Эколого-краеведческий маршрут «По лесной тропе» и его лесоводственно-таксационная оценка

 

Носков А.Н.* (МарГТУ, г. Йошкар-Ола, РФ)

 

Ecological study of local lore route «On a wood track» and his estimation.

 

Одной из наиболее эффективных форм ведения эколого-просветительской работы с населением в целях повышения экологической культуры являются специально оборудованные маршруты. Иначе они называются - учебные тропы природы или экологические тропы. Основные цели их создания – информирование, экологическое обучение и воспитание у посетителей бережного отношения к природным территориям. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников в целях уменьшения травматизма.

Одним из мероприятий по охране природы для уменьшения нагрузки на территорию является оборудование маршрута. Разработанный Молодежным экологическим союзом Республики Марий Эл маршрут в рамках проекта «Экологическая тропа по реке Большая Кокшага» включает в себя 4 туристических площадки, на которых есть навесы со столами и скамейками, аншлаги с природоохранной пропагандой, выкопаны ямы для мусора. Вход на эколого-краеведческий маршрут находится недалеко от поселка Старожильск Республики Марий Эл. Проходит он по 30 кварталам и 153 выделам Старожильского лесничества Государственного учреждения Республики Марий Эл «Пригородный лесхоз». Вся площадь представляет собой научный и практический интерес для комплексного изучения природных явлений и решения конкретных практических задач. Для участников запланированы экскурсии на озеро Паленое, реки Большая Кокшага и Большой Кундыш.

Не менее интересна история этой территории. Когда-то здесь располагался Марийский государственный заповедник (с 1968 по 1972 гг.). Наблюдательных туристов могут заинтересовать процессы восстановления гарей, преобразование сгоревших лесных массивов, использование лесных культур в лесовосстановлении и их эффективность. Он используется отделом «Экологическое образование и просвещение» Молодежного экологического союза Республики Марий Эл, Государственным природным заповедником «Большая Кокшага», предлагается для учителей республики как одна из форм учебно-просветительской работы.

Для сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

· движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума под руководством экскурсовода, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;

· организация стоянок и ночлега разрешается только в специально оборудованных местах;

· курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;

· экотуристы вовлекаются в решение местных экологических проблем;

· запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;

· с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;

· топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;

· на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);

· после себя нельзя оставлять никакого мусора;

· в зоне тропы категорически запрещена любая охота.

Неприемлема полная заброшенность и полное отсутствие какого-либо эколого-образовательного туризма на маршруте. Сооруженные малые архитектурные формы в течение сезона должны постоянно ремонтироваться.

Информацию, получаемую на тропе, можно условно разделять на познавательную и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют определенные объекты на тропе. На прогулке по эколого-краеведческому маршруту, например, можно познакомиться с хвойными деревьями.

В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия студентов в охране природных богатств родного края. Эколого-краеведческий маршрут раскрывает не только экологические аспекты территории. Для участников маршрута собран познавательный материал об истории этой местности.

Используемая территория сочетает в себе разные типы природных объектов, а значит – и различные традиционные представления о природной среде: о роднике, ручье, речке, лесном озерце, болоте, лесе, лесной опушке, луге, поле.

Отношения к окружающим природным объектам, "экологические размышления" в рамках мероприятий тропы, отзывы экскурсанты могут выразить в "послании тропе".

Одним из основных методов для реализации проекта «Экологическая тропа по реке Большая Кокшага» является исследовательская работа. Студентами 2-4 курсов факультета лесного хозяйства Марийского государственного технического университета проведена лесоводственно-таксационная оценка туристических площадок (табл. 1), используемых в маршруте и составлена его схема.

Дальнейшее функционирование маршрута подразумевает обязательный компонент мониторинг тропы – отслеживание изменений её объектов в процессе постоянного взаимодействия с населением, случайными посетителями территории маршрута. Для проведения за мониторингом состояния конструкций на стоянках и их ремонта площадки имеют подробное описание.

Основными целями и задачами этой работы являются более глубокое развитие знаний и умение применять их на практике, воспитание этических норм, бережное отношение к природе, уважение и любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое, формирование гражданских позиций.

 

Таблица 1 - Лесоводственно-таксационная характеристика лесных насаждений на территории возле туристических площадок, используемых для эколого-краеведческого маршрута «По лесной тропе»

№ кв.

№ выд.

S выд.

насаждение

яруса

древостоя элемента леса

Кл. бонитета

Тип леса

ТЛУ

Состав

Нср.

Р

Запас

Порода

Аср.

Нср

Дср.

М

Старожильская Красная горка

17

17

4,6

II

Сбр

А2

10С+Б

20

0,8

230

С

65

20

20

230

озеро Паленое

53

14

0,3

 

Смбр

В2

прогалига

С

 

Музей-пасека

118

2

6,5

II

Сбр

А2

6С1Б3С

3

0,6

50

С

12

3

3

25

7

Б

15

7

6

15

7

С

20

7

8

10

Красная горка на р. Большой Кундыш

119

18

2,0

усадьба

Сабонаковская Красная горка

82

4

28,0

II

Сзм

А2

10С

19

0,7

190

С

60

19

22

190

 

Литература

1. Справочные материалы для организаторов работы в школьных лесничествах. (Методическое пособие) / Под ред. А.И. Филенко. – Йошкар-Ола; 2004. – С. 39-45.

2. Общесоюзные нормативы для таксации лесов / В.В. Загреев, В.И. Сухих, В.И. Швиденко и др. – М.: Колос, 1992. – 495 с.

3. Носков А.Н., Гурьянова А.Ю. Проект «Экологическая тропа по реке Большая Кокшага» //Экологический вестник Чувашской Республики. Выпуск 51. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Участие молодежи в решении экологических проблем России» / Гл. редактор д.б.н. Воронов Л.Н. – Чебоксары, 2005. – С. 123-126.

 

*Научный руководитель В.А.Закамский, к. с./х. наук, доцент

 

Сайт управляется системой uCoz