой механической и химической переработке древесного сырья, поставившие экономику страны в зависимость от импорта высококачественной лесобумажной продукции.

Основными причинами неудовлетворительного развития комплекса являются:

-     низкий технический уровень производства и отсталость технологий, обусловленные высокой  степенью физического износа основного технологического оборудования и недостаточной инновационной активностью российских лесопромышленных компаний;

- несовершенная структура производства лесобумажной продукции, характеризующаяся низкой долей выпуска продукции глубокой переработки древесины, определившей сырьевую направленность экспорта;

- низкая конкурентоспособность отечественной лесобумажной продукции;

недостаточные объемы инвестиций, сдерживающих развитие производств по глубокой переработке древесины и развитию лесозаготовок из-за отсутствия достаточных объемов строительства лесовозных дорог;

- недостаток мощностей по переработке низкокачественной и лиственной древесины в конкурентную продукцию с высокой добавленной стоимостью;

- сложное финансовое положение большинства предприятий, определяемое высоким уровнем материало- и энергоемкости производства при наличии опережающего роста цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополистов, не позволяющие сформировать необходимые объемы инвестиционных ресурсов для расширенного воспроизводства;

- низкий по отношению к другим отраслям промышленности уровень оплаты труда, ухудшающаяся ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке и недостаток кадров, высокий уровень безработицы в градообразующих населенных пунктах;

- недостаточная ёмкость внутреннего рынка, характеризующаяся низкими потребительскими качествами поставляемой продукции, ограниченным ассортиментом продукции, создающими условия для расширения импорта лесобумажной продукции.

Для повышения роли лесопромышленного комплекса в развитии национальной экономики необходима комплексная программа, направленная на стимулирование развития предприятий ЛПК и повышение конкурентоспособности комплекса в целом.

Государственная программа  развития лесного комплекса должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, а именно, соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия

Целостная программа дальнейшего развития лесного комплекса должна включать:

1. Совершенствование системы лесных отношений, направленной на эффективное использование лесного фонда, совершенствование арендных отношений в сфере лесопользования, решение задач по развитию инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций на основе инвестиционных соглашений при осуществлении крупных проектов;

2. Реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности отечественной лесной промышленности, через стимулирование структурных преобразований в лесном хозяйстве и лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур; создание благоприятных условий для инвестиций в деревообрабатывающую промышленность, обеспечение последовательного снижения ставок вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины и формирование поэтапного графика их увеличения до 2010 года на отдельные виды круглых лесоматериалов, отмену ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование для деревопереработки; развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины; стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественной деревообрабатывающей промышленности; расширение применения энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики.

3. Разработка и принятие комплекса мер по увеличению использования древесины в жилищном строительстве, в том числе в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России.

Сайт управляется системой uCoz