Эколого-краеведческий маршрут «По лесной тропе» и его лесоводственно-таксационная оценка
Носков А.Н.* (МарГТУ, г. Йошкар-Ола, РФ)
Ecological study of local lore route «On a wood track» and his estimation.
Одной из наиболее эффективных форм ведения эколого-просветительской работы с населением в целях повышения экологической культуры являются специально оборудованные маршруты. Иначе они называются - учебные тропы природы или экологические тропы. Основные цели их создания – информирование, экологическое обучение и воспитание у посетителей бережного отношения к природным территориям. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников в целях уменьшения травматизма.
Одним из мероприятий по охране природы для уменьшения нагрузки на территорию является оборудование маршрута. Разработанный Молодежным экологическим союзом Республики Марий Эл маршрут в рамках проекта «Экологическая тропа по реке Большая Кокшага» включает в себя 4 туристических площадки, на которых есть навесы со столами и скамейками, аншлаги с природоохранной пропагандой, выкопаны ямы для мусора. Вход на эколого-краеведческий маршрут находится недалеко от поселка Старожильск Республики Марий Эл. Проходит он по 30 кварталам и 153 выделам Старожильского лесничества Государственного учреждения Республики Марий Эл «Пригородный лесхоз». Вся площадь представляет собой научный и практический интерес для комплексного изучения природных явлений и решения конкретных практических задач. Для участников запланированы экскурсии на озеро Паленое, реки Большая Кокшага и Большой Кундыш.
Не менее интересна история этой территории. Когда-то здесь располагался Марийский государственный заповедник (с 1968 по 1972 гг.). Наблюдательных туристов могут заинтересовать процессы восстановления гарей, преобразование сгоревших лесных массивов, использование лесных культур в лесовосстановлении и их эффективность. Он используется отделом «Экологическое образование и просвещение» Молодежного экологического союза Республики Марий Эл, Государственным природным заповедником «Большая Кокшага», предлагается для учителей республики как одна из форм учебно-просветительской работы.
Для сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
· движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума под руководством экскурсовода, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
· организация стоянок и ночлега разрешается только в специально оборудованных местах;
· курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;
· экотуристы вовлекаются в решение местных экологических проблем;
· запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
· с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
· топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;
· на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
· после себя нельзя оставлять никакого мусора;
· в зоне тропы категорически запрещена любая охота.
Неприемлема полная заброшенность и полное отсутствие какого-либо эколого-образовательного туризма на маршруте. Сооруженные малые архитектурные формы в течение сезона должны постоянно ремонтироваться.
Информацию, получаемую на тропе, можно условно разделять на познавательную и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют определенные объекты на тропе. На прогулке по эколого-краеведческому маршруту, например, можно познакомиться с хвойными деревьями.
В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия студентов в охране природных богатств родного края. Эколого-краеведческий маршрут раскрывает не только экологические аспекты территории. Для участников маршрута собран познавательный материал об истории этой местности.
Используемая территория сочетает в себе разные типы природных объектов, а значит – и различные традиционные представления о природной среде: о роднике, ручье, речке, лесном озерце, болоте, лесе, лесной опушке, луге, поле.
Отношения к окружающим природным объектам, "экологические размышления" в рамках мероприятий тропы, отзывы экскурсанты могут выразить в "послании тропе".
Одним из основных методов для реализации проекта «Экологическая тропа по реке Большая Кокшага» является исследовательская работа. Студентами 2-4 курсов факультета лесного хозяйства Марийского государственного технического университета проведена лесоводственно-таксационная оценка туристических площадок (табл. 1), используемых в маршруте и составлена его схема.
Дальнейшее функционирование маршрута подразумевает обязательный компонент мониторинг тропы – отслеживание изменений её объектов в процессе постоянного взаимодействия с населением, случайными посетителями территории маршрута. Для проведения за мониторингом состояния конструкций на стоянках и их ремонта площадки имеют подробное описание.
Основными целями и задачами этой работы являются более глубокое развитие знаний и умение применять их на практике, воспитание этических норм, бережное отношение к природе, уважение и любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое, формирование гражданских позиций.
Таблица 1 - Лесоводственно-таксационная характеристика лесных насаждений на территории возле туристических площадок, используемых для эколого-краеведческого маршрута «По лесной тропе»
№ кв. |
№ выд. |
S выд. |
насаждение |
яруса |
древостоя элемента леса |
|||||||||||||||||
Кл. бонитета |
Тип леса |
ТЛУ |
Состав |
Нср. |
Р |
Запас |
Порода |
Аср. |
Нср |
Дср. |
М |
|||||||||||
Старожильская Красная горка |
||||||||||||||||||||||
17 |
17 |
4,6 |
II |
Сбр |
А2 |
10С+Б |
20 |
0,8 |
230 |
С |
65 |
20 |
20 |
230 |
||||||||
озеро Паленое |
||||||||||||||||||||||
53 |
14 |
0,3 |
|
Смбр |
В2 |
прогалига |
С |
|
||||||||||||||
Музей-пасека |
||||||||||||||||||||||
118 |
2 |
6,5 |
II |
Сбр |
А2 |
6С1Б3С |
3 |
0,6 |
50 |
С |
12 |
3 |
3 |
25 |
||||||||
7 |
Б |
15 |
7 |
6 |
15 |
|||||||||||||||||
7 |
С |
20 |
7 |
8 |
10 |
|||||||||||||||||
Красная горка на р. Большой Кундыш |
||||||||||||||||||||||
119 |
18 |
2,0 |
усадьба |
|||||||||||||||||||
Сабонаковская Красная горка |
||||||||||||||||||||||
82 |
4 |
28,0 |
II |
Сзм |
А2 |
10С |
19 |
0,7 |
190 |
С |
60 |
19 |
22 |
190 |
||||||||
Литература
1. Справочные материалы для организаторов работы в школьных лесничествах. (Методическое пособие) / Под ред. А.И. Филенко. – Йошкар-Ола; 2004. – С. 39-45.
2. Общесоюзные нормативы для таксации лесов / В.В. Загреев, В.И. Сухих, В.И. Швиденко и др. – М.: Колос, 1992. – 495 с.
3. Носков А.Н., Гурьянова А.Ю. Проект «Экологическая тропа по реке Большая Кокшага» //Экологический вестник Чувашской Республики. Выпуск 51. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Участие молодежи в решении экологических проблем России» / Гл. редактор д.б.н. Воронов Л.Н. – Чебоксары, 2005. – С. 123-126.
*Научный руководитель В.А.Закамский, к. с./х. наук, доцент