ЛЕСОСПЛАВ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ДОСТАВКИ ЛЕСА

 

Мануковский А.Ю., Савчук С.А. (ВГЛТА, г.Воронеж, РФ)

 

Influence of an alloy of a wood on water objects. Results the analysis of parameters of chemical properties of water in reservoirs which the alloy of a wood is carried out.

 

Анализ отечественной и зарубежной литературы по влиянию лесосплава на водные объекты за период с 1930 по 1990 гг. показал, что ученые-ихтиологи, ихтиотоксикологи, гидробиологи, микробиологи, гидрохимики в оценке влияния лесосплава на водные объекты и рыбное хозяйство имеют совершенно противоположные точки зрения.

Положительное влияние лесосплава ученые видят в том, что нахождение древесины в воде способствует увеличению кормовой базы для рыб. «Помимо вредных веществ, ‑ пишет известный ихтиолог Строганов Н.С., ‑ из древесины при лесосплаве выделяются в воду различные вещества, которые служат питательным материалом для планктонных форм, являющихся кормом для рыб. Соотношение положительного и отрицательного влияния лесосплава на рыбное хозяйство может быть очень сложным и различным в зависимости от целого ряда условий. Отрицательное влияние лесосплава на водные объекты отмечают ряд ученых: Кожин Н.Н., Кичагов Ф.В., Веселов В.А., Привольнов Т.Н., Новиков П.И., Баранов И.В., Гусев А.Г. Такое влияние, по их мнению, в основном, сводится к следующим факторам:

-    засорению рек отходами, корой, ветвями и топляком;

-    механическому воздействию бревен, а также техники на нерестилища;

-   сплошному перекрытию живого сечения реки пыжом леса в месте расположения запани;

-    воздействию экстрагируемых из древесины веществ;  

-    сокращению уловов во внутренних водоемах.

При этом необходимо признать, что и те и другие были правы.

По поводу всех отмеченных отрицательных сторон лесосплава Остроумов Н.А. в своей работе «Значение лесосплава в рыбном хозяйстве Северных равнинных рек», опубликованной в докладах АН СССР, пишет, что сложилось впечатление по поводу губительного воздействия лесосплава на живое население водоема. В первую очередь в результате засорения реки «отходами лесосплава» ‑ корой, щепой, сучьями и т.д. Однако исследования Остроумова Н.А. показали, что «...затонувшие куски коры,... палки, коряги, обломки бревен при исследовании оказались густо заселенными, в то время как соседние, естественные речные грунты были почти безжизненными».

Вредным остается воздействие плывущего леса, а также «отходов лесосплава» на нерестилища. Однако, как отмечает Остроумов Н.А.: «...но это явление едва ли имеет широкое распространение. Большинство весенненерестующихся форм нерестятся в пойме во время разлива и даже часто используют для прикрепления икры тот же древесный субстрат ‑ кусты, хворост, коряги. Период эмбрионального развития небольшой. Выклюнувшаяся молодь подчас прикрепляется к субстрату, на котором была икра. Осенненерестующиеся рыбы нерестятся в местах с быстрым течением, где отходы сплава задерживаются редко».

«В северных равнинных реках лесосплав, несмотря на то, что в интенсивной форме он существует уже около 20-ти лет, не сказался отрицательно на рыбах, ...не установлено ни количественного уменьшения их, ни угнетения роста».

Отмечает даже такой момент, что «...участки дна, засоренные древесными остатками и затонувшей древесиной, в реках европейского Северо-Востока значительно богаче жизнью, чем участки с тем же грунтом, но без древесины. Здесь появляются даже моллюски, столь редкие в этих реках. Рыба охотно держится около затонувших деревьев. Здесь она питается дендрофилами. Дендрофилов охотно используют в пищу многие рыбы».

Однако, следует иметь в ввиду, что степень отрицательного влияния молевого лесосплава на водоемы и рыбное хозяйство в большинстве случаев несоизмерима по сравнению с влиянием гербицидов, бытовых, сельскохозяйственных и промышленных стоков, попадающих в водоемы со всех предприятий, расположенных на водосборной площади бассейна, а также по сравнению с влиянием эксплуатации водохранилищ и гидростроительства.

Тем более, молевой лесосплав обычно имеет кратковременный характер и проводится в весенний паводковый период не более 45-ти дней, а в верховьях рек он заканчивается за 5 ‑ 10 суток. В остальное время года сплавные работы на большинстве молевых рек не проводятся.

Совместное использование водоемов для лесосплава и рыбного хозяйства издавна практиковалась в нашей стране, и не наносило ущерб воспроизводству рыбных запасов.

И только в последние годы, когда в реках резко сократились уловы рыбы, некоторые специалисты рыбного хозяйства пытаются объяснить это сокращение главным образом вредным влиянием лесосплава, исключая воздействие гидромашин на экологические системы водоемов.

