ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ОТКАЗА ЛЕСОТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ

 

Кутырев Е. В. (ПетрГУ, г. Петрозаводск, РФ)*

 

The methodic of definition of limited condition of junction by the economic criterion is represented.

 

В качестве оценочных критериев предельного состояния цилиндро-порш­невой группы двигателя внутреннего сгорания целесообразно избрать эффективную мощность, крутящий момент и удельный расход топлива.

Эти параметры входят в число внешних характеристик двигателя, которыми оцениваются экономичность и эксплуатационные свойства лесозаготовительной машины. С учетом снижения этих свойств может быть определено предельно допустимое снижение эффективной мощности, при которой двигатель подлежит ремонту.

Добиваясь рентабельности работы машины, нельзя допускать, чтобы себестоимость единицы продукции была выше доходной ставки. Располагая значениями предельно допустимого снижения грузоподъемности или производительности по каждой марке машины, можно графически установить предельно допустимые значения снижения эффективной мощности и крутящего момента.

Аналитически сила тяги – Рт, которая в каждом случае соответствует предельной грузоподъемности (производительности) лесозаготовительной транспортной машины, может быть определена из уравнения:

                                                                        (1)

где Рт – сила тяги, Н;

D – динамический фактор машины, Н/кг;

qпр – предельная грузоподъемность, кг;

Рв – сила сопротивления воздуха, Н;

qа – масса машины в снаряженном состоянии без груза, кг.

Согласно работе [1] значение предельной грузоподъемности может быть выражено формулой:

                                                                                                  (2)

где b – параметр предельного значения расходов на единицу продукции или километр пробега, руб/км;

а – параметр, показывающий связь между грузоподъемностью (производительностью) и себестоимостью перевозок.

                                                                                              (3)

где S – себестоимость перевозок, соответствующая грузоподъемности , руб/км;

– изменяющаяся грузоподъемность машины, кг.

Зная доходную ставку (Sд) и закономерность изменения себестоимости единицы работы от снижения грузоподъемности (производительности) машины, можно установить границу допустимого снижения грузоподъемности машины (qпр).

Себестоимость перевозок лесоматериалов (Sp) может быть представлена выражением:

                                                     (4)

где q – грузоподъемность транспортного средства, т;

γд – коэффициент динамического использования грузоподъемности;

β – коэффициент использования пробега;

Sп – сумма переменных расходов, приходящаяся на 1 км пробега машины, руб/км;

Sпс – сумма постоянных расходов, руб/км;

l – средняя длина ездки с грузом, кг;

tп – время простоя машины при погрузке-разгрузке, ч;

vт – техническая скорость, км/ч.

Себестоимость 1 м3·км (т·км) перемещения лесопродукции не должна быть ниже доходной величины ставки – Sд, т. е.:

,                                                                                                (5)

где: Wд – получаемый доход от работы машины, руб.

При снижении величины Sд ниже допустимого уровня имеем предельную величину падения производительности машины, т. е. мощности двигателя, требующую ремонта или замены цилиндро-поршневой группы двигателя.

Определение порога падения мощности двигателя, проверяемой при техническом обслуживании (ТО-2 для автомобилей и ТО-3 для тракторов) позволит в каждом конкретном случае своевременно произвести необходимый профилактический ремонт, спланировать и организовать эффективную техническую эксплуатацию лесозаготовительной и лесотранспортной техники.

 

Литература

1. Иващенко Н. И. Проблема надежности и долговечности машин. Изд-во: Машиностроение, УССР. Киев, 1963.

 

* - Работа выполнена под руководством профессора ПетрГУ Шиловского В. Н.

 

Сайт управляется системой uCoz