К ВОПРОСУ О РОЛИ НАСЕКОМЫХ В РАСПРОСТРАНЕНИИ БАКТЕРИОЗА БЕРЕЗЫ

 

Сидоров В.А. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

The role of insects in diffusion of bacteriosis of birch is discussed.

 

В настоящее время бактериальная водянка березы (Erwinia multivora Scz.-Parf.) встречается практически повсеместно на территории европейской части России, хотя еще полвека назад отмечалась лишь единично. Поэтому многие вопросы этиологии заболевания были изучены слабо или вообще не затронуты. Одним из таких вопросов является вопрос о роли насекомых в распространении бактериальной водянки.

Известно, что немалая доля образующихся очагов болезней растений связана с насекомыми-переносчиками инфекции (около 400 видов насекомых являются переносчиками более 200 различных вирусов). Половина из этих переносчиков – тли и цикады [1]. Многие виды стволовых вредителей имеют хозяйственное значение как переносчики грибных болезней деревьев [2,7]. Однако насекомые переносят не только вирусы, паразитарные грибы, но и фитопатогенные бактерии. Кроме того, повреждая различные части дерева, они создают благоприятные условия для попадания инфекции внутрь растения. Т.М. Рыбалко и А.Б. Гукасян (1986) приводят сведения, что нематоды, клещи, проволочники и другие поч­венные насекомые, повреждая корни и корневые волоски, способ­ствуют проникновению фитопатогенных бактерий из почвы в корневую систему.

А.Л. Щербин-Парфененко (1963) указывает, что переносчиками возбудителя бактериальной водянки в условиях Краснодарского края также могут являться такие на­секомые, как златка узкотелая.

В нынешней эпифитотии бактериоза березы в Калужской области отмечалось наличие семейноходного древесинника почти на всех пораженных деревьях и он рассматривается как переносчик возбудителя болезни. Кроме того, возможными переносчиками болезни там считаются зеленая узкотелая златка и березовый заболонник, однако о встречаемости этих видов на пораженных деревьях не сообщается [5]. На наш взгляд, на основе собственных исследований, короеды-древесинники, являясь хозяйственно не опасными видами ксилофагов, способны заселять только деревья, утратившие жизнеспособность, и не заселяют деревья без предварительного их ослабления другими факторами. Таким образом, указанный древесинник является вторичным поселенцем и не может быть переносчиком болезни. Березовый заболонник является более активным видом, чем семейноходный древесинник и зеленая узкотелая златка, и способен заселять сильноослабленные и усыхающие деревья, а это указывает на то, что он действительно может быть переносчиком бактериоза, однако нами не отмечено случаев бактериального поражения, начинающегося от системы его ходов.

Отсутствуют данные о том, является ли перенос бактерий чисто механическим на покровах тела насекомого или фитопатогенные бактерии попадают в его кишечник. Это важно для разработки методов и способов защиты леса от бактериальной водянки, так как в первом случае бороться предстоит только с бактериями, а во втором – и с бактериями и с насекомыми-переносчиками.

На наш взгляд вопрос о роли насекомых в распространении болезни еще не разработан полностью. Исследования березняков Брянской области показали, что заселенность деревьев стволовыми вредителями низкая (2…8%). Большая часть заселенных ксилофагами деревьев относится к категории сухостоя прошлых лет (77%), заселенность сухостоя текущего года не превышает 9%. Заселенные сильноослабленные и усыхающие деревья отмечались единично. Среди заселенных деревьев 78% уже были поражены бактериозом до заселения, остальные были ослаблены другими причинами. Анализ модельных деревьев показал, что единственным видом ксилофагов, адаптировавшимся к условиям кислой подкоровой среды на пораженных водянкой деревьях оказалось сверлило лиственное (Hylecoetus dermestoides L.). Вредитель поселяется на уже зараженных деревьях и не является причиной ослабления дерева, равно как и переносчиком заболевания [4]. Единично и только на не пораженных бактериозом деревьях нами отмечались березовый заболонник (Scolytus ratzeburgi Jans.) и лестничный древесинник (Trypodendron signatum F.). Погибшие от бактериоза деревья часто заселяются опенком осенним.

Таким образом, по результатам обследования березовых насаждений Брянской области с признаками поражения бактериальной водянкой ксилофаги являются фактором ослабления и усыхания только части пораженных бактериозом деревьев и, следовательно, переносчиками возбудителя болезни быть не могут. Роль насекомых в ослабленных березняках зависит от конкретных экологических условий и особенностей развития бактериоза на деревьях.

Литература

1.        Дьяконов К.П. Роль массовых насекомых-вредителей в инвазии ряда фитопатогенных вирусов / К.П. Дьяконов // Чтения памяти А.И. Куренцова. – Вып. Х. – Владивосток, 2000. – С. 5…16.

2.        Пашенова Н.В. Перенос усачом Monochamus sutor грибов синевы древесины при заселении лиственницы Каяндера на Камчатке / Н.В. Пашенова, В.П. Ветрова // Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей. Материалы IV науч. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2003.

3.        Рыбалко Т.М. Бактериозы хвойных Сибири / Т.М. Рыбалко, А.Б. Гукасян. - Новосибирск: Наука, 1986. – 80 с.

4.        Сидоров В.А. Ландшафтная приуроченность и пораженность березняков бактериальной водянкой в Брянской области / В.А. Сидоров // Актуальные проблемы лесного комплекса. Сб. науч. тр. междунар. науч.-техн. конф. Вып. 13. – Брянск: БГИТА, 2006. – С. 239-242.

5.        Смирнов С.И. Бактериальная водянка в березняках Калужской области / С.И. Смирнов, А.С. Котов // Лесоведение, экология и биоресурсы. Материалы междунар. науч.-производ. конф. «Брянщина – родина отечественного и мирового высшего лесного образования». – Брянск: БГИТА, 2005. – С. 182-183.

6.        Щербин-Парфененко А.Л. Бактериальные заболевания лесных пород / А.Л. Щербин-Парфененко. - М.: Гослесбумиздат, 1963. – 149 с.

7.        http://www.zin.ru

Сайт управляется системой uCoz