Более 60-ти лет тому назад ихтиологи и гидробиологи, изучающие флору и фауну водохранилищ гидроэлектростанций, обратили внимание на значительное количественное обеднение ихтиофауны и планктона в реках за плотиной по сравнению с его содержанием в водохранилищах.

На протяжении всех последних лет исследований выдвигались различные гипотезы объясняющие этот факт, многие из них в определенной мере соответствовали истине, однако, этим исследования и заканчивались.

Установлено, что водоемы, на которых интенсивно эксплуатируются гидромашины (ГЭС, насосные установки тепловых и атомных электростанций, суда используемые на водном транспорте), непрерывно деградируют и по этой причине многие водные бассейны, утратившие целостность экосистем и нормальные функции естественного самоочищения отнесены к разряду «больных», а некоторые из них к зонам экологического бедствия.

С целью оценки влияния лесосплава ЦНИИлесосплава был проведен анализ гидрохимического режима сплавных рек. Для анализа были выбраны четыре лесосплавные реки Пермской обл., три реки Архангельской обл. и по одной реке в каждом объединении, на которых молевой лесосплав прекращен как минимум 10 лет назад.

Как показали данные анализа по рекам с наибольшим объемом сплава, гидрохимические показатели воды в сплавных водоемах не превышают предельно-допустимые концентрации (ПДК) и не отличаются от соответствующих характеристик воды при отсутствии лесосплава.

Что касается установленного соотношения древесины и воды 1:250 (0,004), при котором не будет в водоемах создаваться неблагоприятных условий для обитания и развития водных организмов, то данные показывают, что практически при лесосплаве это соотношение, в основном, значительно больше и колеблется от 1:250 до 1:12500. При этом показатель рН находится в пределах допустимого. Значения рН ниже 6,5 наблюдались на р. Весляне, что указывало на повышенную кислотность воды. Однако это зависело не столько от лесосплава, сколько от наличия в стоке этой реки болотных вод.

В остальном, приведенные данные показывают, что при молевом лесосплаве рН воды существенно не изменяется и находится в пределах допустимого.

Содержание растворенного кислорода в период молевого лесосплава на всех рассматриваемых реках было в пределах нормы.

На реках Архангельской обл. колебания значений БПК5 (количество кислорода, требуемое микроорганизмам для окисления органических веществ в течение 5 суток) составляли от 1,00 до 5,69 мг/л. Высокие значения БПК5 нельзя объяснять только воздействием молевого лесосплава. Это связано с тем, что в бассейнах имеются хозяйственно-бытовые стоки, степень влияния которых невозможно отделить от степени влияния лесосплава. Примером может быть р. Подюга, на которой молевой лесосплав прекращен еще в 1973 г., а показатель БПК5 очень высок и составляет 5,30 ‑ 5,53 мг О2/л. То есть бассейн любой реки может быть загрязнен органикой помимо древесины из лесосплава.

Для оценки содержания органического вещества применяется также бихроматная окисляемость воды, величина которой измеряется количеством кислорода, расходуемого на окисление органических веществ в одном литре воды. Как показали исследования, бихроматная окисляемость воды изменяется в широких пределах даже в створе одной и той же реки.

Необходимо отметить, что в природной воде содержится огромное количество самых разнообразных органических соединений, происхождение которых связано с жизнедеятельностью живых организмов и продуктами, образовавшимися в результате их распада.

Общая концентрация органического вещества в природных водах, колеблясь в широких пределах, наибольшей бывает в болотных водах и реках с болотным питанием, в которых при большом количестве гумусовых веществ она иногда достигает 50 мг/л и даже выше.

Интересные результаты приведены в переводе с финского «Raakapuunuiton kilpailukyky» (№ 3402 «Конкурентоспособность сплава сырьевой древесины. Народнохозяйственное значение сплава», 1982). В нем в частности отмечается, что сплав и водное складирование оказывает консервирующее влияние на экстрагируемые вещества. Указывается, что при складировании на воде количество и скорость экстрагирования веществ снижается медленнее, чем на земле.

Так при водном складировании после одного года хранения из древесины получают таллового масла на 40 % больше, чем при складировании на суше.

Кроме этого, при выработке сульфатной массы сплав и водное складирование является более выгодным, а при производстве технических масс, древесина дает массу, которая по прочностным свойствам почти такая же, как масса дефибрированная из свежесрубленной древесины. Сплав и водное складирование благоприятно влияет также на сохранение свежести.

Таким образом, анализ показателей химических свойств воды сплавных рек и рек, по которым молевой сплав прекращен, проведенный ЦНИИлесосплава, показывает, что выявить отрицательное влияние лесосплава на качество воды рассматриваемых рек не представляется возможным. Лесосплав при его правильной технологии организации не оказывает значительного отрицательного влияния на водный баланс водоемов. Каждый отдельный водоем представляет собой целую экосистему, наполненную в разном количестве живыми организмами, на которых (как уже было сказано выше) лесосплав в известных случаях оказывает и положительное влияние.  

 

Сайт управляется системой uCoz