ЗАЩИТА ЛЕСОВ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «КУРШСКАЯ КОСА»

 

Комарова И.А. (ВНИИЛМ, г. Пушкино, Моск. обл., РФ)

 

In 1991 VNIILM organized forest pathology monitoring that enables annual updated information on forest condition in “Kurshskaya kosa” unique national park (Kaliningradskaya region), forest pathology forecast and timely forest protection treatments with regard to environmental and economic needs.

 

Необходимым условием стабильного существования и поддержания экологического равновесия уникального и весьма хрупкого природного комплекса Национального парка «Куршская коса» (Калининградская обл.) являются лесные насаждения. Леса Куршской косы, в значительной мере сформированные в результате деятельности человека, испытывают неблагоприятное воздействие комплекса факторов биотического и абиотического характера. В этих условиях лесопатологический мониторинг (ЛПМ), проводимый ВНИИЛМ с 1991 г., и назначаемые по его результатам лесозащитные меры приобретают особую значимость.

Корневая губка (возб. Heterobasidion annosum (Fr.) Bref.) в сосновых культурах ранее не была известна на Куршской косе. Её очаги впервые выявлены при лесопатологическом обследовании в 1991 г. в части кварталов с чистыми культурами сосны 30-35 летнего возраста на общей площади около 100 га. Высокая первоначальная густота посадки содействовала появлению и развитию очагов болезни.

На сегодняшний день эффективных методов борьбы с корневой губкой не существует (Алексеев, 1976; Негруцкий, 1986). Поэтому важное место в комплексе лесозащитных мер занимают профилактические мероприятия по снижению вредоносности заболевания для насаждений, сохранения их устойчивости и продуктивности. При этом учитывается опыт, обобщенный в «Рекомендациях по защите хвойных пород от корневой губки в лесах европейской части России» (2001), составленных по материалам научно-исследовательских работ ВНИИЛМ и других научных учреждений.

Помимо проведения выборочных санитарных рубок для национального парка была рекомендована посадка культур по ландшафтному методу с использованием лиственных пород и кустарников, которые препятствуют развитию корневой губки (красный дуб, белая и желтая акация и др.) с сохранением естественного возобновления. Эти мероприятия позволят создать условия для формирования устойчивых разновозрастных насаждений. Редины и небольшие поляны, образовавшиеся после уборки усохших и усыхающих деревьев, увеличивают долю открытых типов ландшафта. Это повышает рекреационную оценку, что немаловажно в свете задач, стоящих перед национальным парком (сохранение природных комплексов косы, создание условий для регулируемого туризма и отдыха).

Лесопатологические обследования показали, что практически все средневозрастные и спелые еловые насаждения Куршской косы также поражены корневой губкой. После повреждения ветровалом в 1993 г. и последующих засух наблюдалось массовое размножение короеда типографа Ips typographus L. В результате процесс усыхания охватил основную часть еловых насаждений парка. В 1994-1996 гг. после принятых рекомендованных нами мер и изменившейся погодной ситуации вспышка короеда типографа затухла.

Основой для планирования мероприятий по защите еловых насаждений от короеда типографа служат данные лесопатологического мониторинга по состоянию еловых насаждений на постоянных пробных площадях и учета численности вредителя. В комплекс лесозащитных мероприятий в ельниках национального парка входят:

- санитарные рубки расстроенных насаждений, утративших свои целевые функции и ландшафтную ценность;

- уборка отдельных деревьев и их групп, заселенных и отработанных короедом типографом;

- своевременное выявление и уборка ветровала и бурелома, или использования их в качестве ловчих деревьев;

- применение феромонных ловушек для мониторинга, отлова и уничтожения короеда типографа.

По данным феромонного надзора, являющегося составной частью лесопатологического мониторинга, непарный шелкопряд Lymantria dispar L. повсеместно распространен на Куршской косе. Во время вспышки массового размножения в 1991-1992 г. для локализации его очагов было рекомендовано нефтевание яйцекладок и внесение вирусной инфекции экологически безопасным биологическим препаратом Вирин-ЭНШ. В связи с угрозой повторного повреждения лесов летом 1994 г. была проведена их обработка бактериальным препаратом – лепидоцидом на площади 450 га.

Шелкопряд монашенка Lymantria monacha L. также является одним из значимых вредителей на Куршской косе. В отличие от непарного шелкопряда, массовых размножений монашенки в насаждениях парка не наблюдалось. Крупные очаги ее массового размножения были отмечены в 1991-95 гг. в смежном районе Калининградской области и в соседних регионах - Польше, Литве и Белоруссии. Поэтому основное внимание при ведении мониторинга за этим вредителем уделено феромонному надзору, который показывал в отдельные годы (1993, 1995, 1999, 2006) достаточно высокий и близкий к пороговому значению отлов бабочек – в среднем, до 32.7 шт. на ловушку, при максимальном отлове – до 44 шт.

Ураганным ветром в декабре 1999 года лесным насаждениям национального парка был нанесен большой ущерб. Общая площадь поврежденного леса составила 1217 га, или около 20% всей его территории. Принятие своевременных и обоснованных лесозащитных решений по ликвидации последствий урагана в пострадавших более всего сосновых насаждениях парка, предупредило возникновение очагов массового размножения стволовых вредителей и усыхание деревьев. Одновременно были решены вопросы пожарной безопасности, сохранения ландшафтной привлекательности леса и безопасности для людей и животных.

В 2002 г. в 35-летних сосновых культурах сосны был обнаружен очаг красноголового пилильщика-ткача Acantholyda erythrocephala L. на площади 36 га. Хозяйственное значение этого вредителя при склонности к затяжным вспышкам заключается в способности повреждать молодняки, ослабленные другими насекомыми и грибами.

Для условий национального парка в случае угрозы дефолиации культур сосны на уровне 30% и более были предложены экологически щадящие меры – кольцевание деревьев клеем или применение димилина. Однако дальнейшие наблюдения показали, что вспышка массового размножения этого вредителя не реализовалась, в частности в результате питания и уничтожения личинок кабанами.

В целях установления численности и состояния популяции красноголового ткача ежегодно проводили осенние и весенние контрольные учеты в очаге его размножения. По результатам лесопатологического мониторинга, проведенного в 2006 г., его численность не превышала 1.6 шт. вышедших из диапаузы личинок на кв. м, что соответствует 5% угрозе объедания хвои.

В настоящее время ткач представляет лишь потенциальную опасность как вредитель сосновых культур, имеющих не только рекреационное, но и дюнозащитное предназначение.

Вредителем локального значения в национальном парке считается сосновый походный шелкопряд Thaumetopoea pinivora Tr. В России он встречается только в пределах Калининградской области по приморским дюнным пескам. Последняя вспышка массового размножения походного шелкопряда, когда потребовались истребительные мероприятия, была отмечена в 1972-1973 гг. В настоящее время динамика популяции этого вредителя отличается повышенным и относительно постоянным уровнем численности со слабыми ежегодными флуктуациями, зависящими, главным образом, от погодных факторов. Систематическими наблюдениями и учетами выяснены особенности его биологии, определена хозяйственная значимость вредителя.

Постоянный контроль состояния популяций вышеперечисленных вредителей, проводимый по программе комплексного лесопатологического мониторинга, необходим для своевременного выявления резкого роста их численности, чтобы в случае угрозы значительных повреждений применить необходимые лесозащитные меры, которые в общей системе хозяйственных мероприятий должны содействовать сохранению всех природных комплексов Куршской косы.

Сайт управляется системой uCoz